Выполнила: Гусева Светлана, ученица 10 «А» класса
Руководитель: Ларина Лариса Юрьевна
Выполнила: Гусева Светлана, ученица 10 «А» класса
Руководитель: Ларина Лариса Юрьевна
Анна
Ахматова
Годовалым ребенком была
перевезена в Царское село и
прожила там до 16 лет.
Где-то в 1893 -1894 годах в Царское село приехал отставной инженер-механик А.Горенко с женой и дочерью Анной. Они поселились на Привокзальной площади в доме Шухардиной, на углу Широкой улицы (по правой стороне, если идти от вокзала) и Безымянного переулка.
Позднее один из врачей предположил, что эта была оспа – которая, однако, не оставила никаких видимых следов. След остался в душе: именно с тех пор Аня стала писать стихи.
«Училась я в Царскосельской женской гимназии сначала плохо, а потом гораздо лучше, но всегда неохотно…»
Анна Горенко с братьями Андреем, Виктором и сестрой Ией. В центре - мать Инна Эразмовна
В Царском селе она познакомилась со своим будущим мужем – поэтом Николаем Гумилевым. Он забрасывал Аню стихами, пытался поразить ее воображение различными эффектными безумствами – например, в ее день рождения принес ей букет из цветов, сорванных под окнами императорского дворца. На Пасху 1905 года он пытался покончить с собой – и Аня была так этим потрясена и напугана, что перестала с ним встречаться.
Весной 1906 года они помирились.
Они обвенчались 25 апреля 1910 года в Никольской слободке под Киевом. Родственники Ахматовой считали брак заведомо обреченным на неудачу – и никто из них не пришел на венчание, что глубоко ее оскорбило.
Сын Ахматовой и Гумилева Лев родился 1 октября 1912 года. Почти сразу же его забрала к себе мать Николая, Анна Ивановна, – и Аня не слишком сопротивлялась. В итоге, Лева почти шестнадцать лет прожил с бабушкой, видя родителей лишь изредка…
Церковь в Никольской слободе под Киевом, где венчались Н. Гумилёв и А. Горенко.
Фонтанный дом оказался созвучен ее поэтическому миру. Для Ахматовой это было то заколдованное поэзией место, куда приходят тени из прошлого….
Так под кровлей Фонтанного дома,
Где вечерняя бродит истома
С фонарем и связкой ключей, -
Я аукалась с дальним эхом,
Неуместным смущая смехом
Непробудную сонь вещей.
«Наша квартира стала холодной, коммунальной, с выходом всех дверей уже не в анфиладу, как было вначале, а в коридор. Коридор стал холодным, и, чтобы подойти к телефону, Анна Андреевна надевала шубу»…
Николай Николаевич не раз говорил Анне Андреевне, когда речь заходила о его кабинете: «Это твоя комната». Однако по сути, только диван с маленьким столиком перед ним были здесь местом ее обитания.
В период союза с Пуниным Ахматова почти не пишет стихи. Причинами тому были негласный запрет с 1925 года на печатание ее стихов и, главное, отсутствие внутренней свободы, необходимой для творчества.
Здесь, в этом кабинете, Ахматова занимается историей архитектуры Петербурга, изучает творчество Николая Гумилева, начинает свои пушкинские штудии, учит итальянский и английский языки.
«…елка всегда была
великолепно украшена. После 1927 года на елке появились из
японской бумаги чудные фонарики, которые Пунин клеил вместе
с детьми.»
Здесь играли в шахматы, заводили патефон, принимали друзей. Здесь Анна Ахматова с такой личной причастностью говорила о Пушкине, как будто он – ее хороший знакомый – на минуту вышел в соседнюю комнату.
Комната А.Ахматовой: Об этой комнате сохранились разноречивые воспоминания современников. Одни вспоминают «развал и убожество», окружавшие здесь Ахматову. Для других эта комната была освещена «волшебным светом», наполнена красивыми вещами, оставшимися от прошлой жизни.
Анна Ахматова продолжает
писать «Реквием», начатый в 1935
году. Не решаясь хранить рукопись
дома, она доверяет только самым
близким друзьям заучивать свои стихи наизусть. Стихи этих лет стали ее ответом на полную беззащитность людей перед молохом Большого террора.
Пепельница – напоминание о том, что сожжение рукописей в эпоху тотального террора и слежки становится для Анны Ахматовой привычным ритуалом: «Руки, спички, пепельница. Обряд прекрасный и горестный…»
Сундук Ольги Судейкиной. Свадебный сундук невесты Судейкина привезла из Флоренции. «Ольгины вещи, среди которых я так долго жила, вдруг потребовали своего места под поэтическим солнцем. Они ожили как бы на мгновение, но оставшийся от этого звук продолжал вибрировать долгие годы…»
«...Комната была обставлена очень скупо, по-видимому, почти все, что в ней стояло раньше, исчезло во время блокады…»
(И.Берлин)
«..Гость из Будущего назвал поэму – реквиемом по всей Европе и исчез в мутном зеленом зеркале Шереметевского чердака..» (А.Ахматова)
В 1953 году она навсегда покинет Шереметевский дворец, но Фонтанный Дом и его сад останутся в ее поэзии как свидетели драматических событий петербургской истории. Живой, постоянно меняющийся сад и сейчас продолжает жить за окнами ее комнат.
«Где свидетель всего на свете,
На закате и на рассвете
Смотрит в комнату старый клен
И, предвидя нашу разлуку,
Мне иссохшую черную руку,
Как за помощью тянет он…»
Источники информации
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть