Презентация, доклад на тему Соотношение интонации в устной речи и знаков препинания в письменной

Содержание

Пунктуация (позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка), система знаков препинания (позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка), система знаков препинания в письменности какого-либо языка, правила их употребления; их расстановка в тексте; наряду с графикой (позднелат.

Слайд 1


Слайд 2Пунктуация (позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка), система знаков препинания

(позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка), система знаков препинания в письменности какого-либо языка, правила их употребления; их расстановка в тексте; наряду с графикой (позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка), система знаков препинания в письменности какого-либо языка, правила их употребления; их расстановка в тексте; наряду с графикой и орфографией — основной элемент письменной речи.

ИДТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ

Пунктуация (позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка), система знаков препинания (позднелат. punctuatio, от лат. punctum —

Слайд 3
ИДТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ

ИДТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ

Слайд 4Интонация – изменение основного тона, интенсивности, тембра и длительности звучащих предложений.

Когда мы говорим, мы всегда выражаем мысль и какое-либо чувство: радость или печаль, удовлетворение или тревогу, уважение к собеседнику или насмешку. Мы делаем это с помощью интонации.
Интонация – изменение основного тона, интенсивности, тембра и длительности звучащих предложений. Когда мы говорим, мы всегда выражаем

Слайд 5Английский король Эдуард II, правивший на рубеже XIII - XIV вв.,

притеснениями и непосильными налогами восстановил против себя большинство подданных так, что они составили заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. По решению парламента король был лишен трона и заключен в тюрьму, где ожидал решения своей участи.
Тюремщики короля получили от Изабеллы предписание, в котором отсутствовали знаки препинания: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно».
Английский король Эдуард II, правивший на рубеже XIII - XIV вв., притеснениями и непосильными налогами восстановил против

Слайд 6Эдуарда убить, не смейте бояться- полезно

Эдуарда убить, не смейте бояться- полезно

Слайд 7Употребление знаков препинания обусловлено прежде всего строением предложения, его синтаксической структурой.

Основным принципом, на котором строится современная русская пунктуация, является структурный (или синтаксический) принцип
Со структурой предложения связано употребление:
точки, фиксирующей конец предложения;
знаков между частями сложного предложения;
знаков, выделяющих разнообразные конструкции в составе простого предложения (обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные и др. конструкции).
.
Употребление знаков препинания обусловлено прежде всего строением предложения, его синтаксической структурой.   Основным принципом, на котором

Слайд 8Второй принцип, на котором основаны пунктуационные правила, — это принцип смысловой
Синтаксическое

членение текста ( в том числе и отдельного предложения) связано с его смысловым членением и в большинстве случаев совпадает с ним.
Однако часто случается и так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное и диктует ту или иную расстановку знаков препинания (их выбор или место).
Второй принцип, на котором основаны пунктуационные правила, — это принцип смысловойСинтаксическое членение текста ( в том числе

Слайд 9Расставьте знаки препинания в следующей фразе (заголовок одной из статей газеты

«Аргументы и факты»), чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания.


Хватит жевать давайте читать
Хватит! Жевать давайте, читать…
Хватит. Жевать? Давайте! Читать?
Хватит жевать – давайте читать.

Расставьте знаки препинания в следующей фразе (заголовок одной из статей газеты «Аргументы и факты»), чтобы получилось несколько

Слайд 10Смысловой принцип допускает и так называемые «авторские» знаки.
Например:
Без хворостинки в

руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волков (И. Тургенев).
Первые две запятые — знаки «авторские», их не требует структура предложения. Но благодаря этому авторскому обособлению признаки, которые обозначаются обстоятельствами без хворостинки в руке, ночью, оказываются выделенными, подчёркнута их исключительность.
При отсутствии запятых этот важный для автора оттенок значения исчезает.
Смысловой принцип допускает и так называемые «авторские» знаки.Например: Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь,

Слайд 11Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию (и это третий, интонационный принцип).
Например,

интонацией обусловлены:
выбор точки или восклицательного знака в конце предложения (невосклицательная или восклицательная интонация),
выбор запятой или восклицательного знака после обращения,
постановка интонационного тире и др.
Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию (и это третий, интонационный принцип).Например, интонацией обусловлены: выбор точки или восклицательного

Слайд 12Однако буквального совпадения между знаками препинания и интонацией нет.
Это проявляется, с

одной стороны, в том, что далеко не всем паузам соответствуют на письме знаки препинания, а с другой — в том, что запятая может употребляться там, где в устной речи паузы нет.
Например:
1) В предложении Краткие речи/всегда более содержательны/и способны вызвать /сильное впечатление (М. Горький) три паузы, а знаков препинания нет.
2) В предложении Под мышкой мальчик нёс какой-то узел/ и, повернув к пристани,/ стал спускаться по узкой и крутой тропинке (М. Лермонтов) между союзом и и деепричастием повернув запятая есть, а пауза в устной речи отсутствует; наоборот, перед этим союзом есть пауза, а запятой нет.

Таким образом, современная пунктуация опирается и на структуру, и на смысл, и на интонационное членение речи в их взаимодействии.

Однако буквального совпадения между знаками препинания и интонацией нет.Это проявляется, с одной стороны, в том, что далеко

Слайд 13 Н. Гумилев Слово
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое,

тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

Н. Гумилев Слово В оный день, когда над

Слайд 14Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
У меня получилось …
Я

попробую…
Мне захотелось…

Сегодня я узнал…Было трудно…Я понял, что…Теперь я могу…У меня получилось …Я попробую…Мне захотелось…

Слайд 15Домашнее задание:
Напишите сочинение-миниатюру
«Многоточие – следы на цыпочках ушедших слов» (В.В. Набоков).

Домашнее задание:  Напишите сочинение-миниатюру«Многоточие – следы на цыпочках ушедших слов» (В.В. Набоков).

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть