Слайд 1Уроки М. Ю. Лермонтова
(по произведению М.Ю.Лермонтова
«Песня про купца Калашникова...»
Слайд 2 «Песня про купца Калашникова» была написана в 1838 году во
время пребывания Лермонтова на Кавказе.
Слайд 3Особенности "Песни..."
1. Идея личности.
2. Проблема долга и чести, достоинства.
3. Проблема нравственного выбора.
4. Сюжет относится к 16 веку, эпохе Ивана Грозного.
Слайд 4Исторический источник произведения М. Ю. Лермонтова «История государства Российского» Н.
М. Карамзина.
У Карамзина есть рассказ о чиновнике Мясоеде Вислом и его красавице жене, обесчещенной опричниками. У Лермонтова Алёна Дмитриевна - жена купца, а Кирибеевич - один из опричников Ивана Грозного.
Слайд 5Из произведения Карамзина могли быть взяты конкретные факты. Это прежде всего
бытовые эпизоды, относящиеся к эпохе Ивана Грозного.
Слайд 6 Его правление – жестокость, цинизм и террор
Слайд 7Опричники
Он объявил
наиболее важную центральную часть страны опричниной — собственной землей царя. Опричные земли царь роздал не знатным, но преданным ему служилым людям. Это и были «опричники» — личная гвардия царя Ивана. Опричники носили у седла метлу и собачью голову в знак того, что они призваны искоренять измену, вынюхивая, подобно собакам, царских недругов и выметая их, как помелом, с земли русской. Ради царя он не должен был знаться ни с «земским» отцом, ни с матерью.
По законам Ивана Грозного опричник мог безнаказанно ограбить и разорить земца. Иногда, схватив человека на улице, вел его в суд, жалуясь на вымышленную обиду, на вымышленную брань. Земец на опричника не мог даже пожаловаться. Сказать про опричника неучтивое слово значило оскорбить самого царя. В любом споре опричник считался правым. Убить земца ничего не стоило, а поднять руку на опричника считалось тяжким преступлением.
Любой поступок и даже тяжёлое преступление сходило с рук царским любимцам. Скоро увидели, что Иоанн предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы.
Слайд 8М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, искал в ней
богатырский дух, яркие личности – всё, чего не хватало среди его современников.
"Песня ..." Лермонтова - школа мужества в борьбе с деспотизмом и тиранией.
Слайд 9Главные герои
Иван Грозный
Алена Дмитриевна
Кирибеевич
Калашников
Слайд 10За прилавкою сидит молодой купец,
Статный молодец Степан Парамонович,
По прозванию Калашников;
Шелковые товары
раскладывает,
Речью ласковой гостей он заманивает,
Злато,серебро пересчитывает.
Да не добрый день задался ему:
Ходят мимо баре богатые,
В его лавочку не заглядывают.
Слайд 11Домострой
Нелегка была доля женщины в древней Руси.
До замужества она
не имела права одна выходить за пределы родительской усадьбы. Замуж её выдавали по родительской воле, и до самой свадьбы она не знала человека, с которым ей придётся жить всю жизнь. В доме мужа на стене её ждал «дурак». Так называлась плеть, предназначенная для жены. О муже, который не бил жены, благочестивые люди говорили, что он «о своей душе не радит и сам погублен будет и дом свой погубит».
Несмотря на такие порядки, жена всё же не была рабой в доме. Во всём, что касалось домашних дел, Алена Дмитриевна была полной хозяйкой, или, как говорили тогда, «госпожой». Воспитание детей, кладовые, огород, кухня были на её попечении, и муж редко вмешивался в эту сторону домашней жизни.
Однако во всем, что касалось отношений с миром, который начинался за воротами усадьбы, Алена Дмитриевна была совершенно бесправна. Она не смела ничего покупать без разрешения мужа, не могла ни с кем познакомиться без его согласия, должна говорить с посторонними лишь о том, о чем приказывал муж. Чтобы пойти в церковь, женщина тоже должна была спросить разрешения у мужа.
Уже то, что ее не оказалось дома, когда купец вернулся из лавки, считалось тяжелым проступком, почти преступлением.
Слайд 12От вечерни домой шла я нонече
Вдоль по улице одинешенька,
И послышалось мне,
будто снег хрустит;
Оглянулася – человек бежит.
Мои ноженьки подкосилися.
Шелковой фатой я закрылася.
И он сильно схватил меня за руки
И сказал мне так тихим шепотом:
«Что пужаешься, красная красавица?
Я не вор какой, душегуб лесной,
Я слуга царя, царя грозного,
Прозываюся Кирибеевичем…»
Слайд 14кулачный бой
В древней Руси кулачный бой был любимым развлечением. Это
было своеобразное состязание в силе, ловкости, богатырской удали.
Дрались обычно «стенка на стенку». Полгорода становилось одной «стенкой», а другая половина города – второй.
Бой «один на один» происходил на глазах обеих «стенок» и обычно предшествовал общей свалке.
Был еще другой вид единоборства – бой «сам на сам», или «поле». Бой «сам на сам» — судебный поединок. Дрались обычно обидчик и обиженный. Тот, кто оказывался победителем, признавался правым, а побеждённый — виноватым. В бое «стенка на стенку» существовали свои правила: лежачего не бить, по виску и «под микитки» (под вздох) не ударять. При поединке «сам на сам» дрались без правил.
Калашников рассматривал бой с опричником на Москве-реке как судебный поединок.
Слайд 16И сказал ему Кирибеевич: «А поведай мне, добрый молодец, Ты какого
роду – племени, Каким именем прозываешься? Чтобы знать, по ком панихиду служить, Чтобы было чем и похвастаться».
« Я скажу тебе, православный царь: Я убил его вольной волею, А за что, про что – не скажу тебе, Скажу только Богу единому.»
Слайд 17Вопросы по тексту
1. Я считаю, что Степан Парамонович Калашников совершает
неверный шаг, идя на смертный бой с опричником, обрекая себя в любом случае ( и в поражении, и победе над Кирибеевичем) на смерть. Ведь у него есть жена, малые детки любезные, младшие братья, маленький брат жены. Не лучше ли было бы пережить поступок опричника, тем более никто не пострадал?
Слайд 182. А не правильнее ли было бы Калашникову поведать царю правду,
чтобы Иван Грозный наказал Кирибеевича?
Слайд 19« Уж вы, братцы мои, други кровные,
Поцалуемтесь да обнимемтесь
На последнее расставание.
Поклонитесь
от меня Алене Дмитревне,
Закажите ей меньше печалиться,
про меня моим детушкам не сказывать;
Поклонитесь дому родительскому,
Поклонитесь всем нашим товарищам,
Помолитесь сами в церкви Божией
Вы за душу мою, душу грешную!»
Слайд 203. Как вы расцениваете поступок Ивана Грозного, ни за что наказавшего
Калашникова?
4. Почему Калашников сам просит для себя смерти у царя?
5. Что обещал царь Иван Грозный сделать после смерти Калашникова?
Слайд 21Какой же он - наш герой?
- мужественный человек
- человек,
защищающий свою семью
- прямой, искренний
- человек чести
Слайд 22Уроки Лермонтова
1) Защити свою семью 2) отстаивай свою честь 3)
не отдай на поругание близких 4) имей человеческое достоинство 5) не теряй совесть