Слайд 1Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе как основа реализации
ФГОС. Технология проблемного обучения
Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека — одно и то же.
Вольтер
Преподаватель русского языка и литературы
ФГКОУ «ВПКУ»
Калюжная Е.Г.
Слайд 2Системно-деятельностный подход
Слайд 3Системно-деятельностный подход
Ситемно-деятельностный подход позволяет учителю организовать образовательный процесс, ориентированный на развитие
личности, мотивированной к самообразованию.
При реализации данного подхода у учеников сформируются способности к деятельности, включающей следующие аспекты:
-готовность к целеполаганию;
-готовность к планированию собственной деятельности;
-готовность к оценке действий;
-готовность к рефлексии;
-готовность к самовоспитанию и самообразованию.
Слайд 4Технология проблемного обучения
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором
сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопросы для исследования.
Поиск решения – это этап формулирования нового знания.
Слайд 5Технология проблемного обучения
Цели проблемного обучения
Сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений
и навыков.
Достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.
Слайд 6Технология проблемного обучения
Какие образовательные результаты обеспечивает проблемно-диалогическая технология?
Регулятивные: умение решать проблемы.
Коммуникативные: умение вести диалог.
Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т.п.
Личностные: в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.
Слайд 7Технология проблемного обучения
Сравнительная характеристика диалогов
Слайд 96 класс. Разряды и морфологические признаки местоимений-прилагательных и местоимений-числительных
Тип урока: урок
открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников. М/п: извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица, схема), перерабатывать её и преобразовывать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. М/к: договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, строить устное монологическое высказывание, слушать и слышать других. 6ЛР: анализировать значения и разряды мест.-прил. и мест.-числ., сравнивать их с разрядами мест.-сущ., устанавливать общие признаки мест.-прил. и прилагательных.
Слайд 10Ход урока
Оргмомент.
Языковая разминка.
Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.
Актуализация изученного.
Постановка
основного вопроса урока.
Открытие новых знаний.
Развитие учебно-языковых и речевых умений.
Итог урока.
Домашнее задание.
Слайд 11Прочитайте начало сказки
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мудрец. Ни
у кого на свете не было столько книг. Он мог прочесть в них обо всех странах и народах.
Назовите слова, отвечающие на вопрос: какой?
Слайд 12
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мудрец. Ни у кого
на свете не было столько книг. Он мог прочесть в них обо всех странах и народах.
На что они указывают?
Назовите слово, которое указывает на количество предметов?
Сформулируйте тему урока.
Слайд 13Сформулируйте проблему урока
Выпишите словосочетания с выделенными словами.
В некотором царстве, в некотором
государстве жил-был мудрец. Ни у кого на свете не было столько книг. Он мог прочесть в них обо всех странах и народах.
в некотором царстве
в некотором государстве
обо всех странах и народах
столько книг
Обозначьте главное и зависимое слово. Что вы заметили?
На какое числительное «похоже» слово столько?
Слайд 14На какие числительные (порядковые или количественные) «похоже» главное слово?
СТОЛЬКО КНИГ (Р.п.)
СТО, ТЫСЯЧА, СТО ТЫСЯЧ КНИГ
Сформулируйте вопрос урока.
(В чем сходство мест. с прилагательными и числительными? Какие у них есть признаки?)
Слайд 15Художественный текст
В художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором.
Я
на опыте убедилась, что проблемный вопрос повышает интерес учащихся к уроку. («Человек – создатель своей судьбы?», «Самое дорогое у человека – это жизнь?», «Может ли человек совершить «плохой хороший» или «хороший плохой» поступок?»)
Слайд 167 класс. В.Г. Распутин «Уроки французского» Иногда людям трудно помочь, иногда
людей трудно понять.
На примере текста «Уроки французского» Валентина Распутина попробуем сформулировать, в чём состоят нравственные уроки для героев повести.
– Читаем стихотворение А. Яшина «Спешите делать добрые дела»
– Какова тема в стихотворении Яшина (Доброта.)
Слайд 17Подводящие вопросы
– Как вы считаете, может ли быть «плохой хороший» или
«хороший плохой» поступок? Встречались ли вы в жизни с подобными поступками? Приведите примеры.
Слайд 18– Как думаете, а добротой можно унизить человека? Что такое, по-вашему,
настоящая доброта?
– Подумай над заглавием рассказа. Сколько смыслов слова «уроки» ты знаешь и в каком значении, по-твоему, оно употреблено в названии рассказа?
Формулируем тему: Уроки Валентина Распутина.
Слайд 196 класс. Слитное и раздельное написание НЕ с имена существительными.
Тип урока:
урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников: М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, перерабатывать информацию (схема, таблица, алгоритм).
Знания о языке: правильно писать НЕ с именами существительными, объяснять условия выбора написаний и обозначать их графически.
Слайд 20Определяем проблему урока
Прочитайте пословицы
Недруг поддакивает, друг спорит.
Дружба верна не лестью, а
правдой и честью.
Друг в беде не бросит.
Обратите внимание на правописание слов с НЕ.
Что вы уже знаете о правописании НЕ?
А что нового вам предстоит узнать?
Сформулируйте проблему урока.
Когда НЕ с существительными пишется слитно, а когда раздельно?
Слайд 21Решаем проблему, открываем новые знания
Какой смысл вносит НЕ в эти предложения?
Не
печь кормит, а руки.
Это не галка, не сорока, не ворона.
Сделайте вывод, когда не с существительными пишется раздельно.
противопоставление
отрицание
Слайд 22Игра «Эстафета»
В игре принимает участие весь класс в составе трёх команд
(по рядам). Каждый ряд получает карточку со словами или словосочетаниями по числу учащихся.
Каждый ученик должен определить часть речи у данных слов и передать карточку соседу или сидящему сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю, который проверяет работы и обращает свое внимание, что возможно задания у каждого ряда выполнены неверно.
Если это новая тема «Причастие как часть речи», то ученики напишут часть речи прилагательное. И здесь возникает проблемный вопрос: А как определить часть речи у данных слов? Как не спутать их с прилагательными? Что необходимо при этом знать?
Слайд 23Материал для игры
краснеющее яблоко, поющие птицы, осыпанные цветами, лопнувшие почки, бегущие
ручьи, подтаявший снег, тающий снег, изменившаяся природа, посыпанные песком дорожки, приезжавшие знакомые, закатившийся мяч, сверкающие капли, плывущие облака, крутящиеся шары.
Слайд 24Материал в виде стихотворного фрагмента, который можно использовать на уроках русского
языка по теме: Местоимения-существительные
Как-то кто-то у кого-то
Попросил зачем-то что-то,
Сам не зная для чего,
Беспокоил кой-кого.
Он хотел лишь что-нибудь
Раздобыть и умыкнуть,
Чтобы некто нечто взял
И кому-нибудь отдал.
-Выпишите все известные вам местоимения-сущ. Что обобщает большинство местоимений? (это неопределенные местоимения)
Слайд 25Материал, который можно использовать на уроках русского языка по теме: Текст.
(введение в тему)
На доске записаны слова
устный, блестеть, Кремль, рассвет, лестница
-Подчеркните в этих словах орфограммы. И у вас получится слово, которое будет ключевым на уроке.
устный, блестеть, Кремль, рассвет, лестница
ТЕКСТ
Слайд 26Важной особенностью моей работы является создание психологически комфортной атмосферы, позволяющей выявить
творческие способности личности, способствовать их проявлению и развитию.