Слайд 1Использование ИКТ на уроках русского языка
«Чем легче учителю учить, тем
труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за мыслью ученика, … тем легче будет учиться ученику».
Л.Н.Толстой
Слайд 2
ИКТ -
информационно-коммуникационные технологии
Во-вторых, это использование самого компьютера,
самых разных программ.
Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.
Слайд 3
1/4 часть услышанного материала,
1/3 часть увиденного,
1/2 часть увиденного и
услышанного,
3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
По данным исследований,
в памяти человека остается:
Слайд 4Функции обучения русскому языку:
коммуникативная функция – формирование коммуникативной компетенции;
общеобразовательная функция, в
понятие которой входит не только начальное лингвистическое образование (формирование начальной лингвистической компетенции), но и знакомство с культурой страны изучаемого языка, ибо язык – это элемент культуры;
воспитательная функция, связанная, помимо прочего, с формированием уважения к другим народам, их традициям;
развивающая функция, связанная с интеллектуальным и нравственным развитием ребёнка.
Слайд 5Актуальность
Основная цель – формирование коммуникативной компетенции, все остальные реализуются в процессе
осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция в современном её понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию.
Слайд 6Мотивация применения ИКТ
на уроках русского языка:
позволяют эффективно организовать групповую и
самостоятельную работу на уроке;
способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
позволяют индивидуализировать процесс обучения;
повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков);
активизируют познавательную деятельность учащихся;
развивают творческий потенциал учащихся;
осовременивают урок.
Слайд 7Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:
при объяснении нового материала;
при закреплении;
при
повторении;
при контроле знаний, умений и навыков.
Слайд 8Основные направления использования компьютерных технологий на уроках русского языка:
визуальная информация (иллюстративный,
наглядный материал);
интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);
тренажёр;
контроль умений, навыков учащихся;
самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.
Слайд 9ИКТ внедряется по направлениям:
работа с программами MS Office (Word, Power Point,
Microsoft Publisher);
создание презентаций к урокам;
работа с ресурсами Интернет;
работа с интерактивной доской;
использование готовых обучающих программ;
разработка и использование собственных авторских программ.
Слайд 10Использование ИКТ на уроках русского языка
Дидактический материал
Чтение текстов в электронном варианте
Использование
ИКТ на уроках русского языка
DVD, CD
Создание проектов
Презентации
Электронные энциклопедии
Работа в программе Microsoft Publisher
Слайд 11Программа MS Power Point:
стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем
участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;
способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;
визуализация учебного материала;
интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой;
повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;
разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;
стимулирование воображения школьников;
способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.
Слайд 12Дополни текст междометиями на месте пропусков
На опушке леса стоит маленький домик,
в котором живут междометия. , не все ребята знают дорогу к этому дому.
, попасть бы мне в этот домик, чтобы познакомиться с междометиями и запомнить их! Кто же мне поможет? ! Я догадался! Спешу открыть учебник, чтобы выучить междометия.
1
2
3
Увы
Ах
Ура
Слайд 15Прочитай схему, определи наклонения записанных ниже глаголов
Наклонения глагола
Изъявительное
Условное
Повелительное
Пропел бы, сообщают, не звони, буду играть,
смог бы, перебежал, пусть горит, ляг, сказали.
Слайд 16Заполните таблицу примерами из предложения
Слайд 17Работа с текстами (примеры)
Карточка №1
Сгруппировать слова с общим
корнем
Л…жать, бл…стеть, р…сток, л…житься, пол…гать, р…стение, выр…щенный, бл…стает, бл…щет, отр…стить, прил…жить, прил…гательное.
Карточка №2
Сгруппировать слова с общим корнем
Горе, г…реть, приг…реть, пригорок, разг…реться, г…рение, горюшко, горный, г…ристый, г…рняк, горец, огарок, выг…реть.
Карточка №3
Выписать словосочетания с действительными причастиями
Ученик, выступающий на семинаре; школьники, помогающие убрать урожай; модель, сделанная ребятами; посаженное юннатами дерево; борющиеся за первенство спортсмены; сражающийся с врагом отряд; бушующее море; сравниваемые предметы; ёлка, украшенная ребятами; лечащий врач; ярко освещённый зал; заполняемый сосуд; сверкающий на солнце снег.
Карточка №4
Выписать словосочетания с действительными причастиями
Ученик, выступающий на семинаре; школьники, помогающие убрать урожай; модель, сделанная ребятами; посаженное юннатами дерево; борющиеся за первенство спортсмены; сражающийся с врагом отряд; бушующее море; сравниваемые предметы; ёлка, украшенная ребятами; лечащий врач; ярко освещённый зал; заполняемый сосуд; сверкающий на солнце снег.
Карточка №5
Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
Дремл…щий великан, колебл…щийся тростник, дежур…щий милиционер, скач…щие на конях, маяч…щие огни, стел…щися туман, колыш…щиеся отражения, готов…щие выступление.
Слайд 18Тестовые работы
(Test Generator)
При выполнении работы задания выдаются в случайном порядке,
сначала все вопросы группы А, потом – все группы В.
Порядок следования вопросов для каждого ученика будет свой.
Возможность ограничения времени для конкретного теста.
