Слайд 1Система работы по подготовке студентов к сочинению по заданному тексту (экзамен
по русскому языку)
Автор: Дикарева Светлана Николаевна
Преподаватель гбпоу ВО «ВГПЭК» высшей квалификационной категории
Слайд 2Основные тематические блоки.
Слайд 3Основные тематические блоки.
1. Формирование личности человека.
Слайд 4Основные тематические блоки.
Формирование личности человека.
Язык и литература в жизни человека.
Слайд 5Основные тематические блоки.
Формирование личности человека.
Язык и литература в жизни человека.
Человек и
родина.
Слайд 6Основные тематические блоки.
Формирование личности человека.
Язык и литература в жизни человека.
Человек и
родина.
Человек и природа.
Слайд 7Основные тематические блоки.
Формирование личности человека.
Язык и литература в жизни человека.
Человек и
родина.
Человек и природа.
Человек и история.
Слайд 8Основные тематические блоки.
Формирование личности человека.
Язык и литература в жизни человека.
Человек и
родина.
Человек и природа.
Человек и история.
Мир прекрасного.
Слайд 9Основные тематические блоки.
Формирование личности человека.
Язык и литература в жизни человека.
Человек и
родина.
Человек и природа.
Человек и история.
Мир прекрасного.
Человек и технический прогресс.
Слайд 10Основные тематические блоки.
Формирование личности человека.
Язык и литература в жизни человека.
Человек и
родина.
Человек и природа.
Человек и история.
Мир прекрасного.
Человек и технический прогресс.
Наука и образование.
Слайд 11Основные тематические блоки.
Формирование личности человека.
Язык и литература в жизни человека.
Человек и
родина.
Человек и природа.
Человек и история.
Мир прекрасного.
Человек и технический прогресс.
Наука и образование.
Человек и нравственность.
Слайд 12I блок
Формирование личности человека.
Формирование личности человека в период отрочества.
Влияние семейных отношений
на формирование личности подрастающего человека.
Роль учителя (школы) в жизни человека.
Роль книги в формировании личности.
Проблема чтения и его влияния на формирование личности человека.
Влияние классической литературы на душу человека.
Слайд 13II блок
Язык и литература в жизни человека.
Проблема экологии родного языка.
Проблема культуры
речи в современном обществе.
Проблема нравственных традиций в русской литературе.
Слайд 14II блок
Язык и литература в жизни человека.
Проблема экологии родного языка.
Проблема культуры
речи в современном обществе.
Проблема нравственных традиций в русской литературе.
III блок
Мир прекрасного.
Проблема восприятия человеком прекрасного.
Произведения искусства в жизни человека.
Проблема взаимосвязи с окружающим миром.
Проблема охраны прекрасного.
Проблема равнодушного отношения к истории, культуре и религии своего народа.
Слайд 15IV блок
Человек и родина.
Проблема любви к родине, родным местам.
Проблема неразрывной связи
человека с родиной, с родными людьми.
Проблема ностальгии по родине.
Слайд 16IV блок
Человек и родина.
Проблема любви к родине, родным местам.
Проблема неразрывной связи
человека с родиной, с родными людьми.
Проблема ностальгии по родине.
V блок
Человек и природа.
Проблема взаимоотношений человека и природы.
Проблема благотворного влияния природы на духовное развитие человека.
Проблема охраны природы и окружающей среды.
Экологические проблемы родной земли.
Слайд 17VI блок
Человек и история.
Проблема героизма и мужества бойцов в годы Великой
Отечественной войны.
Проблема мира и войны.
Проблема исторической памяти.
Проблема нравственного выбора в обстановке военного времени.
Проблема нравственного превосходства наших бойцов над противником в годы Великой Отечественной войны.
Слайд 18VII блок
Человек и технический прогресс.
Проблема взаимосвязи технического прогресса и человеческой личности.
Проблема
соотношения развития техники и духовности человека.
Проблема мирного использования ядерной энергии.
Проблема трагического взаимодействия несовершенства техники и человеческих ошибок.
Слайд 19VII блок
Человек и технический прогресс.
Проблема взаимосвязи технического прогресса и человеческой личности.
Проблема
соотношения развития техники и духовности человека.
Проблема мирного использования ядерной энергии.
