Презентация, доклад на тему Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

Содержание

Трудность при создании проектовлогика преподавания литературы, а особенно русского языка не дает возможности применения метода проектов на уроке, так как практически все урочное время уходит на формирование специфических умений и навыков, без которых не может состояться выпускник.

Слайд 1Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеурочной

деятельности

Ангарикова Байн Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Харбинская средняя общеобразовательная школа»

Проектно-исследовательская деятельность  на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельностиАнгарикова Байн Анатольевна, учитель русского

Слайд 2Трудность при создании проектов
логика преподавания литературы, а особенно русского языка не дает возможности

применения метода проектов на уроке, так как практически все урочное время уходит на формирование специфических умений и навыков, без которых не может состояться выпускник.
Трудность при создании проектовлогика преподавания литературы, а особенно русского языка не дает возможности применения метода проектов на уроке, так как

Слайд 3Домашнее задание
Выписать слова «ориентир» и «ориентироваться», определить их происхождение. Составить с

данными словами СПП с несколькими видами подчинительной связи.
Домашнее заданиеВыписать слова «ориентир» и «ориентироваться», определить их происхождение. Составить с данными словами СПП с несколькими видами

Слайд 4Цель обучения: максимальное накопление учащимися опыта проектной деятельности.
Время обучения: не более

получаса, если проект реализуются на уроке.
Принцип обучения сводится к трём основным «П» и в несколько ином порядке:
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТ
(подготовка) (реализация) (проверка)
Результат обучения: не всегда осязаем и не всегда завершён (н-р: внутренняя эмоция, творческая идея).

Особенности мини-проектов

Цель обучения: максимальное накопление учащимися опыта проектной деятельности.Время обучения: не более получаса, если проект реализуются на уроке.Принцип

Слайд 52 вида проектов: творческие и исследовательские.

2 вида проектов:  творческие и исследовательские.

Слайд 6Мир сказок
Журналисты проводят журналистское расследование на тему "Почему мы любим сказки?"
Картографы

должны нарисовать карту "Страны русских сказок".
Детективам нужно составить картотеку- "досье" сказочных героев.
Художникам необходимо нарисовать портреты героев для "досье".
Писатели должны написать собственную сказку (волшебную) по примеру русской народной.
Мир сказокЖурналисты проводят журналистское расследование на тему

Слайд 7Прошлое – родина души человека (по рассказу В.П. Астафьева «Фотография, на

которой меня нет»).

Вопрос урока:
Почему герою дорога старая пожелтевшая фотография?

Задание 1 группе. Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.
Задание 2 группе. Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.
Задание 3 группе. Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.
Задание 4 группе. Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы
Сочинение «История одной школьной фотографии» - домашнее задание.

Прошлое – родина души человека  (по рассказу В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»).Вопрос урока: Почему

Слайд 8Урок-конференция:
Лексика:
Русский язык: современная статистика
Молодежный сленг
Иностранные слова в молодежном сленге
Язык современных молодежных

субкультур: осторожно, гопники!

Разговорный стиль речи:
1. Характеристика особенностей разговорного стиля.
2. Звуковая сторона речи разговорного стиля.
3. Лексика разговорного стиля.
4. Словообразовательные особенности разговорного стиля.
5. Синтаксис разговорной речи.

Урок-конференция:Лексика:Русский язык: современная статистикаМолодежный сленгИностранные слова в молодежном сленгеЯзык современных молодежных субкультур: осторожно, гопники!Разговорный стиль речи:1. Характеристика

Слайд 9М. Шолохов Донские рассказы
Работа групп 1) Анализ рассказа “Родинка”. “Родинка” - один из

