Слайд 3Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
Слайд 4Аргументы имеют две «весовые» категории.
Двумя баллами оценивается аргумент из художественной,
публицистической или научной литературы.
Все остальные аргументы, а также цитирование пословиц поговорок, афоризмов оценивается 1 баллом.
Аргументы из жизненного опыта оцениваются 1 баллом.
Если аргумент не связан с проблемой текста, то вы получите за него 0 баллов, а также вам поставят 0 баллов по критерию 12 (ошибка в фоновом материале).
Если вы согласитесь с позицией автора, напишете свой тезис, но не приведёте ни одного аргумента, то получите 0 баллов.
Слайд 5Аргументы, оцениваемые
2 баллами
Примеры из художественной литературы.
Примеры из публицистической литературы.
Примеры из
научной (научно-популярной литературы).
Слайд 6Литературный аргумент
В литературном аргументе следует указать автора, название произведения,
называются конкретные герои, их поступки, воспроизводятся слова, мысли, которые демонстрируют связь выбранного вами произведения с указанной проблемой.
Слайд 7Литературный аргумент
Если приводите аргумент в виде стихотворного текста, его следует прокомментировать.
Ссылка
на произведение и цитата из него приводит к потере баллов по критерию К6 «Точность и выразительность речи».
отношения к родителям:
У Базарова, главного героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», противоречивые чувства к родителям: с одной стороны, он признаётся, что любит их, с другой стороны, презирает «глупую жизнь отцов».
Базаров высмеивает привычки родителей, обращается с ними холодно и даже пренебрежительно. Он признает, что искренне любит родителей, но любые проявления сыновней любви приравнивает к внутренней слабости. Только находясь на смертном одре, Базаров понимает, как сильно он ошибался. Он осознает, что должен был ценить их такими, какие они есть. Поэтому, умирая, он уже говорит с ними ласково, беспокоится об их будущем.
Пример из художественной литературы
Слайд 9 По проблеме необходимости быть активной личностью:
Люди, не
пасующие перед жизненными трудностями, смело смотрящие правде в глаза, – это хозяева своей судьбы. Историк Лев Гумилев в своей работе «Этногенез и биосфера Земли» назвал таких людей пассионариями. Среди них много великих исторических деятелей, знаменитых полководцев, борцов за свободу и права человека, и каждый из них внес свой вклад в развитие общества
Пример из научной литературы
Слайд 10Баллы за литературный вкус
Тексты таких популярных жанров, как авторская
песня или авторская притча, будут оценены 1 баллом – как и фольклорные произведения (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни и т. д.).
То же касается и примеров из современной массовой литературы – от Д. Донцовой до Б. Акунина.
Хотя исследователи в области социологии чтения считают, что «результат» чтения не всегда напрямую связан с качеством текста и что к серьезным размышлениям можно прийти от чтива любого уровня, но на литературные примеры сочинения ЕГЭ это не распространяется.
Слайд 11Эксперты – люди разные, поэтому за аргументы в сочинении по произведениям
о Гарри Поттере вы можете получить как 2, так и 1 балл. Элемент субъективности в оценке неизбежен, и это надо иметь в виду.
Слайд 12 Разработчики ЕГЭ исходят из предположения, что привлекаемые для аргументации
литературные источники напрямую демонстрируют читательский уровень выпускника, поэтому наиболее надежным, признанным и авторитетным вариантом является русская классика, а затем – западноевропейская, входящая в школьную программу (Сервантес, Шекспир и др.).
Аргументы из публицистической и научной литературы принимаются – но лишь в том случае, если пишущий сочинение указывает конкретный источник информации (газета, журнал, учебник…).
Слайд 13 Имейте в виду, что использование классики при аргументации насущных
проблем требует осторожности.
Иначе легко оказаться на месте автора следующей фразы: «К сожалению, в мире падает интерес к образованию. В современной литературе есть пример на эту тему – “Недоросль” Фонвизина».
