ОГЭ 9 класс.
Сочинение-рассуждение
на морально-этическую тему С15.3
Этапы написания сочинения
Учитель русского языка
МАОУ СОШ № 14 г. Серова
Волжанина В. И.
Слайд 2Текст - рассуждение
Тезис ( основная мысль)
Аргументы – доказательства
Вывод ( обобщение)
Слайд 3Тезис. Способы формулировки тезиса
Дать определение понятия - И. п.
- это… ( нравственное качество, включающее в себя ( перечислить признаки)
1.Перечисление основных составляющих понятия
Человечность – это готовность прийти на помощь, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов других
2. Перечисление синонимов.
Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность.
3.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие.
Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости
Слайд 4Композиционная разводка
( комментарий)
Прокомментировать определение ( насколько это качество типично в
реальности, актуально в современном мире)
Выразить своё отношение к данному качеству ( «к сожалению, это качество редко встречается в наше время» или «и в наше время подобные ситуации происходят, такие люди встречаются…»)
Слайд 5Аргументы ( из текста)
сформулировать первый аргумент, используя тему –
подлежащее из тезиса применительно к данному тексту
В тексте ФИО… ( В. П.) проявляет человечность ( добро, честность…) назвать героя. ( античеловечный поступок совершает…)
Кратко пересказать содержание – как это происходит
Слайд 6Аргументы ( из жизни)
сформулировать второй аргумент, используя тему –
подлежащее из тезиса применительно к данному тексту
И в жизни часто встречается… Так однажды я наблюдал ( слышал из рассказа…, например, в нашем классе.., городе…, видел по телевизору, прочитал…)
Рассказать о похожем случае ( человечном или античеловечном)
Слайд 7Заключение
написать заключение о важности такого явления в
жизни
Я считаю, что человеку важно уметь быть человечным (добрым, чутким, честным, искренним, принципиальным, решительным, самостоятельным…), потому что это качество помогает людям оставаться людьми
Слайд 8Пример текста
И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, Г. Т. Егораева
. Русский язык. ОГЭ. Типовые тестовые задания. 2016
Вариант 26. стр. 138
тезис
Призвание – это дело жизни, любимая профессия, служение делу, которое выбрал, понимание всех сложностей профессии, самоотдача на избранном поприще.
Слайд 9Композиционная разводка
Не сразу человек становится профессионалом в своём деле.
Иногда выбранная профессия требует огромного терпения, самоотверженности.
Слайд 10Доказательства. Аргумент 1 (из текста).
Так в тексте С. Львова говорится о
том, что будущий врач-хирург ничем не брезгует, начиная свою практику ( 13-15). Геолог проходит через другие испытания: «нехоженые тропы, полчища таёжной мошкары» (10). И все эти жертвы ради выбранной профессии.
Слайд 11Аргумент 2 ( из жизни).
Мой дед – ветеран труда. Казалось
бы, нет ничего, что бы он не знал в своём токарном деле. Но это мастерство пришло не сразу. Не одна деталь была испорчена, не одно волнение пережито. Сколько терпения и настойчивости понадобилось для этого. А всё потому, что он был предан своему делу от начала до конца.
Слайд 12Вывод
Это очень важно – выбрать в юности дело по душе. Тогда
с любыми трудностями можно справиться и добиться успеха. Самое главное – оставаться верным и преданным ему до конца. Это и есть призвание.
Слайд 13Вариант 11. стр. 60
Тезис
Любовь матери – это глубокая привязанность к своим детям, желание видеть своих детей счастливыми, умение чувствовать и остро воспринимать боль своих детей, это смысл её существования.
Слайд 14Композиционная разводка
Материнская любовь характерна
не только для людей, но
и для всех живых существ.
Слайд 15Аргумент ( из текста)
В рассказе Ю. Коваля лосиха понимает, что её
лосёнок ранен и погибает. Она не в силах ему помочь. «Она лежит в десяти шагах от него, неподвижно и тяжело, приподняв лишь голову от земли.» ( 27 -28). Единственное, что может сделать мать – это быть рядом со своим сыном в последние минуты его жизни.
Слайд 16Аргумент ( из текста)
И даже после его смерти лосиха не хотела
покидать место, где «под торфяной кучей был зарыт её сын». Её «впалые глаза» говорят о том, какое страдание пережила мать и как много значила для неё эта потеря. ( 72-73). Со смертью сына у неё пропал смысл жизни.
Слайд 17Вывод
Для матери нет никого ближе и дороже её ребёнка. И
если горе и страдание матерей связано с поступками людей, то пусть они задумаются над этим, прежде чем совершить злой поступок.
Слайд 18Вариант 24. стр. 128
Тезис
Доброта – это гуманное отношение человека к другим людям и живым существам, жалость по отношению к страдающим, желание помочь.
Слайд 19Композиционная разводка
К сожалению, в наше время это качество редко встречается среди
людей. В жизни больше жестоких, бессердечных людей.
Слайд 20Аргумент 1. ( из текста)
Так в рассказе А. Лиханова лошадь
Машка много лет терпела побои своего конюха Мирона. ( 16-18) «Она ни разу не заржала, только тяжело вздыхала». А Мирон, хоть и видел, что лошади больно, а «лупил её бессердечно». ( 26-27, 40-45). «Никого-то он не любил, не щадил».
Слайд 21Аргумент 2 (из жизни)
В жизни очень часто можно наблюдать, как человек
сознательно совершает зло, когда издевается над собаками и кошками, когда школьники издеваются над одноклассниками, когда в армии «деды» унижают новобранцев, когда сильные демонстрируют свою власть над слабыми.
Слайд 22Вывод
Зло в мире торжествует. Но всем так хочется, чтобы рядом
были добрые, сострадательные, чуткие и внимательные люди.