Возможность ограничения времени на выполнение каждого задания (устанавливается в зависимости от сложности вопроса и от ограничения времени на весь тест самим компьютером).
Слайд 19
Возможность генерировать новые тесты из уже имеющихся.
Т.
е., если созданы тесты по темам школьного курса, то, например, при работе в 11 классе можно создавать новые тесты на повторение, указав в режиме генерирования тестов (появится таблица), сколько вопросов будет в новом тесте и из теста с каким названием нужно выбрать каждый конкретный вопрос.
Самостоятельность выполнения работы учащимся и выявления ошибок.
Ученик сразу видит свою оценку
Результаты тестирования учащихся учитель может увидеть в любое время. Учитель может проанализировать выполнение теста каждым учащимся
Возможность создания печатного варианта тестов, путём импортирования теста в WORD
Слайд 20Электронный учебник
Русский язык из серии 1С: Репетитор
Толковые словари (электронная версия
словарей Даля, Ушинского)
Энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронная версия)
Энциклопедия живописи (электронная версия)
Диски по русскому языку
Слайд 22Русский язык из серии 1С: Репетитор
обеспечивает следующее:
имитацию занятий (уроков
или лекций);
контроль учащимися своих знаний;
возможность расширения знаний вне учебной программы;
индивидуальная программа обучения для каждого пользователя;
доступность компьютерной реализации электронного учебника для неквалифицированного пользователя.
Слайд 23Формы работы с компьютером на уроках русского языка
Методические рекомендации
Слайд 24При варианте «Компьютер + Принтер» учитель может:
готовить к урокам дидактический раздаточный
материал;
оформлять наглядный материал;
заниматься индивидуальной проектной деятельностью с учащимися;
создавать опорные конспекты к уроку;
создавать тесты и самостоятельные работы для учащихся.
Слайд 25При конфигурации «Компьютер + Проектор» возможности, конечно, шире. Это:
возможность подачи материала
в форме презентаций;
возможность проводить тестовые работы без привлечения печатного материала;
проводить опрос (фронтальный, индивидуальный - когда 1 учащийся работает за компьютером, в то время как остальные учащиеся заняты другой работой);
проводить конференции с привлечением созданных учащимися презентаций;
создавать документальные фильмы по любой теме.
Слайд 26При варианте «Компьютерный класс»:
все учащиеся могут заниматься на тренажёрах;
проводить индивидуальное тестирование;
заниматься
групповой исследовательской работой;
создавать проекты по собственным сценариям или по сценарию учителя;
осуществлять самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность.
Слайд 27При подготовке к уроку
учитель может:
Быстро найти необходимый материал
Подготовить презентацию к
уроку (особенно это необходимо, когда на уроке используется большой иллюстративный материал)
Подготовить звуковой материал (это возможно при наличии диктофона в компьютере и микрофона. Записав текст словарного или выборочного диктанта, перфокарты, и т.д., учитель может освободить себе время на уроке и разнообразить формы урока)
Можно создать документальный фильм, использовав изображения, звукозаписи, видеозаписи компьютера
Также можно создавать таблицы, опорные конспекты, алгоритмы рассуждений (это может быть и домашним заданием для учащихся)
Слайд 28Второй этап - проведение урока
фотографии, видео, рисунки дают возможность эстетизировать урок,
сделать материал наглядным;
слайды могут сопровождать лекцию учителя;
с помощью заранее созданных тестов могут проводиться разные виды контроля (цифровые диктанты, выборочные диктанты, тесты).
Слайд 29Третий этап - внеурочная работа
на факультативах;
дополнительных занятиях;
занятиях кружка;
участиях
в конкурсах;
в олимпиадах;
в исследованиях МАН…
Слайд 30Работа с программой
Microsoft Publisher
Позволяет получить реальный продукт своей жизнедеятельности в
виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д.
Она используется для:
- оформления результатов групповой работы;
- выпуска газеты, информационного листка.
Слайд 31Конкурс-игра
«Русский Медвежонок – языкознание для всех»
4 класс - 9;
5 класс - 16;
6 класс - 9;
7 класс – 15;
8 класс - 10;
9 класс - 28;
10 класс - 2;
11 класс - 21;
Всего – 110;
Из них льготников – 10.
rm@uclever.com
В этом учебном году учащиеся нашей школы впервые принимают участие в международном конкурсе-игре по русскому языку, который называется «Русский Медвежонок». Зарегистрировалось 110 учеников 4-11 классов. Конкурс состоится 11 ноября.
Слайд 32Литература
Горлушкина Н.Н. Проектирование компьютерной обучающей программы [Электронный ресурс] / Н.Н.Горлушкина и
др. - Режим доступа: http://www/ifmo.ru
Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании / В.В.Гузеев // Школьные технологии. - 1997. - №1. - С.3-11.
Интернет в гуманитарном образовании: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией Е.С.Полат. - М.: Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 272 с.
Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии./ Книга для учителя. Мурманск. - 1997.
Селевко Г. К., Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. - 1998.
Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе. М.: Новая школа. - 1997.
Хахалева Н.Н. Роль компьютера в процессе овладения орфографией / Н.Н. Хахалева // РЯШ. – 2001. – № 1.
http//www.uclever.com
http://kopona.com/2090-fotoramka-po-doroge-s-oblakami.html
http://www.1000designs.ru/page/14/