Слайд 14 Особо хочется предостеречь вас от приписок!
В поисках весомых аргументов некоторые ученики смело придумывают фамилии «известных публицистов» или знаменитым писателям приписывают названия несуществующих произведений.
«Не могут же эксперты знать всё!» – думает смекалистый ученик и сочиняет несуществующую книгу несуществующего автора.
Слайд 15 Никаких бонусов эти хитрости не приносят. Наоборот, экзаменуемый напрашивается на
снижение балла по критерию «Соблюдение фактологической точности в фоновом материале».
Эксперт, взрослый человек с высшим филологическим образованием, в случае сомнения в достоверности текста имеет право это сделать.
Слайд 16В одном из своих произведений «Природа» русский писатель И.С.Тургенев размышляет о
взаимосвязи природы и человека.
Критик Белинский в своей статье «О человечности» писал о том, что люди должны помогать друг другу.
Также можно привести в пример рассказ А.Приставкина «Война русских и чеченцев».
Подобные опусы квалифицируются как
фактические ошибки!
Слайд 17Уже который год эксперты читают в сочинениях до боли знакомые фразы
о том,
как в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» «отец любимой руководит избиением шпицрутенами солдата»,
как в «Муму» И.С.Тургенева барыня «самодурно решает судьбы вверенных её судьбой людей»,
как жизнь Онегина «превратилась в безрадостное существование без слез, без жизни, без любви»
и как в романе «Георгия Владимирова» «Генерал и его армия» «генерал Гудариан», сидя в Ясной Поляне в кабинете Толстого, размышляет над поступками героев «Войны и мира».
Читают – и снижают ученику баллы по критерию «Соблюдение языковых норм» в первых двух случаях и по критерию «Соблюдение фактологической точности» – в третьем и четвертом (фраза «без слез, без жизни, без любви» совсем не из «Евгения Онегина»; фамилия автора романа «Генерал и его армия» – Владимов, а военачальника – Гудериан).
Слайд 18Если вы не книгочеи…
Первый вариант – заранее потратить некоторое время
на изучение текстов, которые могут быть использованы для аргументации.
«Война и мир» Л. Н. Толстого,
«Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
«Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери,
рассказы А. П. Чехова;
«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова
«Старуха Изергиль», «На дне» М. Горького и др.
Слайд 19Аргументы по проблеме лжи ( нужна ли ложь человеку?)
В
пьесе «На дне» М.Горький показывает людей, которые никогда не слышали доброго слова, рядом с ними не было того, кто дарил бы заботу и ласку. Лишённые нежности, доброты, герои пьесы стали преступниками и ворами, опустившись на самое дно жизни. Тёплые и ласковые слова, обнадёживающие их, люди услышали от странника Луки и поверили ему. На определённый момент лживая правда Луки оказалась гуманнее, нежели горькая правда Сатина. Когда «утешительный обман» Луки раскрылся, реальная жизнь ужаснула Актера – и он повесился, Настя впала в отчаяние.
Слайд 20Аргументы по проблеме лжи ( нужна ли ложь человеку?)
В рассказе «Святая ложь» А.И.Куприн показывает героя Семенюту, которого выгнали со службы по ложному обвинению. Он ютится в случайном углу, нищенствует, но, приходя раз в год к матери в богадельню, Иван Семенюта важно рассказывает о своих успехах на службе и в жизни. Его ложь утешительна, и мать делает вид, что верит сыну.
Александр Куприн очень точно охарактеризовал утешающий обман лжи: «Святая ложь – это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения».
Слайд 21Аргументы по проблеме выбора профессии:
В книге «Сердце хирурга» Фёдор Углов
пишет о своей профессии. Это произведение о человеке, который с самого детства знал, в чем состоит его призвание. Главный герой сделал всё для того, чтобы добиться высот в хирургии. Он стал таким хирургом, о котором с восхищением отзывались не только отечественные, но и зарубежные коллеги.
