Слайд 1Создание проблемных ситуаций на этапе усвоения новых знаний
Норкина Г.П., учитель русского
языка и литературы МБОУ СОШ п.Аскиз
Слайд 2Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить
какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.
В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:
– проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
– поиск истины (способа, приема, правила решения);
– различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– противоречия практической деятельности.
Слайд 4Условия использования проблемных ситуаций:
Слайд 5Приемы организации проблемных ситуаций
Слайд 6
проблемное изложение
проблемная демонстрация
мыслительный проблемный эксперимент
игровая проблемная ситуация
практическое задание на
«ошибку»
проблемный вопрос
Приемы создания проблемной ситуации
Слайд 7Пути, приводящие к проблемной ситуации
Существуют разные пути,
которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации:
– побуждающий диалог – это “экскаватор”, который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу;
– подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – “локомотив”, движущийся к новому знанию, способу действия;
– применение мотивирующих приёмов: “яркое пятно” – сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), “актуализация” – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.
Слайд 8С помощью проблемных ситуаций решаются многие педагогические задачи:
1. Самостоятельный поиск новой
информации.
2. Самостоятельная работа с учебником.
3. Овладение навыком решения задачи.
4. Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.
5. Развитие личностных качеств.
6. Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.
7. Решение проблемы психологического комфорта на уроках.
Слайд 9Формируемые универсальные учебные действия
Слайд 10Примеры проблемной ситуации
Тема: «Правописание корней лаг- –лож-».
5 класс (элемент урока)
Словарно-орфографическая работа
(запись слов в словарик, выделение орфограмм в этих словах): полог – занавеска, закрывающая кровать; пологий – покатый, не крутой.
Слайд 11Актуализация знаний:
I II
Н..винка Г…товить
М…стечко М…нута
Д…леко К…мандир
Б…рега М…лина
П…дарить Б…лкон
вставить пропущенные буквы, пояснить написание слов в группах (два ученика работают у доски, остальные – на местах).
Слайд 12Побуждающий диалог:
В каких словах гласные можно проверить, а в каких –
нет? (В первом столбике гласные можно проверить, во втором –надо запомнить).
Каким способом мы проверяли безударные гласные в корнях слов? (Изменением формы слова; подбором однокоренных слов).
Слайд 13Создание проблемной ситуации:
Прилагательное, изложение, выложить, положить, полагать, заложить, предполагать, слагаемое, предложный.
Слайд 14 Подводящий диалог
1. Все ли гласные в корнях ударные? (Гласные в
словах, кроме глагола предположим и прилагательного предложный, безударные).
2. Одинаковые ли буквы стоят после корня? (После корня лож- стоят разные буквы: е, и, н, после корня лаг- только буква а).
3. Можно ли проверить ударением предложенные слова? (Пользоваться проверочными словами при написании данных слов нельзя).
Слайд 15Работа с таблицей распределения корней лаг– лож-.
Слайд 16Подводящий диалог
По какому признаку слова в разных столбиках распределены по группам?
Что
объединяет слова в разных группах?
Вывод (делают дети): в безударном положении пишется а, если за корнем тоже стоит а; пишется о, если за корнем нет буквы а (суффикса а).
Перед г пишем а, перед ж пишем о.
Слайд 17«Подводные камни» в применении проблемных ситуаций
Но нет ничего совершенного. Да, как
учебный предмет русский язык открывает большие возможности в применении проблемных ситуаций. Но и здесь есть свои «подводные камни».
Во-первых, не каждый урок может быть проблемным. Есть причины, при которых создание проблемной ситуации нецелесообразно. Опираясь на свой опыт, могу выделить следующие:
сложность материала – в этом случае погружение учащихся в проблемную ситуацию потребует слишком много времени;
материал абсолютно новый – при этом у учащихся нет опорных знаний, на основе которых можно было бы подвести их к проблеме; сам материал при этом является для них одной большой проблемой;
материал чисто фактический – отсутствует проблема как таковая;
у учащихся нет интереса и нет необходимой базы знаний.
Слайд 18Кроме всех педагогических и методических достоинств, названных выше, хочу отметить ещё
и о то, что сама по себе проблемная ситуация – это ещё и прекрасная возможность создать на уроке ситуацию успеха для отдельно взятого ученика. Каждая (пусть даже самая маленькая) удача стимулирует ребёнка, заставляет его поверить в свои силы, создаёт благоприятный психологический фон работы. А всё это, в свою очередь, позволяет идти дальше: повышать уровень сложности проблемных ситуаций, делать акцент не на факте приобретения знания, а привлекать внимание к самому процессу получения информации, оттачивая тем самым общеучебные способности ученика анализировать, рассуждать, систематизировать, выделять главное и т.д.