Слайд 1Урок русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизмы»
…Нет слова, которое
было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Н.В.Гоголь
Выполнила учитель
русского языка и литературы
филиала МБОУ
«Ильино-Заборская основная школа» -
«Фанерновская основная школа»
Шаферова Надежда Васильевна
Слайд 2Цели урока:
1) Сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка,
об особенностях его строения и употребления в речи;
2) Систематизировать и углубить знания по фразеологии как разделе науки о языке;
3) Формировать умения различать фразеологизмы по структуре, определять их синтаксическую роль;
4) Употреблять фразеологизмы в речи с целью её обогащения.
Слайд 3 Задачи урока:
1) развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и
письменной речи;
2) формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;
3) развивать творческие способности и образное мышление школьников;
4) обогащать словарный запас школьников;
5) воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Слайд 4Тип урока – комбинированный
Используемые технологии: технология проблемного обучения, игровые, здоровьесберегающие и
компьютерные технологии
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проблемный вопрос.
3.Объяснение нового материала.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление материала.
6.Подведение итогов.
Слайд 5Проблемный вопрос
«Продажа лошади особенно врезалась Танюше в память. Мать в поле
полудновала, плакала и говорила, что ей «кусок в горло не идёт», а Танюша всё смотрела на её горло, не понимая, в чём толк».
- Что имела в виду мама Танюши? Почему девочка не поняла ее?
Слайд 6Фразеологи́зм или фразеологическая единица — устойчивое по составу и структуре, лексически
неделимое и целостное по значению словосочетание.
Слайд 8
Свободное словосочетание или фразеологизм?
Распределите на два столбца
повесить белье – повесить
нос золотые руки – золотой браслет волчий хвост – волчий аппетит
Слайд 11Запомни!
При синтаксическом разборе необходимо подчеркивать фразеологизм как один член предложения
Например,
бить баклуши, водить за нос - это глагольные фразеологизмы, которые в предложении обычно являются сказуемыми; козел отпущения, ахиллесова пята - субстантивные фразеологизмы – бывают подлежащими или дополнениями; со всех ног, спустя рукава – наречные, они в предложении бывают обстоятельствами.
Слайд 12Подбери к фразеологизмам синонимы
хоть пруд пруди; куры не клюют; кто
во что горазд; кто в лес, кто по дрова; несолоно хлебавши; как гром среди ясного неба; как снег на голову; ни рыба ни мясо; в двух шагах; куда ноги несут ; ни то ни сё;
рукой подать; куда глаза глядят; как мел; приводить в бешенство; с пустыми руками ; ни кровинки в лице; доводить до белого каления
Слайд 13Проверь себя
фразеологические синонимы
Слайд 14Подбери к фразеологизмам антонимы
Засучив рукава; мастер на все руки; спустя рукава;
рукой подать; грош цена; мастер кислых щей; в час по чайной ложке; на вес золота; песок сыплется; молоко на губах не обсохло; на всех парах; у черта на куличках
Слайд 15Проверь себя
фразеологические антонимы
Слайд 18Проверь себя
И.А.Крылов
А воз и ныне там.
Из кожи лезут вон.
Бог послал кусочек
сыру.
От радости в зобу дыханье спёрло.
Ворона каркнула во всё воронье горло.
Так поди же попляши.
Я без души лето красное всё пела.
А ларчик просто открывался.
Слайд 19Домашнее задание
В рассказе нужно найти 10 фразеологизмов и объяснить их смысл.
Попались
на удочку
Пригласил нас как- то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём, да поёдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. «Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться», - растерялись мы. «Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову».
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. «Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, - со мной пойдёте».
И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Слайд 20Спасибо за урок!
Мы работали как?