Слайд 22Аргументы по проблеме будущего Земли и её обитателей:
Роберт
Шекли в рассказе «Абсолютное оружие», изображая картину погибшего Марса, предупреждает человечество о том, что нужно ценить жизнь свою и жизнь других людей. Нужно дорожить своей планетой, потому что переселяться нам с Земли в случае опасности некуда. Оружие не делает различия между своими и чужими, воюющими и невоюющими.
Слайд 23Если вы не книгочеи…
Второй вариант – не приводить литературный пример,
сосредоточившись на аргументах другого типа.
Вовсе не обязательно делать ставку на литературу, если вы в ней не сильны.
Дополнительный балл – приобретение невеликое, а потерять на некорректной аргументации можно больше: за ошибки по критериям «Соблюдение фактологической точности в фоновом материале», «Соблюдение этических норм», «Соблюдение языковых норм» эксперты снимут до 4 баллов.
Слайд 24
Примеры из личного опыта
Обобщённые примеры из жизни
Предположительные примеры
Ссылка на обобщенное лицо
Ссылки
на общезначимый опыт
Пословицы, афоризмы
Ссылки на кинофильмы
Аргументы, оцениваемые 1 баллом
Слайд 25 Каким может быть аргумент из жизненного опыта?
По проблеме
роли искусства в жизни человека:
В истории множество примеров того, как произведения искусства помогали людям преодолевать трудности, выигрывать сражения. Сила духа, укрепляемая произведениями искусства, играет в победе над врагом значительную роль. Яркий тому пример - Седьмая симфония Шостаковича, написанная в 1941 году и названная «Ленинградской». Несмотря на бомбежку и авиаудары, в филармонии, где исполнялась симфония, были зажжены все люстры. Зал филармонии был полон. Многие из зрителей плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.
Слайд 26Каким может быть аргумент из жизненного опыта?
Аргумент по проблеме непризнанности таланта
современниками:
Знаменитый художник Винсент Ван Гог при жизни никем не был признан, его картины не продавались, он терпел нужду и постоянные насмешки. Вскоре после смерти его творчество оценили. В настоящее время картина Ван Гога «Подсолнухи» является самой дорогой из когда-либо проданных. Ее купили на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1987 г. за 22 млн. 500 тыс. фунтов стерлингов.
Слайд 27 Часто в горе-аргументах фигурируют многочисленные родственники и знакомые, с
которыми происходят чрезвычайно поучительные истории.
Я знаю одного человека, который пропустил мимо глаз (?!) болезнь и смерть отца. Теперь и его дети ему не помогают.
Мне мой дедушка рассказывал, что его папа в 1812 году (?!) был в отряде, когда на Москву начали наступать войска под командованием Наполеона.
Хорошим примером проблемы данного текста являются некоторые мои одноклассники. Очевидно, их слишком мало воспитывали, и они не приучились к труду с детства, так ничего и не делают.
Слайд 28 Не стоит приводить в пример случаи мелких бытовых ссор,
упоминание событий из жизни известного только вам «дяди Васи», истории «одного мальчика» или «одной девочки».
Также не вызывают доверия аргументы типа «сегодня люди всё более и более теряют веру в добро». Чтобы утверждать, что это так, надо провести ряд исследований и установить динамику социального спокойствия и веры в добро, чего экзаменуемый явно не делал. Голословные утверждения – это пустые слова. Такие «аргументы» никого не убеждают.
Слайд 29 Аргумент по проблеме отношения к животным:
Законодательством ряда стран
(Италии, Испании, Словакии, Франции и др.) предусмотрено уголовное наказание за жестокое обращение с животными. Например, по закону Латвии за жестокое обращение с животными виновный может получить срок до 4 лет лишения свободы.
Слайд 30Часто выпускники обращаются к готовым подборкам, банкам аргументов, которые широко распространены
в Сети.
Подобные материалы могут быть неплохим подспорьем в подготовке к написанию сочинения, однако автоматически переписывать фразы из этих источников не следует.