Проблема трагического взаимодействия несовершенства техники и человеческих ошибок.
VIII блок
Наука и образование.
Роль науки в жизни общества.
Проблема научных открытий и их востребованности в обществе.
Роль и место образования в современном обществе России.
Слайд 20IX блок
Человек и нравственность.
Проблема дефицита милосердия в современном обществе.
Проблема пробуждения милосердия
в себе.
Проблема гуманизма в жизни человека.
Проблема счастья, поиска смысла жизни.
Проблема соотношения внешней и внутренней красоты человека.
Проблема самовоспитания и духовного развития человека.
Проблема культуры общения и ее роли во взаимоотношениях людей.
Проблема творческого труда и подвижничества.
Проблема отцов и детей.
Проблема одиночества в современном обществе.
Проблема воспитания готовности к испытаниям, преодолению трудностей.
Слайд 21 (1)Когда-то в России был такой
возраст — отрочество. (2)Недаром Лев Толстой так назвал три части своей трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность». (3)В самом главном нашем Академическом словаре написано, что отрочество — «возраст между детством и юностью». (4)По-моему, довольно непонятное пояснение.
(5)Когда кончается детство? (6)У всех по-разному. (7)У одних — в шесть лет: они уже и младших нянчат, родителям по-взрослому помогают. (8)А приходилось встречать и таких, у кого оно и в 40 лет ещё не кончилось.
(9)Вот в словаре Даля про отрочество сказано более чётко — это пора (хорошее, между прочим, слово) «от 7 до 15 лет». (Ю)Потом эта самая пора куда-то подевалась... (11)Всех называли — «учащиеся». (12)Все вообще, кто ходил в школу или в какое-нибудь училище. (13)А лет с 17-ти они уже были — «молодёжь и студенты». (14)Например — «Всемирный фестиваль молодёжи и студентов» (летом 2007 года как раз отмечали его 50-летие). (15)Тоже не очень-то понятно — ведь и студенты не старики.
(16)Но этот возраст — отрочество — всё равно существует. (17)И он, может быть, самый важный в жизни человека. (18)В это время складываются привычки. (19)Хорошие или плохие, но на всю жизнь. (2О)Совершаются благородные поступки, ибо тяга к добру ещё не задавлена, не скорректирована корыстными или ещё какими-нибудь расчётами. (21)Принимаются важные решения. (22)И некоторые люди следуют тому, что решили в отрочестве, всю свою жизнь.
(23)В это важное, но короткое время или прочитываются некоторые книги — или не прочитываются уже никогда, потому что есть три закона чтения. (24) И два с половиной из них выведены мною лично.
Слайд 22 (25)Первый: нет книг, которые читать
— рано. (26)Второй: есть книги, которые читать — поздно. (27)И третий: именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть. (28)Составить — и после этого отказаться от чтения всякой чепухи, которой сейчас везде — навалом.
(29)Никто не скажет вам заранее, что вам читать рано. (ЗО)Потому что — у всех по-разному! (31)Одному — рано, а другому — в самый раз. (32)А его ровеснику до самой старости будет рано: читает — и не может понять, что к чему. (ЗЗ)Если вам рано читать эту книжку, вы сами же первый это и заметите. (34)И отложите ее до лучших дней или будете читать с пропусками, выискивая то, из-за чего вам её родители, собственно, не давали читать. (35)Ну и что? (З6)Ничего не потеряете и ничего не приобретёте. (37)Так что если книга оказалась вам не по возрасту, не по уму, — ничего страшного, вернётесь к ней позже. (38)Но установить это можно, мне кажется, только опытным путем — начав читать. (39)3наю точно, что одни в 15 лет проглатывали «Преступление и наказание» Достоевского, для других чтение гениального романа было истинным наказанием.
(40)Со вторым законом дело обстоит серьёзнее. (41)Да, есть такие книжки, которые надо прочесть именно лет в 12, в 14... (42)Во-первых, только в этом возрасте вы получите от неё стопроцентное удовольствие. (43)А во-вторых, вы создадите себе заделье (то есть нужный запас) на будущее.
(44)Что касается третьего закона — многие подумают: а что плохого в чтении пустых, попавшихся случайно под руку или просто модных в этот момент книг? (45)Некоторые так и считают — а что? (46)Ничего особенного. (47)Мура, но читать можно.
