Слайд 1Д.С.Лихачев
«Письма о добром»
Подготовка
к сочинению ЕГЭ
(подбираем аргументы)
Слайд 2«Письма о добром» дают мудрый, честный ответ на вопросы, жизненно важные
сегодня для каждого из нас. Это урок патриотизма и гражданственности, образец человеческой мудрости и доброты. Я верю, что вы внимательно прочитаете и серьезно обдумаете книгу Дмитрия Сергеевича, потому что такие книги способны поддержать нравственное начало в обществе, объединить всех нас в стремлении обеспечить каждому человеку достойную и справедливую жизнь.
С.М.Миронов, председатель Издательского совета БФ «Мир книжной культуры» памяти Д.С.Лихачева
Слайд 3«Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно,
условная форма. В читателях моих писем я представляю своих друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто» Д.С.Лихачев.
Слайд 4Молодость – вся жизнь
1. Молодость – это время сближения. Друзья молодости
оказываются самыми верными. Подлинные друзья приобретаются в молодости.
2.Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные- усложнят ее и затруднят.
Слайд 5Самое большое
1.Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас.
Добро – это прежде всего счастье всех людей.
2.Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Слайд 6Самая большая ценность – жизнь
1. Самая большая ценность в мире- жизнь:
чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем…
2.Жизнь бесконечно глубока.
Слайд 7Что объединяет людей ?
1.Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет
дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.
2.Забота крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.
Слайд 8Человек должен быть интеллигентен
1.Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и
для окружающих, и для самого человека.
2.Интеллигентность равна нравственному здоровью.
3.Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя.
Слайд 9О воспитанности
1.Настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей
семье, в отношениях со своими родными.
2. Воспитанный человек строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.
Слайд 10Как говорить?
1.Как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в
еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, его отношении к окружающему миру, к самому себе.
2.Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о его силе.
Слайд 11Любите читать!
1.Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его
обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.
2.Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего.
3. «Скоростное» чтение создает видимость знаний.
4. Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни.
Слайд 12Учитесь учиться!
1.Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого
малого возраста. Учиться нужно всегда. Перестанешь учиться – не сможешь учить.
2.Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа.
3.Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить.
Слайд 13Понимать искусство
1.Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно,
и счастливее.
2.Источником доброго является всякое подлинное искусство.
3.Искусство приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости.
3.О вкусах не спорят, но вкус развивают – в себе и в других.
Слайд 14О русской природе
1.Русский крестьянин своим многовековым трудом создавал красоту русской природы.
2.Отношения
природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых по своему «социальна», общежительна. Их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры – плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна.
3. Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем.
Слайд 15О памяти
1.Память – одно из важнейших свойств бытия.
2.Память противостоит уничтожающей силе
времени.
3.Путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки и др.
4.Без памяти нет совести.
5. Личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким; историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ.
Слайд 16
«Гордость русского народа, гордость интеллигенции. Я не знаю, кто сможет занять
его место и кто сможет иметь право говорить так о любых проблемах российской культуры с таким знанием и с такой болью за неё…»И.Дмитриев.