первых опубликованных рассказов М. Шолохова.  - Какие исторические реалии нашли отражение в рассказе «Родинка»? - В чем основной конфликт рассказа? - В какой момент пришлось задуматься даже озверевшему атаману о «неизмеримо большом и высоком»? - На чьей стороне автор? - В чем смысл общечеловеческой трагедии, изображенной М. Шолоховым? 2) Анализ рассказа “Алешкино сердце”. - Объясните смысл названия рассказа. - Кто изображен в рассказе негативно и кто является носителем добра? - Каков главный герой рассказа? - Можно ли говорить о высокой духовности Алешки? 3) Анализ рассказа «Шибалково семя». - Охарактеризуйте героя рассказа М. Шолохова «Шибалково семя». - Как в этом рассказе показана жестокость классовой борьбы? - В чем видит высшую цель человеческого бытия автор? - Объясните смысл названия рассказа. 4) Анализ рассказа «Чужая кровь». - Как в сюжете рассказа проявляется шолоховская концепция трагического века? - Какие черты русского национального характера воплотились в образе деда Гаврилы и как они переданы в авторских описаниях? - Как разрешается конфликт деда Гаврилы и Николая Косых? - Классовый или общечеловеческий характер носит идея рассказа? - Как проявляется реализм писателя в финале рассказа?
М. Шолохов Донские рассказыРабота групп  1) Анализ рассказа “Родинка”.  “Родинка” - один из первых опубликованных

Слайд 10Что в имени тебе моем?

Манжеев Валентин, 8 класс.

Цель исследования: Изучить систему имен школы, проанализировать использование национальных и русской систем имен.
Гипотеза: существует мнение, что в настоящее время используются национальные системы имен и имена, заимствованные из русской ономастики. Так ли это?
Задачи:
изучить научно-популярную литературу по данной теме;
проанализировать, как и когда появились имена людей;
провести анкетирование с целью выявить использование имен национальных и русской систем.
составить ономастический словарь имен учащихся класса.
Этапы исследования
I этап– изучение научно-популярной литературы.
II этап – проведение анкетирования, обработка результатов.
III этап – написание научно-исследовательской работы.
Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);
-анкетирование;
-анализ и синтез;
- сравнение;
-статистические исследования (подсчет, вычисления).

Что в имени тебе моем?

Слайд 11Анкета «Мое имя»
1. Как вас зовут? ________________________
2. Знаете ли вы, из

какого языка пришло ваше имя и что оно означает?
3. По какому признаку вам дано имя:
а) семейные традиции (в честь отца, деда, бабушки и т.д.)
б) литературная и устно- бытовая известность имени (литературный герой, событие)
в) эстетическая направленность (красота звучания, удобство в произношении в сочетании с отчеством)
г) его традиционность, популярность в данный период времени.
4. Считаете ли вы, что имя связано с жизненной судьбой человека?
Да/Нет (Подчеркните).
5. Нравится ли Вам Ваше имя? ____________________
Анкета «Мое имя»1. Как вас зовут? ________________________2. Знаете ли вы, из какого языка пришло ваше имя и

Слайд 12По собранным статистическим данным можно сделать определенные выводы:
1. В течение 38

лет женский именослов школы составил 135 имени, мужской – 130.
2. В обиходе (по десятилетиям) набор имен составляет до 60 имен (как мужских, так и женских). Последнее десятилетие отличается меньшим количеством, так как рождаемость в эти годы была низкой: 20 мужских имен, 17 – женских, при этом несколько раз было употреблено лишь одно имя (Валентина – 3 человека).
3. Популярность имен в разные годы по школе неодинакова. Для определенного периода времени характерен свой набор имен-фаворитов:
1965-1974 годы
Женские имена – Елена, Айгуль, Светлана.
Мужские – Баатр, Владимир, Вячеслав, Юрий.
1975-1984 годы
Женские имена – Елена, Наталья, Евгения, Анна, Баира, Джиргал.
Мужские – Олег, Эрдня, Санал, Михаил, Очир, Виталий.
1985-1994 годы
Женские имена – Александра, Баира, Гиляна, Кермен, Юлия.
Мужские – Александр, Баир, Владимир, Наран, Савр, Николай, Сергей.
4. Больше имен употребленных лишь один раз: женских – 77, мужских – 73.
5. Школьники казахской национальности придерживаются своей системы имен (женских – 33, мужских – 25 имен): среди казахских имен распространены имена собственно казахского, тюркского, арабского происхождения; заимствования из русской антропонимики редки.
По собранным статистическим данным можно сделать определенные выводы:1. В течение 38 лет женский именослов школы составил 135

Слайд 13Дон Хуан, Дон Жуан, Дон Гуан. Ангариков Владислав, 10 класс
Цель работы: анализ

