Слайд 1Задание №11
Знаки препинания в сложносочинённом и
сложноподчинённом предложениях. Определение количества грамматических основ
в предложении
Слайд 2Пример задания 11:
«Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ
запишите цифрой.»
Разбор предложения:
Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.
Слайд 3Сравните:
От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра.
Денег дам на
дорогу, и вертолёт вызвать можно
Слайд 4
Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части
(второго простого предложения).
Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу.
Исключение составляют союзы тоже, также, частицы-союзы же, только. Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения).
Мы с сестрой плакали, мать также плакала.
Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину.
Слайд 5Запятая не ставится:
перед соединительными и разделительными союзами, если
соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение.
1. По улицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые автомобили.
2. Звезды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском.
Слайд 6
Нет запятой между придаточными
в сложноподчинённом предложении с союзом И при
наличии однородного подчинения.
Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла.
Придаточное в сложноподчинённом предложении может присоединяться к главному при помощи частицы ЛИ, употреблённой в значении союза.
Он не знал, придёт ли завтра.
Слайд 7ЗАДАНИЕ№12
Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях
Примеры заданий:
1) В приведённых
ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую в сложносочинённом предложении.
Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки,(1) начертанные ровно линии,(2) взяла пузырек с тушью, (3) аккуратненько вылила ее на весь проект, (4)и краска залила чертёж.
Слайд 8 2) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2)что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала.
Слайд 9Запомним все сочинительные союзы:
и
да (= и)
да и
тоже
также
причём
притом
или (иль)
либо
то есть
а именно
ни — ни
то — то
не то — не то
то ли — то ли
а
но
да (= но)
зато
однако
же
только
Слайд 10Алгоритм выполнения задания
1. В поисках запятой, разделяющей части
ССП, ориентируйтесь в первую очередь на сочинительные союзы. Помните, что союзы ЖЕ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ стоят не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения (союз ЖЕ) и внутри второго предложения (союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ).
2. Помните о том, что сочинительные союзы могут связывать не только простые предложения в составе ССП, но и однородные члены. Запятая между однородными членами не имеет никакого отношения к ССП.
3. Внимательно читайте задание! Обратите внимание, сколько цифр вас просят указать - одну или несколько. Учтите также, что, к сожалению, задание в КИМах может быть сформулировано некорректно, то есть, например, вас просят указать всего одну запятую, стоящую между частями ССП, а в указанном предложении на самом деле не одна запятая, а две или более. И наоборот. Кроме того, задание может быть сформулировано неопределённо: то ли одну запятую надо найти, то ли несколько. Поэтому тщательно проверяйте каждую запятую!
Слайд 12
2. Помните, что перед союзным словом
КОТОРЫЙ может стоять предлог или другое слово.
Например: Зрители, перед которыми выступали артисты, аплодировали стоя.
3. Не путайте придаточное предложение с вводным предложением, указывающим на источник сообщения. Например: Завтра, как предсказывали синоптики, будет дождь.
4. Помните, что придаточное может находиться не только после главного, а также то, что в предложении может быть несколько придаточных. Указываем все запятые, которые отделяют придаточные от главного или выделяют их.
5. Если придаточное стоит перед главным, тогда подчинительный союз или союзное слово находится в начале предложения, а после запятой, разделяющей главное и придаточное, этого союза нет, но номер запятой нужно указать.
(Союз … ), 1 [ ].
Слайд 13Задание 13
Пример задания: «Среди предложений 25-27 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
придаточных. Напишите номер этого предложения.»
Вместо слова «однородным»могут стоять другие слова: последовательным или параллельным. В таком сложноподчинённом предложении должно быть минимум 3 предложения: одно главное и два придаточных.
Слайд 14Виды подчинительной связи между придаточными
В сложноподчиненном предложении может
быть не одно придаточное, а два, три, четыре и более. Придаточные связаны не только с главной частью предложения, но и между собой. Эта связь может быть различной по своему характеру:
Однородное подчинение.
Неоднородное (параллельное) подчинение.
Последовательное подчинение.
Комбинированное подчинение.
Слайд 15Однородное подчинение
Подчинение считается однородным, а придаточные - однородными при двух условиях:
Если
придаточные относятся ко всему главному предложению или к одному и тому же слову.
Являются придаточными одного типа.
Пример: Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно... (Ю. Герман).
[ – = ], (что – = ), (что = – )...
Слайд 16Неоднородное
(параллельное) подчинение
Если из двух условий однородного подчинения выполняется только одно,
а другое нет, то мы имеем дело с неоднородным (параллельным) подчинением.
Таким образом, придаточные при неоднородном подчинении либо относятся к чему-то одному, но при этом являются придаточными разного типа, любо, являясь придаточными одного типа (обычно это придаточные определительные), относятся к разным словам.
Например: Когда мы встали, то нельзя было понять, который час (А. Чехов).
(Когда – = ), [то = ], (который – ).
Слайд 17Последовательное подчинение
При последовательном подчинении придаточные предложения связываются между
собой словно по цепочке: первое придаточное относится к главному предложению (это придаточное I степени), второе придаточное относится к первому (придаточное II степени), третье - ко второму (придаточное III степени) и т. д.
Например: Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго (И. Тургенев).
[ = – ], (которые = ), (когда – =).
Слайд 18Комбинированное подчинение
В сложноподчиненном предложении с большим
количеством придаточных возможно комбинированное подчинение:
1).однородное и параллельное,2). однородное и последовательное,3). последовательное и параллельное; 4).однородное, последовательное и параллельное).
Например: Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром (И. Гончаров)
[ – = ], (что = ), ( = ли – ) или ( = –).
(последовательное и однородное подчинение).
Слайд 19Задание 14
Сложные предложения
с разными видами связи
между частями
Слайд 20Пример задания: «Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и
союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну… (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».
Слайд 21Алгоритм работы при решении задания
1. Найди предложение, в котором БОЛЕЕ
ДВУХ грамматических основ.
2.Установи тип связи между простыми предложениями в составе сложного:
а) сочинительный тип связи: предложения относительно самостоятельны, связаны союзами И, ДА(=И), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО), А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…;
б) подчинительная связь: от одного предложения (главного) к другому (придаточному) можно задать вопрос; союзы и союзные слова: ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, БУДТО, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ И Т. Д.;
в) бессоюзная связь: части сложного предложения связаны без союзов, по смыслу; между ними может стоять один из разделительных знаков препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие или тире.
3. Запиши номер найденного предложения в бланк ответов № 1.
Слайд 22 Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединённые
между собой разными видами связи:
сочинительной,
подчинительной
и бессоюзной.
Слайд 23Сочинительная + подчинительная связь
Это сложное предложение, в котором присутствует
как сочинительная, так и подчинительная связь.
Например: Ближний лес, в котором мы часто бываем, полон ягод и грибов, а текущая неподалеку река спасает от летнего зноя.
[… , ( в котором …) , … ] , а [ ].
Слайд 24Сочинительная + бессоюзная связь
Например: Всё небо затянуто, идёт мелкий
холодный дождь, но по свежей зелени деревьев можно догадаться: наступает весна.
[ ], [ ] , но [ ] : [ ].
Слайд 25Подчинительная + бессоюзная связь
Например: Люблю весенний полдень: звенит за окном капель,
которая радует душу.
[ ] : [ ] , ( которая … ) .
Слайд 26Бессоюзная + подчинительная + сочинительная связь
Например: Хороша наша природа
зимой: всё вокруг усыпано снегом, который искрится на солнце, и легкий морозец бодрит.
[ ] : [ ], ( который…) , и [ ].