(48)А дело-то главным образом в том, что плохая книжка навсегда лишает вас возможности прочесть хорошую. (49)Почему же навсегда-то? — спросите вы с возмущением. — (50)Прочитал плохую — теперь почитаю хорошую! (51)Какие дела?.. (52)А вот такие. (53)Время-то не безразмерное.
(По М. Чудаковой)
Слайд 23Рецензирование и редактирование творческой работы по тексту о нравственных проблемах.
Человек родится
совершенным.
Родившись, он представляет
собою первообраз гармонии, правды, красоты и добра.
Ж.Ж. Руссо
Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот, в чём главное дело.
К.Д. Ушинский
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Слайд 24План оценивания текста сочинения-рассуждения
Верно ли сформулирована тема текста, его проблемы?
Соответствует ли
ваша работа типу речи рассуждения? (Тезис, доказательства, вывод.)
Удачна ли вступительная часть, в чём её достоинства и недостатки?
Есть ли связующие элементы между частями сочинения и внутри его?
Высказано ли в сочинении собственное мнение по поводу прочитанного, насколько оно уместно и аргументированно (2-3 аргумента)?
Логична ли финальная часть? В чём её достоинства и недостатки?
Нет ли в сочинении отступлений от темы?
Грамотно ли написана работа?
Слайд 251. Отрочество – самый важный возраст в жизни человека. (тезис)
Слайд 261. Отрочество – самый важный возраст в жизни человека. (тезис)
2. Рассуждение
автора о трёх законах чтения.
(аргумент)
Слайд 271. Отрочество – самый важный возраст в жизни человека. (тезис)
2. Рассуждение
автора о трёх законах чтения.
(аргумент)
… книга, прочитанная в … возрасте, может оказать благотворное … на дальнейшую … человека.
Слайд 281. Отрочество – самый важный возраст в жизни человека. (тезис)
2. Рассуждение
автора о трёх законах чтения.
(аргумент)
Хорошая книга, прочитанная в отроческом возрасте, может оказать благотворное влияние на дальнейшую жизнь человека.
Слайд 45ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
1 этап (Вступление)
1)тема текста (о чем этот
текст? чему он посвящен?)
2)проблематика (какие проблемы поднимает автор?)
проблема – краткое и точное изложение сути сложного или спорного вопроса, поднимаемого в тексте.
3)комментарий к проблеме
а) характеристика значимости и актуальности данной проблемы;
б) выражение собственного отношения к проблеме.
Слайд 46Варианты композиционной части - вступления
1.Определение темы текста.
2.Формулировка его основных проблем.
3.Изложение собственной
позиции пишущего по вопросам, затронутым в тексте.
4.Краткая справка об авторе текста, о проблемах, затронутых в его произведениях. Формулирование проблем данного отрывка.
5.Лирическое размышление, связанное с темой текста.
Слайд 47
Вступление к сочинению – рассуждению (формулировка основных проблем текста).
Как
отрочество влияет на формирование личности подростка? Какова роль книги в этот сложный период в жизни людей? Попробуем разобраться в этих непростых вопросах вместе с автором статьи.
Слайд 48Вступление к сочинению – рассуждению в форме лирического размышления.
Отрочество…Какой непростой, но важный в жизни человека возраст. Сколько о нем написано прекрасных произведений художественной литературы, в которых говорится о сложностях формирования личности подростка. Как здорово, когда рядом с тобой в это время оказывается мудрый и надежный друг – книга. Хорошая книга. Первый и главный помощник в духовном и нравственном становлении человека.
Слайд 49Какие из перечисленных синтаксических средств я использовала?
1. Именительный темы.
2. Риторические фигуры
3. Парцелляция (расчленение синтаксической фигуры на несколько смысловых единиц).
4. Инверсия.
5. Слова оценочной лексики.
Слайд 50
2 этап (формулирование позиции автора)
позиция автора
способ выражения позиции автора
Клише для передачи позиции автора
Автор высказывает (выражает, приводит) мысль (глубокую, важную, мудрую, на первый взгляд банальную)…
Публицист подчеркивает…
Заставляет задуматься о…
Автор всей логикой рассуждения убедительно доказывает, что…
Композиция текста помогает понять…
Комментируя данную проблему, нельзя не отметить ряд её интересных аспектов, которые особенно волнуют автора.
