Слайд 1
«Причастие. Причастный оборот»
Слайд 2Цели урока:
Образовательные: Познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола;
познакомить с действительными и страдательными причастиями;
показать, как образуются причастия и причастный оборот
Развивающая: Способствовать развитию быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти
Воспитательная: Формирование коммуникативных умений,положительного и внимательного отношения к русскому языку.
Слайд 3Девиз урока:
«Ошибок не пугайся, с ошибками справляйся»
«Вылит колокол, да не
по-колоколовски.
Шит колпак, да не по-колпаковски.
Надо колокол переколоколовать,
да перевыколоколовать.
Надо колпак переколпаковать,
да перевыколпаковать».
Слайд 4Проверка домашнего задания.
Блиц опрос на тему глагол
1. На какие
вопросы отвечает глагол?
2. Чем является в предложениях?
3. Какие времена есть у глагола?
4. В будущем времени на какие 2 группы делится глагол?
5. Что значит спрягается?
6. Как пишется не с глаголом?
7. Как определить пишется - тся - или - ться-?
8. По типам окончаний все глаголы делятся на 2 большие группы
9. Как определить вид глагола?
10. Как образуется неопределенная форма глагола?
Слайд 5МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА
План разбора.
І.Часть речи. Общее значение
ІІ.Морфологические признаки: 1.Начальная форма (неопределенная
форма). 2.Постоянные признаки: а)вид, б)спряжение, в)переходность. 3.Непостоянные признаки: а)наклонение, б)число, в)время (если есть), г)лицо (если есть), д)род (если есть).
ІІІ.Синтаксическая роль.
Будущее принадлежит людям честного труда.
Где – то далеко дятел стучит по дереву
Слайд 6Работа в конспектах
Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по
действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В некоторых случаях можно задать вспомогательные вопросы что делающий? что делавший? что сделавший?
Слайд 7
Как отличить причастие от прилагательного?
Например: мечтательный и мечтающий
– оба слова образованы от глагола мечтать. Оба отвечают на вопрос какой? Но только причастие образуется при помощи суффикса –ащ-,
(-ящ-), -ущ-,(-ющ), -вш-,(-ш-), -ем-, -ом-, -им-, -нн-, -т, -енн-, -ен- и т.д, следовательно мечтающий это причастие, а мечтательный это прилагательное.
Главной особенностью причастия является их суффиксы, которых нету у прилагательных
Слайд 8
Причастию свойственны грамматические категории глагола и имени прилагательного.
Некоторые причастия, как и прилагательные могут иметь две формы – полную и краткую
( прочитанный – прочитан, выученный – выучен)
Краткие причастия не склоняются (т.е. не изменяются по родам, числам и падежам)
Полные причастия обычно выполняют в предложений роль определения, краткие – сказуемого.
Сорванный цветок увял. – Цветок был сорван.
Причастия, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам.
Падеж, число и род - это Непостоянные признаки причастия.
Слайд 9Причастия, как и глаголы, имеют вид (совершенный и несовершенный):сохраняют вид того
глагола, от которого они образованы
Спеть-глагол, - спевший-что сделавший?-причастие соверошенного вида
Петь-глагол, - поющий-что делающий?-причастие несовершенного вида
Причастие совершенного вида отвечает на вопрос ч т о с д е л а в ш и й ?
спевший, рисовавший
Причастие несовершенного вида отвечает на вопросы ч т о д е л а ю щ и й ?
написавший, прочитавший
Слайд 10Причастия изменяются по временам так же как и глаголы.
читающий (наст.
в.),
прочитавший (прош. в.).
Форм будущего времени причастия не имеют.
Слайд 11
Причастия могут быть возвратными и невозвратными
Возвратные Невозвратные
Бьющийся Бьющий
Разрушающийся Разрушающий
Слайд 12Причастия могут быть действительными и страдательными.
Действительные причастия обозначают признак того предмета,
который сам производит действие: Ученик ( какой?) читающий книгу – действительное
( ученик сам совершает действие)
Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета: Книга (какая?) – читаемая учеником – страдательное (книга испытывает действие со стороны ученика)
Слайд 14Причастия как и глаголы бывают переходными и непереходными.
Переходные причастия обозначают признак
действия, которые переходят на другой предмет. Показатель переходности вопрос что? Винительного падежа
узнавший (что?)
разобравший (что?)
Непереходные причастия обозначают признак действия, которые не переходят на другой предмет.
летящий
рассыпавшийся
Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета:
прочитанный роман, исписанная тетрадь
Слайд 15Причастный оборот
К причастию,как и к глаголу,могут относится зависимые слова например: Исправлять ошибки
– исправлявший ошибки, исправляющий ошибки; рассказывать о театре – рассказывающий о театре, рассказывавший о театре.
Причастие с зависимыми от него словами называется причастным оборотом: Туман, стелющийся над рекой, был виден издалека. Стелющийся над рекой - причастный оборот.
