Слайд 1Методика подготовки учащихся к ГИА по русскому языку
(сочинение
на лингвистическую тему)
учитель
русского языка и литературы
Лукьяненко Г.А.
Слайд 2Введение
«Умение говорить важнее всего прочего.»
Буслаев Ф.И.
Слайд 3Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
это небольшое связное рассуждение в научном или
публицистическом стиле речи с обоснованием, наличием иллюстративного материала, расположенного последовательно и связанного интонационно или с помощью нужного слова.
Слайд 5Чтобы хорошо написать сочинение-рассуждение нужно
хорошо знать фактический материал по русскому языку;
помнить об особенностях научного стиля речи;
знать структуру рассуждения как типа речи.
Слайд 6Типичные ошибки
неумение аргументировать;
неумение делать выводы.
Слайд 7Цель учителя
Научить учащихся создавать письменное речевое высказывание в форме рассуждения
на лингвистическую тему, то есть формирование языковой и лингвистической компетенций.
Слайд 8Цель написания сочинения на лингвистическую тему
Раскрыть важность тех или иных языковых
знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности.
Слайд 9Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему может быть написано
в общекультурном плане
с философской точки
зрения
Слайд 11Тезис
главная мысль текста, главное утверждение, которое выступающий старается обосновать.
Слайд 12Для выделение тезиса нужно
прочитать текст и разделить его на структурные части;
выписать
из каждой части предложение (или часть предложения), выражающее главное суждение (часть тезиса);
соединить смысловыми союзами выделенные части тезиса и сформулировать его целиком.
Слайд 13Аргументы
это доказательства, приводимые
в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения –
словом, все, что может подтвердить тезис.
Слайд 14Основные умения при написании сочинения-рассуждения
понимать основную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный
тексты;
адекватно передать ее в собственном письменном высказывании;
логично, последовательно и связно подтверждать версию автора или доказывать свою, приводя как собственные аргументы, так и извлеченные из исходного текста.
Слайд 15Вывод
завершает текст и придает рассуждениям законченный вид.
Слайд 16При написании сочинение-рассуждение помните
о четкой структуре текста:
Слайд 17Помните: от тезиса к аргументам можно поставить вопрос “Почему?”, а аргументы
отвечают: “Потому что…”.
Составьте план сочинения, отразив в нем количество и содержание аргументов.
Слайд 18Используйте основные языковые средства оформления рассуждения: вводные слова, союзы, речевые обороты.
При
написании сочинения с помощью языковых средств выражайте логические отношения между частями текста.
Слайд 19Следите за употреблением местоимений при цепной связи предложений.
Во избежание языковых
повторов подбирайте синонимы и описательные обороты.
Слайд 20Соблюдайте пунктуационные правила при цитировании.
Одним из способов аргументации является цитирование.
Слайд 21Прежде чем переписать на чистовик, внимательно прочитайте каждое предложение, определите, есть
ли в нем мысль, достаточно ли она выражена. Избегайте тавтологии!
Напишите сочинение сначала на черновик.
Слайд 22Речевые клише
Вступление
Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов
известного лингвиста (<или> филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора), который писал: "..." (выпишите цитату из задания).
Слайд 23Известный лингвист ( филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора) утверждает (
пишет, замечает): "..." (выпишите цитату из задания).
Прав был лингвист (учёный, филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора), утверждавший, что "..." (вводится цитата).
Слайд 24Трудно (нельзя) не согласиться с мнением компетентного человека, известного учёного-лингвиста (филолога,
писателя, философа), утверждавшего, что "..." (вводится цитата).
Я (полностью) согласен с...
Не могу не согласиться с...
Я разделяю точку зрения...
Я поддерживаю мнение...
Слайд 25Основная часть
Попробуем разобраться в смысле этих слов...
Я согласен с этим высказыванием...
Как
можно понять это высказывание?
Попробуем объяснить данное утверждение...
Слайд 26Это высказывание я понимаю так…
Что имел в виду писатель (учёный)?
О чём
же заставляет задуматься автор данного высказывания?
Как понять смысл этих слов?
Мне предстоит поразмышлять над этими словами.
Задумаемся: что стоит за этими словами?
Слайд 27Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Смысл этих слов (высказывания) я понимаю
так: ... (формулируется понимание смысла фразы из задания: 1-2 предложения).
Высказывание лингвиста (имя, фамилия) подтолкнуло меня к следующим размышлениям...
Мне кажется, что здесь речь идёт о...
Слайд 28Я считаю, что...
Я понимаю эти строки так: ...
Я думаю, что...
Речь идёт
о том, что...
Попробую доказать справедливость своего суждения...
Моё рассуждение легко подтвердить примерами из текста (имя, фамилия автора).
Рассмотрим предложение ...
Слайд 29Заключение
Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста (филолога, писателя, философа)
(имя, фамилия автора) справедливо.
Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что...
Следовательно, утверждение лингвиста (имя, фамилия автора) верно (справедливо).