Слайд 52
3 этап (определение собственной позиции
по проблематике текста).
тезис
аргументы
вывод
Аргумент – довод, доказательство какого – либо утверждения.
аргумент, основанный на жизненном опыте
аргумент, почерпнутый из художественной литературы
Слайд 53 4 этап (завершение сочинения)
вывод по позиции
автора текста
собственная позиция учащегося, оценка точки зрения автора
общее впечатление от прочитанного
5 этап (корректорская правка сочинения)
Слайд 54Правила цитирования
(как сделать цитату частью текста).
\введение цитаты
цитата
комментарий к цитате
I
II
III
Слайд 55Нет книг, которые читать рано.
М. Чудакова
Слайд 56Нет книг, которые читать рано.
М. Чудакова
Задание: ввести цитату в текст с
помощью косвенной речи.
Слайд 57Нет книг, которые читать рано.
М. Чудакова
Задание: ввести цитату в текст с
помощью косвенной речи.
Способы цитирования: прямая речь, косвенная речь, предложение с вводными конструкциями, частичное цитирование.
Слайд 58Нет книг, которые читать рано.
М. Чудакова
Задание: ввести цитату в текст с
помощью косвенной речи.
Способы цитирования: прямая речь, косвенная речь, предложение с вводными конструкциями, частичное цитирование.
1. [«П», - а]
Слайд 59Нет книг, которые читать рано.
М. Чудакова
Задание: ввести цитату в текст с
помощью косвенной речи.
Способы цитирования: прямая речь, косвенная речь, предложение с вводными конструкциями, частичное цитирование.
[«П», - а]
[ ], (что «цитата»)
Слайд 60Нет книг, которые читать рано.
М. Чудакова
Задание: ввести цитату в текст с
помощью косвенной речи.
Способы цитирования: прямая речь, косвенная речь, предложение с вводными конструкциями, частичное цитирование.
[«П», - а]
[ ], (что «цитата»)
[вводная конструкция, «цитата»]
Слайд 61Как сделать цитату частью текста?
Слайд 62Как сделать цитату частью текста?
Рассуждая о законах чтения, автор подчёркивает, что
«нет книг, которые читать рано». И действительно, хорошая книга даже в раннем возрасте может определить дальнейшую судьбу человека.
Слайд 63Выражение авторской позиции по тексту М. Чудаковой (самостоятельная работа).
Слайд 64 В начале своей статьи М. Чудакова, опираясь на … и научные
источники, обращает внимание читателей на … возраст в жизни человека, на его особенности. Подчёркивая важность этого периода в становлении … подростка, автор приводит веские … . Он уверен, что именно в это время у молодого человека ... характер, формируются …, …, принимаются … … . Автор старается убедить читателя в том, что в … и интеллектуальном взрослении личности особое место … книги. Подчёркивая важное значение чтения в … возрасте, М. Чудакова выводит … …, помогающие … в море книг, выбрать то, что необходимо для развития личности подростка. Всем ходом рассуждения литературовед … к выводу о том, что в отрочестве нужно успеть прочитать … книги, приобщиться к … … …, полюбить … .
Заключение текста сочинения-рассуждения.
Проанализировав содержание текста М. Чудаковой и выразив своё мнение по выдвинутым в нём проблемам, можно сделать вывод о том, что ……………………………………………………………………………………………………. .
Текст заставил меня задуматься над ……………………………………………………………………………………………………. .
Слайд 65 (1)Когда-то в России был такой
возраст — отрочество. (2)Недаром Лев Толстой так назвал три части своей трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность». (3)В самом главном нашем Академическом словаре написано, что отрочество — «возраст между детством и юностью». (4)По-моему, довольно непонятное пояснение.
(5)Когда кончается детство? (6)У всех по-разному. (7)У одних — в шесть лет: они уже и младших нянчат, родителям по-взрослому помогают. (8)А приходилось встречать и таких, у кого оно и в 40 лет ещё не кончилось.
