Слайд 1Проектно-исследовательская деятельность
на уроках русского языка и литературы и во внеурочной
деятельности
Ангарикова Байн Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Харбинская средняя общеобразовательная школа»
Слайд 2Трудность при создании проектов
логика преподавания литературы, а особенно русского языка не дает возможности
применения метода проектов на уроке, так как практически все урочное время уходит на формирование специфических умений и навыков, без которых не может состояться выпускник.
Слайд 3Домашнее задание
Выписать слова «ориентир» и «ориентироваться», определить их происхождение. Составить с
данными словами СПП с несколькими видами подчинительной связи.
Слайд 4Цель обучения: максимальное накопление учащимися опыта проектной деятельности.
Время обучения: не более
получаса, если проект реализуются на уроке.
Принцип обучения сводится к трём основным «П» и в несколько ином порядке:
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТ
(подготовка) (реализация) (проверка)
Результат обучения: не всегда осязаем и не всегда завершён (н-р: внутренняя эмоция, творческая идея).
Особенности мини-проектов
Слайд 52 вида проектов:
творческие и исследовательские.
Слайд 6Мир сказок
Журналисты проводят журналистское расследование на тему "Почему мы любим сказки?"
Картографы
должны нарисовать карту "Страны русских сказок".
Детективам нужно составить картотеку- "досье" сказочных героев.
Художникам необходимо нарисовать портреты героев для "досье".
Писатели должны написать собственную сказку (волшебную) по примеру русской народной.
Слайд 7Прошлое – родина души человека
(по рассказу В.П. Астафьева «Фотография, на
которой меня нет»).
Вопрос урока:
Почему герою дорога старая пожелтевшая фотография?
Задание 1 группе.
Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.
Задание 2 группе.
Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.
Задание 3 группе.
Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.
Задание 4 группе.
Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы
Сочинение «История одной школьной фотографии» - домашнее задание.
Слайд 8Урок-конференция:
Лексика:
Русский язык: современная статистика
Молодежный сленг
Иностранные слова в молодежном сленге
Язык современных молодежных
субкультур: осторожно, гопники!
Разговорный стиль речи:
1. Характеристика особенностей разговорного стиля.
2. Звуковая сторона речи разговорного стиля.
3. Лексика разговорного стиля.
4. Словообразовательные особенности разговорного стиля.
5. Синтаксис разговорной речи.
Слайд 9М. Шолохов Донские рассказы
Работа групп
1) Анализ рассказа “Родинка”.
“Родинка” - один из
первых опубликованных рассказов М. Шолохова.
- Какие исторические реалии нашли отражение в рассказе «Родинка»?
- В чем основной конфликт рассказа?
- В какой момент пришлось задуматься даже озверевшему атаману о «неизмеримо большом и высоком»?
- На чьей стороне автор?
- В чем смысл общечеловеческой трагедии, изображенной М. Шолоховым?
2) Анализ рассказа “Алешкино сердце”.
- Объясните смысл названия рассказа.
- Кто изображен в рассказе негативно и кто является носителем добра?
- Каков главный герой рассказа?
- Можно ли говорить о высокой духовности Алешки?
3) Анализ рассказа «Шибалково семя».
- Охарактеризуйте героя рассказа М. Шолохова «Шибалково семя».
- Как в этом рассказе показана жестокость классовой борьбы?
- В чем видит высшую цель человеческого бытия автор?
- Объясните смысл названия рассказа.
4) Анализ рассказа «Чужая кровь».
- Как в сюжете рассказа проявляется шолоховская концепция трагического века?
- Какие черты русского национального характера воплотились в образе деда Гаврилы и как они переданы в авторских описаниях?
- Как разрешается конфликт деда Гаврилы и Николая Косых?
- Классовый или общечеловеческий характер носит идея рассказа?
- Как проявляется реализм писателя в финале рассказа?
Слайд 10Что в имени тебе моем?
Манжеев Валентин, 8 класс.
Цель исследования: Изучить систему имен школы, проанализировать использование национальных и русской систем имен.
Гипотеза: существует мнение, что в настоящее время используются национальные системы имен и имена, заимствованные из русской ономастики. Так ли это?
Задачи:
изучить научно-популярную литературу по данной теме;
проанализировать, как и когда появились имена людей;
провести анкетирование с целью выявить использование имен национальных и русской систем.
составить ономастический словарь имен учащихся класса.
Этапы исследования
I этап– изучение научно-популярной литературы.
II этап – проведение анкетирования, обработка результатов.
III этап – написание научно-исследовательской работы.
Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);
-анкетирование;
-анализ и синтез;
- сравнение;
-статистические исследования (подсчет, вычисления).
Слайд 11Анкета «Мое имя»
1. Как вас зовут? ________________________
2. Знаете ли вы, из
какого языка пришло ваше имя и что оно означает?
3. По какому признаку вам дано имя:
а) семейные традиции (в честь отца, деда, бабушки и т.д.)
б) литературная и устно- бытовая известность имени (литературный герой, событие)
в) эстетическая направленность (красота звучания, удобство в произношении в сочетании с отчеством)
г) его традиционность, популярность в данный период времени.
4. Считаете ли вы, что имя связано с жизненной судьбой человека?
Да/Нет (Подчеркните).
5. Нравится ли Вам Ваше имя? ____________________
Слайд 12По собранным статистическим данным можно сделать определенные выводы:
1. В течение 38
лет женский именослов школы составил 135 имени, мужской – 130.
2. В обиходе (по десятилетиям) набор имен составляет до 60 имен (как мужских, так и женских). Последнее десятилетие отличается меньшим количеством, так как рождаемость в эти годы была низкой: 20 мужских имен, 17 – женских, при этом несколько раз было употреблено лишь одно имя (Валентина – 3 человека).
3. Популярность имен в разные годы по школе неодинакова. Для определенного периода времени характерен свой набор имен-фаворитов:
1965-1974 годы
Женские имена – Елена, Айгуль, Светлана.
Мужские – Баатр, Владимир, Вячеслав, Юрий.
1975-1984 годы
Женские имена – Елена, Наталья, Евгения, Анна, Баира, Джиргал.
Мужские – Олег, Эрдня, Санал, Михаил, Очир, Виталий.
1985-1994 годы
Женские имена – Александра, Баира, Гиляна, Кермен, Юлия.
Мужские – Александр, Баир, Владимир, Наран, Савр, Николай, Сергей.
4. Больше имен употребленных лишь один раз: женских – 77, мужских – 73.
5. Школьники казахской национальности придерживаются своей системы имен (женских – 33, мужских – 25 имен): среди казахских имен распространены имена собственно казахского, тюркского, арабского происхождения; заимствования из русской антропонимики редки.
Слайд 13Дон Хуан, Дон Жуан, Дон Гуан.
Ангариков Владислав, 10 класс
Цель работы: анализ
вариантов образа Дон Жуана в творчестве Тирсо де Молина, Мольера, Байрона и Пушкина.
Задачи:
Показать традиционный образ Дон Жуана в пьесах Тирсо де Молина, Мольера, своеобразие образа у Байрона.
Выявить новые черты в образе Дона Гуана в пьесе Пушкина.
Гипотеза: А.С. Пушкин отступил от традиционного образа Дон Жуана как бессовестного соблазнителя женщин и объяснил Дон Гуана его временем, эпохой Возрождения.
Методы исследования:
метод сбора информации (изучение литературы, наблюдение),
сравнение и анализ.
Слайд 14 "Вечный образ" Дон Жуана разрабатывался в разные эпохи
разными писателями. Каждый автор ставил перед собой различные цели изображая "гуляку, соблазнителя женщин": Тирсо де Молина хотел "обуздать" распустившихся грандов; Мольер изобразил аристократов своего времени, Байрон направил свое произведение против общепринятых норм. Результаты исследования доказывают гипотезу, что А.С. Пушкин отступил от традиционного образа Дон Жуана как бессовестного соблазнителя женщин и объяснил Дон Гуана его временем: любовь, жажда наслаждений, жизнерадостность и религиозное свободомыслие Дон Гуана – "дух" Возрождения.
Дон Хуан, Дон Жуан, Дон Гуан:
Дон Хуан Тирсо де Молина
Дон Жуан Мольера
Дон Жуан Дж. Байрона
Дон Гуан А. Пушкина
Слайд 15Образ волка в калмыцких и русских народных сказках.
Ангариков А., 7 класс
Цель – сравнение образа волка в русской народной и калмыцкой народной сказках о животных
Объект исследования – образ волка в народных сказках о животных.
Предмет исследования – общие и отличительные черты образа волка в русских народных и калмыцких народных сказках о животных.
Задачи исследования:
Познакомиться с историей народных сказок.
Проанализировать особенности народных сказок о животных.
Установить общие и отличительные черты образа волка в русских и калмыцких народных сказках о животных.
Слайд 16План как этапы работы:
1.1. Актуальность темы.
1.2. Область исследования, объект исследования.
1.3. Цели
и задачи исследования.
1.4. Этапы исследования. Методы исследования.
1.5. Обзор литературы
2.Теоретические исследования. Сказки о животных.
3. Практические исследования:
3.1. Образ волка в сказках о животных.
3.2. Сравнительный анализ образ волка в калмыцких и русских народных сказках о животных
Слайд 17Для примера сравнил русскую народную сказку “Звери в яме” и калмыцкую
народную сказку “ Барс, волк, лиса и верблюд ”.
Слайд 18Конкурс «Моя малая родина»
Живой символ малой родины:
Определить символ,
Нарисовать символ.
Написать сочинение (теоретические
изыскания – о символе в литературе, социологический опрос)
Слайд 19Темы исследовательских работ:
Государственные символы Калмыкии (Ангариков Владислав, 2012 год);
Моя родословная (Ангариков
Владислав, 2013 год);
Опаленное детство (Ангариков Владислав, 2013 год);
Знамя Победы (Ангарикова Намджил, 2014 год);
Моя семья в годы Великой отечественной войны (Ангарикова Намджил, 2015 год);
Слайд 20Социальный проект
в литературном образовании
Год литературы завершился новогодним балом литературных героев:
Составление
сценария (викторины, презентации).
Инсценировки,
Разучивание классических танцев.