Презентация, доклад на тему Развитие творческих способностей обучающихся средствами предметов русский язык и литература

СодержаниеВведение1. Способности: понятие, сущность, закономерности, классификация2. Основные понятия психологии творчества3. Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения4. Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста5. Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературыЗаключениеСписок использованных источников

Слайд 1Кафедра гуманитарного образования
Курсовая работа
Развитие творческих способностей обучающихся средствами предметов русский язык

и литература

Выполнила: Терешина О.Н.
методист
МКУ «ЦИМО МОУ Лямбирского
муниципального района РМ»
Проверила: Чебулаева Е.Е.
методист

Саранск 2014

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования (повышение квалификации) специалистов «Мордовский республиканский институт образования»

Кафедра гуманитарного образованияКурсовая работаРазвитие творческих способностей обучающихся средствами предметов русский язык и литература

Слайд 2Содержание
Введение
1. Способности: понятие, сущность, закономерности, классификация
2. Основные понятия психологии творчества
3. Проблемы

развития творческих способностей в процессе обучения
4. Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста
5. Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы
Заключение
Список использованных источников
СодержаниеВведение1. Способности: понятие, сущность, закономерности, классификация2. Основные понятия психологии творчества3. Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения4.

Слайд 3«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти

понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.
А где формируется «творческая личность»? Конечно же, в школе начинается процесс ее становления, и очень важно правильно организовать этот процесс. Поэтому на современном этапе развития школьного образования главной задачей становится не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей. Именно на эти аспекты обращается внимание в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Следовательно, тема: «Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы» является актуальной и перспективной для современного российского образования и общества в целом.

Введение

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями

Слайд 4Исследованию вопросов, связанных с творческими способностями и их развитием посвящены фундаментальные

труды отечественных педагогов, психологов, философов и методистов (Л.Н. Коган, Л.С. Выгодский, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачёв, А.С. Каргин, В.А. Разумный, О.И. Мотков, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, Л.А. Большакова, Д.Б. Богоявленская, Т.Г. Богданова и др.).
Способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. При оценке индивидуальной меры выраженности способностей целесообразно использовать те же параметры, что и при характеристике любой деятельности: производительность, качество и надежность (в плане рассматриваемой психической функции).
Выделяются два уровня способностей:
- репродуктивный (быстрое усвоение знаний и овладение определенной деятельностью по образцу);
- творческий (способность при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное).
Творческие способности формируются в процессе их развития, а значит, необходимо работать над совершенствованием базы методов и приемов, использующихся для достижения данной цели в обучении.

1 Способности: понятие, сущность, закономерности, классификация

Исследованию вопросов, связанных с творческими способностями и их развитием посвящены фундаментальные труды отечественных педагогов, психологов, философов и

Слайд 5Понимание креативности, творчества характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: В.М. Бехтерев

трактует творчество с рефлексологической точки зрения как «созидание чего-либо нового» в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта.
А.М. Матюшкин, 3.Н. Калмыкова, Д.Б. Богоявленская и другие в целом понимают творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний. Я.А. Пономарев понимает творчество и в самом широком смысле как взаимодействие, ведущее к развитию.
Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя - акт создания "идеала", образа мира. Внешняя активность - лишь реализация идеи в окончательном продукте и является второстепенной по отношению к активности внутренней. Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также изменение состояния сознания. С ведущей ролью бессознательного, доминированием его над сознанием в процессе творческого акта связаны и ряд других особенностей творчества; в частности, эффект "бессилия воли" при вдохновении.
Спонтанность, внезапность, независимость творческого акта от внешних причин - второй основной его признак. Потребность в творчестве возникает тогда, когда она нежелательна или невозможна: сознание как бы провоцирует активность бессознательного. При этом авторская активность устраняет всякую возможность логической мысли и способность к восприятию окружающего. Многие авторы принимают свои образы за реальность. Творческий акт сопровождается возбуждением и нервной напряженностью. На долю разума остается только обработка, придание законченной, со­циально приемлемой формы продуктам творчества, отбрасывание лишнего и детализация.


2 Основные понятия психологии творчества

Понимание креативности, творчества характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: В.М. Бехтерев трактует творчество с рефлексологической точки зрения

Слайд 6В организации процесса обучения учащихся в современных общеобразовательных средних школах и

учреждениях подобного типа четко проявляются такие, в частности, тенденции, как углубление изучения предметов школьного и вузовского цикла за счет увеличения количества времени, отводимого на изучение этих предметов, или же декларируемое направленное («специализированное») развитие школьников за счет более полного усвоения отдельных предметов, соответствующих определенным отраслям научного знания и искусства. В то же время почти не уделяется внимания рефлексивной стороне деятельности школьников, развитию их творческого потенциала. Это приводит к тому, что, с одной стороны, большинство школьников не до конца осознают себя реальными субъектами процесса обучения, а с другой стороны, школа все более и более утрачивает свои позиции в плане воспитания и развития учащихся. Происходит отчуждение личности и деперсонализация участников взаимодействия в процессе обучения, что закономерно приводит к снижению продуктивности деятельности как школьников, так и учителей, репродуктивному характеру их труда, а кроме того – к внутриличностным, межличностным и групповым конфликтам.
Решение задачи формирования у школьников творческого отношения как к своей учебной деятельности, так и к любой другой полагает, в свою очередь, профессиональную компетентность педагогов, их потребность в достижении высокого уровня профессионального мастерства, углубление опыта и совершенствование профессиональных умений, личностно-деловых профессионально важных качеств, достижение высокого уровня мотивации деятельности, что предполагает наличие соответствующих педагогико-психолого-акмеологических детерминант профессионализма последних.
Между тем традиционно сложившаяся система вузовского и поствузовского образования не дает внешних и внутренних стимулов к формированию у учителя как закрепленной потребности в творчестве, творческого отношения к педагогической деятельности, так и педагогических активно-действенных технологий развития творческого потенциала учащихся.

3 Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения

В организации процесса обучения учащихся в современных общеобразовательных средних школах и учреждениях подобного типа четко проявляются такие,

Слайд 7Каждый возраст представляет собой качественно особый период психического развития и характеризуется

множеством свойств. Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является старший подростковый возраст. Чем же он характеризуется?
Анализ характера юных переживаний показывает, какую мощную роль в них играет стремление к выяснению своей личности, к собственному обнаружению. Эта черта не является частным проявлением только в этой сфере. Всем хорошо знакомо явление, как юность любит чувствовать себя непонятой, одинокой в своих исканиях, увлекаясь мыслью, что обыденные люди не в состоянии понять ее незаурядную натуру и так далее. Черта исканий присуща юности как ее типическая черта. Ее может опекать сам принцип исканий, так сказать. Формальное искание, когда юная молодежь больше ощущает свое настроение, а назвать его не может, потому что они только своего рода вопросительный импульс, часто больше самоощущение, чем реальная конкретная потребность.
Интерес к субъективному миру, внутренний мир, как большой мир, как постоянное явление, открывается именно в юности.
В письменных работах, имея возможность высказаться перед учителем литературы более свободно, без свидетелей, ученики зачастую обнаруживают удивительную готовность раскрыться, сообщить о своих переживаниях, о возвышенных мыслях.
Конечно, не каждому педагогу, даже преподавателю литературы, дано вызывать к себе со стороны учеников отношение, при котором для них становится естественным приоткрывать свой внутренний мир и ожидать одобрений или совета. Старшеклассники внимательно, оценивающе наблюдают за педагогами. Как уже отмечалось, они не прощают профессиональной слабости, мелочности характера — всего, что принижает достоинство учителя.
Знакомство с примерами доблестей людских, в жизни или в произведениях искусства, во многих, случаях явно задевает их за живое: юноши особенно чувствительны к упоминаниям о славе, девушки — к раскрытию чувств.


4 Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста

Каждый возраст представляет собой качественно особый период психического развития и характеризуется множеством свойств. Одним из сложных периодов

Слайд 8Основной целью на уроках русского языка и литературы является обучение умению

целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.
Главные задачи на данных уроках – научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом.
Так как развитие творческого потенциала учащихся – одна из важнейших задач обучения в школе, то возникает вопрос: какая же система методов и приёмов должна быть, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности?
В процессе работы я пришла к выводу, что в первую очередь необходимо наличие определенного мировоззрения в педагогической среде. Сегодня, на мой взгляд, эта задача решена. Учитель на современном этапе выстраивает педагогическое взаимодействие на  иных, нежели в традиционной, уходящей в прошлое педагогике, условиях: как диалогическое, творческое, личностное  и индивидуализированное.
Во-вторых, система работы учителя должна быть адекватна поставленным задачам.

5. Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Основной целью на уроках русского языка и литературы является обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами

Слайд 9 Методы и приемы
- метод конструирования вопросов самими учениками;
-прием  объективируемого и формулируемого

педагогом исследовательского вопроса с обсуждением выдвинутых учащимися гипотез;
- метод проблемного задания;
- эвристический метод.
В основной части урока при всей его плотности и насыщенности использую различные творческие задания: синквейны, мозговой штурм, придумывание инсценировок, создание иллюстраций по теме. Все они предлагают самостоятельное решение учениками учебных задач, нацелены на творческую работу учащихся.
В качестве вариантов домашних работ использую задания, стимулирующие творческую активность ребенка (сочинить сказку, рифмовку на правило грамматики, придумать кроссворд, сочинить стихотворение, миниатюру, былину…). 
На развитие творческих способностей учащихся особенно влияют уроки развития речи: сочинение-миниатюра по картине; сочинение на заданную тему; сочинение на свободную тему; сочинения по пословице; сочинение по аналогии с прочитанным; сочинение по наблюдениям учащихся; сочинение по заданному началу; рецензирование сочинений; обучающие и контрольные, подробные и сжатые, выборочные и творческие изложения; изложения с элементами описания и с грамматическими заданиями.
Чтобы разнообразить уроки развития речи, использую различные виды работ:
свободное сочинительство – пиши, что хочешь (сочинения на свободную тему);
- «фантазия-картинка» – опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении (сочинение по воображению);
- экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников (сочинение по картине);
- сюжет рассказа по серии рисунков удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения-повествования (сочинение-рассказ);
- музыкальное сочинение (опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения; воспроизведи фрагмент из фильма, спектакля (существующего или выдуманного тобой), сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка);
- сочинение-продолжение написанного накануне изложения или диктанта.
Изложение – работа творческая. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.
Особую роль в творческом саморазвитии учащихся играют  нестандартные уроки. Данные уроки особенно интересны ученикам, потому что они интуитивно улавливают их главные особенности: усвоение знаний на таком уроке – не самоцель, а средство развития познавательных и творческих способностей ребенка, развития его личности в целом.
В своей работе использую такие виды нестандартных уроков, как: урок-исследование, урок-игра, урок-конференция, урок-зачет, урок-путешествие, урок-мастерская и др.

Методы и приемы- метод конструирования вопросов самими учениками;-прием  объективируемого и формулируемого педагогом исследовательского вопроса с обсуждением

Слайд 10 
Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество –

самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.
При оценивании творческих работ необходимо терпение («быстрых» результатов практически не бывает), доброжелательность, деликатность, равноправие (недопустимо делить детей на талантливых и «остальных»). Детей без воображения не бывает.
«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Актуана де Сент-Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.

Заключение

 Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка.

Слайд 111 Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды

/ Л.А. Александрова // Образование в современной школе. – 2005. – № 5. – С.53-56.
2 Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся / Л.А. Ашевская // Русский язык в школе. – 2001. – № 6. – С. 21-25.
3 Гончаров С.З. Креативность субъектности: категориальный анализ / С.З. Гончаров // Мир психологии. – 2005. – № 1. – С. 76-84.
4 Дружинин В.Н. Психология творчества / В.Н. Дружинин // Психологический журнал. – 2005. – Том № 26. – № 5. – С. 101-109.
5 Жукова Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей / Т.М. Жукова // Одаренный ребенок. – 2006. – № 1. – С. 46-51.
6 Имаметдинова Р.Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие / Р.Я. Имаметдинова // Одаренный ребенок. – 2006. – № 6. – С.99-101.
7 Красновский Л.З. Подготовка к сочинениям на основе театральных впечатлений / Л.З. Красновский // Русский язык в школе. – 2004. – № 4. – С. 28-32.
8 Максимова С.И. Вопросы формирования творческой личности ребенка в теории и практике семейного воспитания конца XIX – начала XX века / С.И. Максимова // Одаренный ребенок. – 2006. – № 2. – С. 9-13.
9 Мартишина Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога / Н.В. Мартишина // Педагогика. – 2006. – № 3. – С. 48-57.
10 Мельников Л. Активизируйте свои способности / Л. Мельников // Наука и религия. – 2003. – № 8. – С. 51-52.
11 Петров К.В. Формирование творческого потенциала учащихся как условие акмеологически задаваемого развития / К.В. Петров // Мир психологии. – 2006. – № 4. – С. 174-180.
12 Поддъяков А. Ты гений или просто умный? / А. Поддъяков // Знание – сила. – 2002. – № 9. – С. 78-81.
13 Симановский А.И. Структура профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения / А.И. Симановский // Мир психологии. – 2002. – № 4. – С. 215-222.

Список использованной литературы

1 Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды / Л.А. Александрова // Образование в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть