Слайд 1Эффективность использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы
Учитель МКОУ СОШ №6г.Людиново
Князькова Марина Федоровна
Слайд 2
"Железо ржавеет, не находя себе применения,
стоячая вода гниет или на холоде замерзает,
ум человека, не находя себе применения, чахнет."
Леонардо да Винчи
Слайд 3Информационные технологии как один из компонентов целостной системы обучения
облегчают доступ к
информации
открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации,
позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения,
делают ученика активным и равноправным участником
образовательной деятельности.
Слайд 4Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой
современного школьного образования
Слайд 5Использование ИКТ на уроках
русского языка и литературы
позволяет разнообразить формы работы,
деятельность учащихся;
вносит элементы занимательности, оживляет учебный процесс;
повышает уровень наглядности в ходе обучения;
активизирует внимание обучающихся;
формирует орфографическую зоркость;
воспитывает интерес к уроку;
существенно повышает мотивацию учащихся к обучению;
повышает творческий потенциал личности;
значительно экономит время на уроке.
Слайд 6
Применение ИКТ в учебном процессе –
веление времени
Слайд 7Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и
управления процессом их выполнения, позволяет качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом
Слайд 8Использование ИКТ в учебном процессе
3) система контроля и проверки (тестирование с
оцениванием, контролирующие программы);
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций
6) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
Слайд 9Задачи перед информатизацией образования стоят важнейшие:
1) повышение качества подготовки учащихся на
основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;
6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;
8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.
9)повышение уровня технологической и методической подготовленности преподавателя
Слайд 10Приемы применения компьютерных технологий
Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения
знаний учащихся, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного.
Программные средства обучающего характера, предназначенные для обучения передачи учебной информации.
Электронные учебники и электронные конспекты уроков, которые имеют гиперссылки, анимацию, речь диктора, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.
Медиатексты в электронном формате
Создание слайдов с текстовым и графическим изображением.
Использование информации из сети Интернет.
Выполнение творческих и научно -исследовательских работ
Компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной части.
Слайд 11Эффективность использования информационных технологий
повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков
самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
расширение объёма предъявляемой учебной информации;
обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом), улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализации личности учащегося.
Слайд 12
«Чем легче учителю учить,
тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю,
тем легче ученику.
Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать
каждый урок и соразмерять с силами ученика,
чем больше будет следить за ходом мысли ученика,…
тем легче будет учиться ученику
Л.Н.Толстой
Слайд 13 Основным элементом системы профессиональной деятельности учителя является образовательная деятельность, а
её ведущей организационной формой – урок.
Единственный путь, ведущий к знаниям, –
это деятельность.
Бернард Шоу
Слайд 14Эффективное использование интерактивной доски в учебном процессе
занятия с использованием разнообразного наглядного
материала, при работе с которым применяются не только репродуктивные, но и активные и интерактивные методы обучения;
занятия, на которых изучается труднодоступный и насыщенный материал, который структурируется интерактивной доской, что позволяет сосредоточить внимание учеников на отображаемом материале;
занятия с использованием различного программного обеспечения, работать с которым может одновременно весь класс и переключаться между которым можно достаточно быстро;
занятия, на которых применяются игровые методы обучения, что позволяет вызывать меньшее утомление обучающихся.
Слайд 15Рефлексия
Этапы урока с использованием ИД
Слайд 16
Материал, используемый на ИД, должен соответствовать следующим характеристикам:
отсутствие дальних планов и
мелких деталей;
высокое качество используемого материала;
видимость каждой детали из любой точки аудитории;
законченная структура;
легкость восприятия и соответствие аудитории;
высокая контрастность используемых деталей;
простой дизайн, короткий текст.
Слайд 17Алгоритм разработки урока
с использованием интерактивных средств обучения
1.Определить тему, цель,
и тип урока.
2.Составить временную структуру урока.
3.В соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.
4.Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски.
5.Из резервов программного обеспечения отобрать наиболее эффективные средства либо создать собственные ресурсы для интерактивной доски.
6.Рассмотреть целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.
7. Оценить отобранные материалы во времени.
8.Составить поминутный план урока.
9.Включить в ход урока физкультминутку.
10.Доработать конспект до получения урока с завершенной структурой.
11.Заранее подготовить учеников к восприятию занятия с использованием интерактивной доски.
Слайд 18Приемы работы на ИД средствами программы SMART Notebook 10
Инструмент «Текст»
позволяет вводить различные символы, используя обычную или виртуальную клавиатуру.
Слайд 21Технология Dragand Drop
(перетащи и отпусти)
Слайд 22Использование функции
«Утилита множественного клонирования»
Слайд 23Использование группировки объектов
Слайд 26Использование «Коллекции» Notebook
Слайд 28 Интерактивная доска предлагает широкий спектр возможностей для подготовки и проведения
современного урока.
Слайд 29При определении результативности необходимо учитывать следующие показатели:
1. Повышение уровня обученности и
интеллектуального развития.
2. Устойчивое повышение интереса к предмету.
3. Работоспособность обучающихся
(здоровьесберегающие показатели).
4. Мотивационная устойчивость учебной
деятельности учащихся.
Слайд 30Результативность педагогического опыта
Слайд 31Результативность педагогического опыта
Данный анализ показывает качество знаний учащихся одного
и того же класса (с 5-го по 11-й; 2009-2016г.). Из графика видно, что на протяжении 5 лет (в 5-9 классах) учащиеся показывали стабильное качество знаний по русскому языку (48%- 53%) и литературе (89%-94%). В 2015-2016 учебном году качество знаний по русскому языку возросло до 88%.
Слайд 32Результаты ЕГЭ по русскому языку
Слайд 33Преимущества работы с использованием интерактивной доски:
доска позволяет создавать и совершенствовать собственные
коллекции материалов к урокам;
существенно экономить время на различных этапах урока. Это весьма актуально в условиях интенсивного обучения, где дефицит времени ощутим;
интерактивная доска дает возможность многократно использовать подготовленный материал: при объяснении нового материала; при проверке домашнего задания и тематическом повторении;
осуществлять оперативный контроль знаний и наличие обратной связи;
цифровые ресурсы интерактивной доски стимулируют активность учеников на уроках, усиливается процесс запоминания и повторения.
Вывод
Внедрение интерактивных технологий в сферу образования приводит к изменению самого процесса обучения. А разработка и дальнейшее использование электронных обучающих систем на интерактивной доске позволяет сделать процесс обучения интересным и творческим, а также обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний.
Слайд 35
«Чем легче учителю учить,
тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю,
тем легче ученику.
Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать
каждый урок и соразмерять с силами ученика,
чем больше будет следить за ходом мысли ученика,…
тем легче будет учиться ученику.
Л.Н.Толстой