Презентация, доклад на тему Роль М.В. Ломоносова в развитии литературы

Ломоносов и его эпохаЖанрово-стилевая реформаФотоальбомРеформы ЛомоносоваТеория стихосложенияРоль Ломоносова в развитии литературы

Слайд 1Ломоносов и Литература

Ломоносов  и Литература

Слайд 2Ломоносов и его эпоха
Жанрово-стилевая реформа
Фотоальбом
Реформы Ломоносова
Теория стихосложения
Роль Ломоносова в развитии литературы

Ломоносов и его эпохаЖанрово-стилевая реформаФотоальбомРеформы ЛомоносоваТеория стихосложенияРоль Ломоносова в развитии литературы

Слайд 3Михаил Васильевич Ломоносов родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии

в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора.
Ломоносов вырос в условиях северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской Руси.
Курс обучения, пройденный Ломоносовым, был необычен. В детстве он научился читать и писать по церковным книгам. В декабре 1730 года, когда Ломоносову было уже 19 лет, он отправился в Москву учиться, поступил в Славяно-греко-латинскую академию и за пять лет прошёл восьмилетний курс обучения. В течении следующих пяти лет он продолжал своё образование в Германии. За всю историю России ни одному из крестьянских детей не удалось повторить путь Ломоносова.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в

Слайд 4/*
В первые десятилетия XVIII века русский литературный язык находился в состоянии

сильного брожения и внутренней неустойчивости. Это было следствием общих сдвигов в русском культурном развитии, связанных с экономическим и политическим переустройством России на рубеже XVII и XVIII веков и особенно ярко проявившихся в царствование Петра I.
Эпоха Петра I самая нелитературная. Государство реформировалось.

Книга была не художественной, а полезной, в основном учебники, почти все переводы. Русский язык засорён, как «иностранщиной» так и устаревшими, «обветшалыми» церковно-славянскими словами. Этот крайне пёстрый, тяжеловесный по своей синтаксической конструкции язык не соответствовал растущим потребностям науки и культуры. Назрела необходимость решительных преобразований.

/*В первые десятилетия XVIII века русский литературный язык находился в состоянии сильного брожения и внутренней неустойчивости. Это

Слайд 5Реформы Ломоносова в области русского языка и литературы:

Создание гибкого, звучного и

точного литературного языка невозможно было без чистки и классификации его словарного состава.

1)Прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем заложил основание русского технического и научного словаря.
Без перевода Ломоносов оставил те научные и технические выражения и слова, которые или затруднительно было перевести на русский язык, или они очень прочно с давних пор вошли в русский словарь.

2) Ломоносов упорядочил употребление церковно-славянских выражений.
Он дал в литературе права русскому разговорному языку, чётко определив область его применения (учение о «трёх штилях»).

3) Ломоносов утвердил силлабо-тоническое стихосложение, в котором в определённой системе чередуются ударные и безударные слоги.

Реформы Ломоносова в области русского языка и литературы:Создание гибкого, звучного и точного литературного языка невозможно было без

Слайд 6Идеи Ломоносова об исторической обусловленности целевой системы русского литературного языка, изложены

в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1758).
В «Предисловии» высказана схема деления литературного языка на три стиля—«высокий», «средний» и «низкий».

Ломоносов описал стили языка с нескольких сторон.
Во-первых, со стороны их словарного состава он выделяет три рода «речений», то есть три рода слов:
-К первому относятся слова, общие для славянского и русского языков.
-Ко второму принадлежат славянские слова, которые хотя и редко употребляются в разговорной речи, но понятны грамотному человеку.

-К третьему относятся слова, которых нет в церковно-славянских книгах.

Во-вторых, эти три стиля разграничиваются «по пристойности материй». Устанавливается зависимость между «материей», то есть темой, предметом изложения, жанром и стилем. Для каждого жанра предусматривается один из трёх стилей. Героические поэмы, оды, важные речи должны быть написаны «высоким» стилем; драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии – «средним» стилем; а комедии, эпиграммы, песни, басни – «низким» стилем.

Идеи Ломоносова об исторической обусловленности целевой системы русского литературного языка, изложены в «Предисловии о пользе книг церковных

Слайд 7Высокий штиль
Средний штиль
Низкий штиль
Жанры: героические поэмы, оды, трагедии
Церковно-славянские слова + русские

слова

Жанры: драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии.

Русские слова с небольшой примесью церковно-славянских

Жанры: комедии, эпиграммы, песни, басни.

Русские слова разговорного языка с добавлением простонародных, и малого числа церковно-славянских.

Высокий штильСредний штильНизкий штильЖанры: героические поэмы, оды, трагедииЦерковно-славянские слова + русские словаЖанры: драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма,

Слайд 8До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески

– слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось.

М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.

До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке

Слайд 9Роль М.В. Ломоносова в развитии литературы.
Его реформа стихосложения открыла колоссальные возможности

русской поэзии, а труды в области русского литературного языка дали отечественной культуре мощное средство её развития. Литература превратилась в явление общественной жизни. Будучи учёным, Ломоносов был одним из ведущих литераторов своего времени.

«С Ломоносова начинается наша литература». В. Г. Белинский
Роль М.В. Ломоносова в развитии литературы.Его реформа стихосложения открыла колоссальные возможности русской поэзии, а труды в области

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть