Слайд 1ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК
ПО ТЕМЕ
«СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»
Слайд 2ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК
ПО ТЕМЕ
«СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»
урок-игра
«Угадай по значению»
«Установите соответствие»
«Найди меня»
«Хорошие речи
приятно и слушать»
«Карта сокровищ»
Слайд 3«Четвертый лишний»
1.Об..явление, с..емка, с..экономить, под..ём.
2.Ч…м, ч..до, ж…ри, ч...дище.
3.Печ.., луж..., реч.., мыш…
4.
Зап…здалый, предст…вление, ст…рожевой, х..лодный.
Слайд 4«Угадай слово»
1.Раздел науки о языке, где изучаются словосочетания и предложения.
А)
Синтаксис; В) Пунктуация; С)Морфология.
2. Знак препинания, соединяющий однородные члены предложения.
А) Запятая; В) Точка с запятой;
С) Двоеточие.
3. Слово (или сочетание слов), обозначающее
того, к кому обращаются
с речью.
А) Объяснение; В) Объявление;
С) Обращение.
4. Знак препинания, который ставится между подлежащим
и сказуемым, если они выражены существительным в именительном падеже.
А); Двоеточие; В) Тире С) Запятая.
5.Раздел науки о языке, где изучается постановка знаков препинания.
А) Фонетика; В) Пунктуация; С) Лексика.
6. Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.
А) Кривая речь; В) Косвенная речь; С) Прямая речь
7. Разговор двух или нескольких лиц называется…
А) Диалог; В) Монолог; С) Беседа
Слайд 5«Установите соответствие»
1) Люблю тебя
а) прил. + сущ. (главное слово);
2) мой край б) глагол(гл. слово)+ мест
3) завывание ветра в) мест. + сущ. (главное слово);
4) бескрайняя тундра г) сущ. с пр. + глагол(гл. слово)
5) в округе проживают д) сущ. (главное слово)+сущ.;
Слайд 6Взаимопроверка
Ключ :1 г; 2 в; 3 д; 4 а; 5
г.
«5»-все верно,
«4»-1 ошибка,
«3»- 2 ошибки,
«2»-более 3 ошибок.
Слайд 8«Найди меня»
1.Какое словосочетание является ГО (грамматической основой) в данном предложении?
Летом,
коротким, теплым, светлым, круглые сутки предстает тундра в зелени- траве, в ягеле, в низкорослых цветочках и всяких ягодах-морошках, и кочуют по ней гонимые оводами и комарами стада дальше, на север.
И.Г.Истомин
1) Сутки предстает;
2) кочуют стада;
3) предстает в зелени;
4) предстает тундра.
Слайд 9«Найди меня»
2.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложениях должны стоять запятые?
Весна(1) мчится по тундре(2) несет с собой теплое дыхание - вот(3) вот развернет(4) и раскинет зеленый платок(5) закружится в зеленых кисах на оттаявшей земле.
Л.В.Лапцуй
1) 1, 3,4,5 2)2,3,5 3)1,3,4,5 4)1,3,5
Слайд 10«Хорошие речи приятно и слушать»
Задание для сильных учащихся: составьте по фотографии
небольшой текст (3-4 предложения), использую простые и сложные предложения.
Задание для слабых учащихся: составить простые предложения к фотографии.
Фото Айваседо Р.
Слайд 11
«Карта сокровищ»
Наша земля богата пушным зверем рыбой ягодами грибами.
Здравствуй зима снежная!
В ЯНАО входит семь районов Красноселькупский Надымский Приуральский Пуровский Тазовский Шурышкарский Ямальский.
Салехард город на Полярном круге.
В нашем округе проживают коми ненцы селькупы ханты коренные жители Ямала.
Процветай земля родная.
Мой край богат газом нефтью.
Слайд 13Фрагмент ненецкого орнамента
«Головки»
Ненецкая женская
шапка
Слайд 14Домашнее задание
На «5»: Составьте небольшой рассказ на тему «Мой край», используя
предложения, соответствующие данным ниже схемам и запишите в тетрадь.
На «4»: Составьте предложения по данным ниже схемам и запишите в тетрадь.
На «4»: В любом учебнике найдите предложения, соответствующие данным ниже схемам, и выпишите их в тетрадь.
Схемы: [ подлежащее и три однородных сказуемых].
[подлежащее (сущ) – сказуемое (сущ)].
[ ,о, ] !
[ ], и [ ]
[О, О, О- О]
А: «П!»
Слайд 15Использованная литература
Литературно- краеведческая хрестоматия для школ Ямало- Ненецкого автономного округа «Северные
родники»/Автор – составитель Федорова Л.В.- Сыктывкар 1995.
М. С. Приходько «Хомаку» картинный словарь русско-нещанского языка. Санкт – Петербург, «Морсар АВ», - 2000.