(9)Вот в словаре Даля про отрочество сказано более чётко — это пора (хорошее, между прочим, слово) «от 7 до 15 лет». (Ю)Потом эта самая пора куда-то подевалась... (11)Всех называли — «учащиеся». (12)Все вообще, кто ходил в школу или в какое-нибудь училище. (13)А лет с 17-ти они уже были — «молодёжь и студенты». (14)Например — «Всемирный фестиваль молодёжи и студентов» (летом 2007 года как раз отмечали его 50-летие). (15)Тоже не очень-то понятно — ведь и студенты не старики.
(16)Но этот возраст — отрочество — всё равно существует. (17)И он, может быть, самый важный в жизни человека. (18)В это время складываются привычки. (19)Хорошие или плохие, но на всю жизнь. (2О)Совершаются благородные поступки, ибо тяга к добру ещё не задавлена, не скорректирована корыстными или ещё какими-нибудь расчётами. (21)Принимаются важные решения. (22)И некоторые люди следуют тому, что решили в отрочестве, всю свою жизнь.
(23)В это важное, но короткое время или прочитываются некоторые книги — или не прочитываются уже никогда, потому что есть три закона чтения. (24) И два с половиной из них выведены мною лично.
Слайд 66 (25)Первый: нет книг, которые читать
— рано. (26)Второй: есть книги, которые читать — поздно. (27)И третий: именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть. (28)Составить — и после этого отказаться от чтения всякой чепухи, которой сейчас везде — навалом.
(29)Никто не скажет вам заранее, что вам читать рано. (ЗО)Потому что — у всех по-разному! (31)Одному — рано, а другому — в самый раз. (32)А его ровеснику до самой старости будет рано: читает — и не может понять, что к чему. (ЗЗ)Если вам рано читать эту книжку, вы сами же первый это и заметите. (34)И отложите ее до лучших дней или будете читать с пропусками, выискивая то, из-за чего вам её родители, собственно, не давали читать. (35)Ну и что? (З6)Ничего не потеряете и ничего не приобретёте. (37)Так что если книга оказалась вам не по возрасту, не по уму, — ничего страшного, вернётесь к ней позже. (38)Но установить это можно, мне кажется, только опытным путем — начав читать. (39)3наю точно, что одни в 15 лет проглатывали «Преступление и наказание» Достоевского, для других чтение гениального романа было истинным наказанием.
(40)Со вторым законом дело обстоит серьёзнее. (41)Да, есть такие книжки, которые надо прочесть именно лет в 12, в 14... (42)Во-первых, только в этом возрасте вы получите от неё стопроцентное удовольствие. (43)А во-вторых, вы создадите себе заделье (то есть нужный запас) на будущее.
(44)Что касается третьего закона — многие подумают: а что плохого в чтении пустых, попавшихся случайно под руку или просто модных в этот момент книг? (45)Некоторые так и считают — а что? (46)Ничего особенного. (47)Мура, но читать можно.
(48)А дело-то главным образом в том, что плохая книжка навсегда лишает вас возможности прочесть хорошую. (49)Почему же навсегда-то? — спросите вы с возмущением. — (50)Прочитал плохую — теперь почитаю хорошую! (51)Какие дела?.. (52)А вот такие. (53)Время-то не безразмерное.
(По М. Чудаковой)
Слайд 67 В начале своей статьи М. Чудакова, опираясь на литературные и научные
источники, обращает внимание читателей на отроческий возраст в жизни человека, на его особенности. Подчёркивая важность этого периода в становлении личности подростка, автор приводит веские аргументы. Он уверен, что именно в это время у молодого человека складывается характер, формируются взгляды, убеждения, принимаются важные решения. Автор старается убедить читателя в том, что в духовном и интеллектуальном взрослении личности особое место занимают книги. Подчёркивая важное значение чтения в отроческом возрасте, М. Чудакова выводит законы чтения, помогающие сориентироваться в море книг, выбрать то, что необходимо для развития личности. Всем ходом рассуждения литературовед подводит к выводу о том, что в отрочестве нужно успеть прочитать нужные книги, приобщиться к классической литературе, полюбить читать.
Заключение текста сочинения-рассуждения.
Проанализировав содержание текста М. Чудаковой и выразив своё мнение по выдвинутым в нём проблемам, можно сделать вывод о том, что ……………………………………………………………………………………………………. .
Текст заставил меня задуматься над ……………………………………………………………………………………………………. .