Презентация, доклад Павел Петрович Бажов. Медной горы хозяйка

Содержание

Цели урока: 1)Знакомство с жизнью и творчеством писателя П.П. Бажова, его сказом «Медной горы хозяйка».2)Понимать отличительные жанровые особенности сказки и сказа. 3)Развести понятие реальности и фантастики в сказе. 4)Уметь давать характеристику героям произведений, сравнивая их.

Слайд 1Павел Петрович Бажов
«Медной горы хозяйка»

Павел Петрович Бажов«Медной горы хозяйка»

Слайд 2Цели урока:
1)Знакомство с жизнью и творчеством писателя П.П. Бажова, его

сказом «Медной горы хозяйка».
2)Понимать отличительные жанровые особенности сказки и сказа.
3)Развести понятие реальности и фантастики в сказе.
4)Уметь давать характеристику героям произведений, сравнивая их.
Цели урока: 1)Знакомство с жизнью и творчеством писателя П.П. Бажова, его сказом «Медной горы хозяйка».2)Понимать отличительные жанровые

Слайд 3

«Чем велик и прекрасен человек?
Одухотворенным трудом...
Вне труда нет и

человека»

П.П. Бажов

-Как вы понимаете слова «одухотворенный труд»?
-Каким бывает труд, в который вложена душа человека?

«Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом... Вне труда нет и человека»П.П. Бажов-Как вы понимаете слова «одухотворенный

Слайд 4Павел Бажов в годы учебы в Пермской духовной семинарии
Бажов родился 28

января 1879 г. в семье горного мастера Сысертского завода под Екатеринбургом. Он стал учителем и каждый год странствовал по Уралу, беседовал с камнерезами, старателями, рудокопами, людьми «огненного труда» — литейщиками. У него был большой запас жизненных впечатлений, когда он начал работать над созданием книги «Малахитовая шкатулка».
Павел Бажов в годы учебы в Пермской духовной семинарииБажов родился 28 января 1879 г. в семье горного

Слайд 5Фотография 1911 года
Еще в детстве мальчик Паша Бажов с нетерпением ждал

каникул, чтобы в нынешнем городе Полевском снова встретиться с Василием Алексеевичем Хмелининым, которого все ребята звали «дедушка Слышко». Слышко сердился, когда мальчики просили его рассказать сказку: «Сказку старухи маленьким сказывают. А я — про старинное житье помню. Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь сказки!»
Фотография 1911 годаЕще в детстве мальчик Паша Бажов с нетерпением ждал каникул, чтобы в нынешнем городе Полевском

Слайд 6Бажов за работой
В 1934 г. затеяли выпустить сборник уральского устного

народного творчества. И вдруг оказалось, что никто его не собирал, что сказы эти лишь в памяти людей. Вспомнил тогда Бажов сказы дедушки Слышко, да и других людей расспрашивал и записывал, а потом стал создавать и свои сказы. В частности, сказы о камнерезах дед Слышко ребятам не рассказывал, их создал сам Бажов, использовав разные источники.
Бажов за работой В 1934 г. затеяли выпустить сборник уральского устного народного творчества. И вдруг оказалось, что

Слайд 7С экземпляром книги "Малахитовая шкатулка". 1939 г.

Как и в любой

сказке, есть у меня и реальные персонажи, и сказочные герои. Но я же пишу сказы, значит я ничего не придумываю! Любой старожил уральских мест от своих дедушек и бабушек узнавал о Хозяйке всех подземных богатств батюшки Урала. Она может появиться то здесь, то там, чтобы защитить честных, умелых работников. Или же защитить природные богатства.
С экземпляром книги

Слайд 8
В горнорабочих сказах услышал Бажов о Малахитнице, Хозяйке Медной горы.

У Бажова Малахитница не только хозяйка «земляных богатств», но и хранительница секретов высшего мастерства. Она воплощение красоты самой уральской природы. Она всегда в окружении быстрых ящериц, иногда и сама ящерицей оборачивается.
В горнорабочих сказах услышал Бажов о Малахитнице, Хозяйке Медной горы. У Бажова Малахитница не только хозяйка

Слайд 9Главная книга Бажова “Малахитовая шкатулка” осталась незаконченной, писал с 1936 года

и до последних дней жизни. Произведение написано в жанре литературного сказа.
В чем же заключается отличие сказа от сказки?
Обратите внимание, что сказ похож на сказку. Неслучайно, что это родственные слова.

Главная книга Бажова “Малахитовая шкатулка” осталась незаконченной, писал с 1936 года и до последних дней жизни. Произведение

Слайд 10 СКАЗ: 1) Народно-эпическое повествование; 2) Повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от

его лица.