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он с обеих сторон выделяется запятыми, то есть обособляется: Сапёры, управляющие лодкой, не бросали вёсел. Управляющие лодкой – причастный оборот.
Слайд 16Задание 1.
От данных причастий образовать краткие причастия мужского, женского
и среднего рода.
Любимый, разбитый, написанный, открытый, организованный, продуманный.
Слайд 17Задание 2.
От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени.
Думать,
жалеть, желать, искать, ненавидеть, плясать, руководить
Слайд 18Задание3.
От данных глаголов образуйте причастия прошедшего времени с
суффиксами -вш-.
Выздороветь, вымотать, допеть, задержать, замесить, замешать, застрелить, обвенчать, расстрелять, смочить, ускорить, утратить.
Задание 4.
Найдите ошибку:
«Причастия бывают совершенного вида и несовершенного вида, настоящего, прошедшего и будущего времени»
Слайд 19Задание 4.
Найдите словосочетание, построенное по схеме «прич.+сущ.»
А)
белый платок Б) белеющий платок
В) шумный поток Г) высочайшие горы
Задание 5.
Определить словосочетание с причастием
А)огненный шар Б)кипячёное молоко
В)рисованный мультфильм Г)вскипяченное молоко
Слайд 20Задание 6.
Вставить пропущенные буквы.
Передава…мая научная информация; аппарат, управля…мый
на расстоянии; автоматическая станция, запущ…ая на Луну; посадка станции, произведё…ая автоматически; возвраща…мый аппарат; фотографии, получе…ые с помощью новейших приборов; телевизионные камеры, установленные на аппарате, посыла…мом на Луну; выполне…ая программа исследования.
Слайд 21
Работа с учебником
Упражнение №206
От данных глаголов образуйте и напишите
страдательные причастия прошедшего времени. Суффиксы причастий подчеркните. К полученным причастиям добавьте имена существительные.
Погасить, замешать, замесить, отпустить, осветить, посвятить, обидеть, рассмотреть, развестись, развешать, купить, бросить. увенчать, обещать, поразить, высмеять, утешить.
Слайд 22 Упражнение №223
Определите форму причастия. Спишите, вставляя –нн-
или -н-. Составьте с краткими причастиями предложения.
Побежде…ый враг. Получ…ая бандероль, рассказ…ая история, знаки препинания (не)расставле…ы, ёлка (не) украшена, невыполне…ое задание, (не) полученная вовремя посылка, (не) законче…ая в срок работа, (не) сожжё…ое письмо, ошибка (не) замече…на, книга (не) прочита…а, зажжё…ый костёр.
Слайд 23Анализ текста, орфографическая, пунктуационная работа.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы
причастий. Расставьте знаки препинания, отметьте определяемые слова.
Каждый человек оканчива… школу сталкивается с проблемой выбора своей будущей профессии.
В будущем я хотел бы стать рабочим владе…им всей суммой знаний необходимых квалифицированному специалисту.
Получение любой профессии связано с получением профессионального образования дающего возможность стать конкурентоспособным специалистом.
В любой профессии есть место творческому поиску ведущ…у к вершинам мастерства.
Окончивший наше учебное заведение молодой человек может работать на предприятиях машиностроительного профиля.
Основные области профессиональной деятельности попавшие в сферу желаний учеников: промышленное производство и информационные технологии.
Выпускник школы выбравший профессиональное образование должен иметь глубокие знания по многим дисциплинам: физике, химии, информатике и другим.
Слайд 24 Проверь себя:
Каждый человек , оканчива
ющ ий школу , сталкивается с проблемой выбора своей будущей профессии.
В будущем я хотел бы стать рабочим , владе ющ им всей суммой знаний , необход им ых квалифицированному специалисту.
Получение любой профессии связано с получением профессионального образования , да ющ его возможность стать конкурентоспособным специалистом.
В любой профессии есть место творческому поиску , ведущ ем у к вершинам мастерства.
Окончи вш ий наше учебное заведение молодой человек может работать на предприятиях машиностроительного профиля.
Основные области профессиональной деятельности , попа вш ие в сферу желаний учеников: промышленное производство и информационные технологии.
Выпускник школы , выбра вш ий профессиональное образование , должен иметь глубокие знания по многим дисциплинам: физике, химии, информатике и другим .
Слайд 25Словарная работа
Квалифицированный специалист – білікті маман
Профессиональное образование – кәсіптік білім беру
Конкурентоспособный
специалист – бәсекеге қабілетті маман
Промышленное производство – өнеркәсіп өндірісі
Информационные технологии – ақпараттық технологиялар
Слайд 26Подведение итогов.
Беседа
- Что обозначает причастие?
- От какой самостоятельной части речи
образуется причастие?
- Что общего у причастия с прилагательным и глаголом?
- Каким членом предложения может быть причастие?
Слайд 27
Домашнее задание
Составьте тест из 10 вопросов на тему «Причастие. Причастный оборот»