Слайд 1Современные образовательные технологии
Будущее уже наступило.
Роберт Юнг.
Слайд 2Список литературы.
Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и
решения. Москва.: Сентябрь, 2004 год.
Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2006 год.
Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.:Сентябрь, 2003 год.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003 год.
Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 год.
(Адаптивная школа – это школа для всех учащихся с разными уровнями способностей. В адаптивной школе должна быть создана определённая образовательная среда, помогающая каждому ребёнку быть личностью.)
Слайд 3«Если вы заметили, что вы на стороне большинства,
это верный признак того,
что вам необходимо меняться» (Марк Твен)
«Человек может всё, но не больше» (Константин Мелихан)
« Подумай, как трудно изменить себя самого,
и ты поймёшь, сколь ничтожны твои возможности изменить других»
(Вольтер)
«Если нам есть в чём себя упрекнуть,
Мы всегда отыщем виновных» (Хенрик Ягодзиньский)
«Всё в наших руках,
поэтому нельзя их опускать» (Коко Шанель)
Слайд 4Часто педагогическую технологию определяют как:
Совокупность приёмов – область педагогического знания,
отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
Упорядоченная совокупность действий, операций, процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса (государственный стандарт высшего профессионального образования);
Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
Слайд 5Но помимо этого под педагогической технологией понимают процессы:
Научного проектирования и точного
воспроизведения гарантирующих успех педагогических действий;
Оптимизации обучения и воспитания путём анализа факторов, повышающих педагогическую эффективность;
И целое научное направление:
Наука, исследующая наиболее рациональные пути обучения;
Новое направление (с 50-х гг.) в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов;
Одно из специальных направлений педагогической науки (прикладная педагогика), призванное обеспечить достижение определённых задач, повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, гарантировать его высокий уровень.
Слайд 6Сравнительная таблица методики и технологии обучения.
Слайд 8Уровни овладения педагогическими технологиями.
Слайд 15Технологии, используемые в образовательном процессе школы № 10.
Апробация
Внедрение
Обобщение
Слайд 16Технология развития критического мышления.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с
позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Слайд 17Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся
в образовательный процесс.
Исходные научные идеи:
Критическое мышление:
Способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
Облегает понимание различных «взглядов на мир»;
Позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления учащихся.
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
Оценка (Где ошибка?)
Диагноз (В чём причина?)
Самоконтроль (Каковы недостатки?)
Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)
Прогноз (Постройте прогноз).
Слайд 18Результаты:
Критичность мышления школьников по поводу своего субъектного опыта.
Ограничения:
Подготовка
специального содержания текстов.
Невысокий уровень сформированность у школьников умений самостоятельной работы.
Слайд 19Системы действий учителя и учащихся
Слайд 21Технология проектного обучения.
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения:
« Всё из
жизни, всё для жизни».
Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:
Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Слайд 22Исходные теоретические позиции проектного обучения:
в центре внимания – ученик, содействие развитию
его творческих способностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
Слайд 23Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в
процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра.
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Игра несёт на себе функции:
психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
психотерапевтические, помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;
технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
Слайд 24Возможные темы учебных проектов разнообразны,
как и их объекты.
Можно выделить
по времени три вида учебных проектов:
краткосрочные (2-6 часов);
среднесрочные (12-15 часов);
долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.
Слайд 25Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
Слайд 27Технология интегрированного обучения
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно,
в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.
Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.
Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
Слайд 28Преимущества интегрированных уроков.
Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной
научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.
Закономерности интегрированных уроков:
весь урок подчинён авторскому замыслу,
урок объединяется основной мыслью (стержень урока),
урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого,
этапы и компоненты урока находятся в логико- структурной зависимости,
отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».
Взаимодействие учителей может строиться по-разному.
Оно может быть:
1. паритетным, с равным долевым участием каждого из них,
2. один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;
3. весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.
Слайд 29Первый этап работы подготовительный.
Он включает в себя следующие элементы:
планирование,
организация творческой группы,
конструирование содержания урока,
репетиции.
Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительский.
В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова.
Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая. Может быть в виде - увертюры.
В заключительной части урока необходимо
обобщить всё сказанное на уроке,
подвести итог рассуждениям учеников,
сформулировать чёткие выводы.
Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие.
Третий этап – рефлексивный.
На этом этапе проводится анализ урока.
Необходимо учесть все его достоинства и недостатки.