СКАЗ
Герои – люди самые обыкновенные
Фольклорная первооснова
Рассказчик (из народа)
Наличие волшебства (быль+вымысел)

СКАЗКА
Сказочные герои
В основе волшебство
Всегда счастливый конец

«Медной горы Хозяйка» – сказ или сказка?
Почему?

СКАЗ: 1) Народно-эпическое повествование; 2) Повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица.СКАЗ Герои

Слайд 11«Медной горы Хозяйка»
- Кто герои этого произведения?
- К каким мастерам принадлежат

наши герои?
- Почему у них “в глазах зелено и щеки будто зеленью подернулись?”

«Медной горы Хозяйка»- Кто герои этого произведения?- К каким мастерам принадлежат наши герои?- Почему у них “в

Слайд 12
- Но вот появляется Хозяйка.
Какой её видит Степан?
Прочитайте её описание (с.

54-55)

- Но вот появляется Хозяйка.Какой её видит Степан?Прочитайте её описание (с. 54-55)

Слайд 13
Они разговорились и Хозяйка дает Степану первое испытание.
- Расскажите это испытание.


Трудно было решиться Степану, чтобы передать этот приказ. Но не привык он отступать, бояться чего-то.
- Расскажите, как было выполнено это поручение?
- Как был наказан Степан за свои дерзкие слова?


Они разговорились и Хозяйка дает Степану первое испытание.- Расскажите это испытание. Трудно было решиться Степану, чтобы передать

Слайд 14
Мастер Степан – человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по

натуре художник. Он подолгу может любоваться уральскими самоцветами, делать из них причудливые фигурки и цветы. И опять встречаются герои: мастер Степан с Хозяйкой.
- Прочитаем этот эпизод с.60-61.

Мастер Степан – человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по натуре художник. Он подолгу может любоваться

Слайд 15

- Какой новый приказ последовал от героини?
- А почему Степан

сразу сказал, что у него есть невеста?
- Чем решила привлечь Степана Хозяйка?
Завидует ли Степан, хочет иметь эти богатства у себя?
А какие черты в Степане привлекают нас, читателей? Есть ли в нём то, что нам нравится?
- Какой новый приказ последовал от героини? - А почему Степан сразу сказал, что у него есть

Слайд 16
Уважает Степана Хозяйка
- А как мы догадываемся, что он ей нравится?


И последнее испытание услышал Степан из уст Хозяйки.
- О чём она его просит?
- Как закончилась жизнь Степана?
- Кто вам, ребята, особенно понравился в сказе и почему?

Уважает Степана Хозяйка- А как мы догадываемся, что он ей нравится? И последнее испытание услышал Степан из

Слайд 17А теперь, ребята, скажите, что здесь есть сказочного и что быль?
Докажите,

что это сказ.
1. Герои – обыкновенные люди.
2. Элементы фольклора.
3. Присутствие рассказчика.
4. Волшебство и таинственность в повествовании
А теперь, ребята, скажите, что здесь есть сказочного и что быль?Докажите, что это сказ.1. Герои – обыкновенные

Слайд 18
На памятнике П.П. Бажову в Екатеринбурге высечены слова, взятые из сказа

: «Работа, она штука долговекая, умрёт человек, а дело его останется…»
Объясните, как вы понимаете смысл данной фразы?

На памятнике П.П. Бажову в Екатеринбурге высечены слова, взятые из сказа : «Работа, она штука долговекая, умрёт

Слайд 19
А теперь вернёмся к эпиграфу урока: «Чем велик и прекрасен человек?

Одухотворенным трудом... Вне труда нет и человека»
и соотнесём эти слова со словами , высеченными на памятнике.

А теперь вернёмся к эпиграфу урока: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом... Вне труда нет и

Слайд 20Домашнее задание:
нарисовать иллюстрации,
прочитать сказ «Малахитовая шкатулка»,
подготовить рассказ на тему

«Судьба Танюшки»

Домашнее задание:нарисовать иллюстрации, прочитать сказ «Малахитовая шкатулка», подготовить рассказ на тему «Судьба Танюшки»

Слайд 21Используемая литература:
1. Учебник -хрестоматия для образовательных учреждений . Авторы - составители

: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Москва ,Просвещение , 2009.

2.О.А.Ерёмина «Поурочное планирование по литературе» Москва. «Экзамен» 2006.
 
3. О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева ,И.В.Золотарёва «Поурочные разработки по литературе» Издание 2-е ,дополнительное. Москва. «ВАКО» 2003.
 
4. Ресурсы Интернет.

Используемая литература:1. Учебник -хрестоматия для образовательных учреждений . Авторы - составители : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Москва ,Просвещение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть