Слайд 1 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Лебедёвка»
Искитимского района Новосибирской области
Реферативно-исследовательская
работа
по русскому языку
Сравнение, метафора,
метонимия, синекдоха?
Авторы работы:
Таланова Елизавета,9 класс
Назеева Анастасия,9 класс
Руководитель:
Пугачёва Марина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
2018-2019 год
Слайд 2 Средства художественной выразительности – это один из
важнейших факторов, благодаря которому русский язык славится своим богатством и красотой, которая не раз была воспета в стихотворениях и бессмертных произведениях русских классиков-литераторов.
Слайд 3Цель: научиться определять в художественных произведениях сравнение, метафору, метонимию, синекдоху.
Задачи:
1.выяснить,
для чего нужны средства художественной выразительности в русском языке,
2. изучить средства художественной выразительности,
3. провести исследования по определению средств художественной выразительности в текстах,
4. выяснить умение по нахождению средств художественной выразительности у учащихся 9-10 классов (сравнение, метафора, метонимия, синекдоха).
Слайд 4Сравнение - это специальный литературный прием, основанный на сравнении двух предметов
или явлений, между которыми можно установить уравнительные отношения.
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Всё в Ольге…
А.С. Пушкин
Слайд 5Метафора - это переносное значение на основе сходства по самым разным
признакам: цвету, форме, качеству.
… ветреное племя
Растет, волнуется, кипит
И к гробу прадедов теснит.
А.С. Пушкин
Слайд 6Метонимия - это вид тропа, словосочетание, в котором одно слово заменяется
другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной связи с предметом, который обозначается заменяемым словом.
«Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.»
(А.С. Пушкин)
Слайд 7Синекдоха - это стилистическая фигура, допускающая использование одних слов вместо других
в переносном значении.
«Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?»
(Гоголь Н.В.)
Слайд 81) Метонимия
Шипенье пенистых бокалов...(А.С. Пушкин)
Я три тарелки съел...(И.А. Крылов)
Еще бокалов
жажда просит
Залить горячий жир котлет,
Но звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
Или:
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
(А.С. Пушкин «Полтава»)
Слайд 9Название места употребляется для обозначения людей, которые там находятся:
Ликует буйный Рим (М.Ю. Лермонтов).
Название сосуда используется в значении содержимого:
Я три тарелки съел (И.А. Крылов).
Имя автора заменяет название его произведения:
Траурный Шопен громыхал у заката (М. Светлов).
Названия отличительных признаков людей или предметов используются вместо их обычных наименований:
Черные фраки носились врозь и кучами там и там (Н.В. Гоголь).
Слайд 10МЕТОНИМИЯ И СИНЕКДОХА - «ПОДРУГИ» МЕТАФОРЫ
Отличие метонимии от метафоры:
1.В метафоре сопоставляемые
предметы должны быть обязательно похожи, при метонимии такого сходства нет, художник слова опирается только на смежности предметов.
2.Метафору легко перестроить в сравнение с помощь слов как, вроде, подобно. Метонимия такой трансформации не допускает, например:
Бахрома инея - иней, как бахрома.
Соосны шепчут – сосны шумят, будто шепчут.
Слайд 112) Синекдоха
Эй, зонтик! Уступите место трости. С ней и пенсне усядется
вполне (из шуточного стихотворения).
Напротив меня в вагоне сидел старик в панаме, а рядом с ним женщина в кокетливой шляпке. Панама читала газету, а кокетливая шляпка кокетничала со стоящим возле нее молодым человеком.
Фуражка заволновалась (о мужчине)
Бакенбарды рассердились (об одном человеке).
Слайд 12Сравнение, метафора, метонимия, синекдоха?
В основу сочетания положено прямое сравнение
(«как», «словно», «будто»,
творительный падеж,
сравнительное придаточное)?
да
сравнение
Можно сделать сравнит. оборот со словами как, словно, будто?
да
нет
метафора
сочетание основано на замещении типа:
1) часть вместо целого (или наоборот)?
2) мн.ч. вместо ед.ч. (или наоборот)?
нет
да
синекдоха
нет
метонимия
Слайд 13Сравнение, метафора, метонимия, синекдоха в текстах художественной литературы
Среди учащихся
9,10 классов мы провели тестирование по нахождению таких средств художественной выразительности, как сравнение, метафора, синекдоха и метонимия. Ребятам нужно было в предложениях найти эти средства выразительности.
Ученикам был да отрывок из произведений и определение средств художественной выразительности.
Слайд 14Вывод: из 24-х учащихся, участвующих в тестировании, в 1 задании, по
нахождению сравнения справились 23 учащихся. По нахождению метафоры - справилось меньше половины учащихся из опрошенных. По нахождению метонимии из 24-х учащихся 19 ответили правильно.
Синекдоху нашли всего 2 ученика. Ребята сталкиваются с трудностями при определении синекдохи.
Слайд 15Для чего нам в русском языке нужны средства художественной выразительности?
В русском
языке средства художественной выразительности нужны для того, чтобы сделать речь ярче, красочнее, эмоциональнее. Для того чтобы придать тексту авторское своеобразие, донести самые тонкие нюансы мыслей или образов.
Слайд 16Средства художественной выразительности используются в разных сферах общения: художественной, публицистической, разговорной
и даже научной речи. Наиболее беден ими официально-деловой стиль речи. Особую роль играют средства выразительности в художественной речи.
Средства художественной выразительности помогают автору создать художественный образ, а читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.
Слайд 17При нахождении таких средств художественной выразительности, как метафора, метонимия и синекдоха,
учащиеся сталкиваются с большими трудностями, даже если пользуются алгоритмом их определения.
Слайд 18Список использованной литературы и источников
http://info-4all.ru/obrazovanie/chto-takoe-sravnenie-v-russkom-yazike-primeri-i- opredeleniya/https://www.syl.ru/article/197682/new_sinekdoha---eto-primeryi-ispolzovaniya-e-v-rechi
http://fb.ru/article/41933/dlya-chego-nujnyi-sredstva-vyirazitelnosti-v-russkom-yazyike
«Евгений Онегин» (А.С. Пушкин )
http://russkiy155.blogspot.com/p/blog-page_18.html