вариантов образа Дон Жуана в творчестве Тирсо де Молина, Мольера, Байрона и Пушкина.
Задачи:
Показать традиционный образ Дон Жуана в пьесах Тирсо де Молина, Мольера, своеобразие образа у Байрона.
Выявить новые черты в образе Дона Гуана в пьесе Пушкина.
Гипотеза: А.С. Пушкин отступил от традиционного образа Дон Жуана как бессовестного соблазнителя женщин и объяснил Дон Гуана его временем, эпохой Возрождения.
Методы исследования:
метод сбора информации (изучение литературы, наблюдение),
сравнение и анализ.
Дон Хуан, Дон Жуан, Дон Гуан. Ангариков Владислав, 10 классЦель работы: анализ вариантов образа Дон Жуана в

Слайд 14 "Вечный образ" Дон Жуана разрабатывался в разные эпохи

разными писателями. Каждый автор ставил перед собой различные цели изображая "гуляку, соблазнителя женщин": Тирсо де Молина хотел "обуздать" распустившихся грандов; Мольер изобразил аристократов своего времени, Байрон направил свое произведение против общепринятых норм. Результаты исследования доказывают гипотезу, что А.С. Пушкин отступил от традиционного образа Дон Жуана как бессовестного соблазнителя женщин и объяснил Дон Гуана его временем: любовь, жажда наслаждений, жизнерадостность и религиозное свободомыслие Дон Гуана – "дух" Возрождения.

Дон Хуан, Дон Жуан, Дон Гуан:
Дон Хуан Тирсо де Молина
Дон Жуан Мольера
Дон Жуан Дж. Байрона
Дон Гуан А. Пушкина


Слайд 15Образ волка в калмыцких и русских народных сказках.

Ангариков А., 7 класс

Цель – сравнение образа волка в русской народной и калмыцкой народной сказках о животных
Объект исследования – образ волка в народных сказках о животных.
Предмет исследования – общие и отличительные черты образа волка в русских народных и калмыцких народных сказках о животных.
Задачи исследования:
Познакомиться с историей народных сказок.
Проанализировать особенности народных сказок о животных.
Установить общие и отличительные черты образа волка в русских и калмыцких народных сказках о животных.

Образ волка в калмыцких и русских народных сказках.

Слайд 16План как этапы работы:
1.1. Актуальность темы.
1.2. Область исследования, объект исследования.
1.3. Цели

и задачи исследования.
1.4. Этапы исследования. Методы исследования.
1.5. Обзор литературы
2.Теоретические исследования. Сказки о животных.
3. Практические исследования:
3.1. Образ волка в сказках о животных.
3.2. Сравнительный анализ образ волка в калмыцких и русских народных сказках о животных
План как этапы работы:1.1. Актуальность темы.1.2. Область исследования, объект исследования.1.3. Цели и задачи исследования.1.4. Этапы исследования. Методы

Слайд 17Для примера сравнил русскую народную сказку “Звери в яме” и калмыцкую

народную сказку “ Барс, волк, лиса и верблюд ”.
Для примера сравнил русскую народную сказку “Звери в яме” и калмыцкую народную сказку “ Барс, волк, лиса

Слайд 18Конкурс «Моя малая родина»
Живой символ малой родины:
Определить символ,
Нарисовать символ.
Написать сочинение (теоретические

изыскания – о символе в литературе, социологический опрос)
Конкурс «Моя малая родина»Живой символ малой родины:Определить символ,Нарисовать символ.Написать сочинение (теоретические изыскания – о символе в литературе,

Слайд 19Темы исследовательских работ:
Государственные символы Калмыкии (Ангариков Владислав, 2012 год);
Моя родословная (Ангариков

Владислав, 2013 год);
Опаленное детство (Ангариков Владислав, 2013 год);
Знамя Победы (Ангарикова Намджил, 2014 год);
Моя семья в годы Великой отечественной войны (Ангарикова Намджил, 2015 год);

Темы исследовательских работ:Государственные символы Калмыкии (Ангариков Владислав, 2012 год);Моя родословная (Ангариков Владислав, 2013 год);Опаленное детство (Ангариков Владислав,

Слайд 20Социальный проект в литературном образовании
Год литературы завершился новогодним балом литературных героев:
Составление

сценария (викторины, презентации).
Инсценировки,
Разучивание классических танцев.
Социальный проект  в литературном образованииГод литературы завершился новогодним балом литературных героев:Составление сценария (викторины, презентации).Инсценировки,Разучивание классических танцев.

Слайд 21Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть