Презентация, доклад урока по теме: Комплексный анализ текста. Язык – богатство и достояние народа по М.А. Шолохову. 5 класс

Содержание

Цель: - развитие навыков анализа текста, умения создавать собственный текст; - проверка знаний о языке как системе; - воспитание любви и уважения к родному русскому языку, его богатству.

Слайд 1Урок русского языка в 5 классе

Комплексный анализ текста

Урок русского языка в 5 классеКомплексный анализ текста

Слайд 2Цель:
- развитие навыков анализа текста, умения создавать собственный текст;
-

проверка знаний о языке как системе;
- воспитание любви и уважения к родному русскому языку, его богатству.
Цель: - развитие навыков анализа текста, умения создавать собственный текст; - проверка знаний о языке как системе;

Слайд 3 Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад,

это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим грозным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса ! И.С.Тургенев










Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. К.Г.Паустовский

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам

Слайд 4Страничка из жизни М.А.Шолохова

(1905 – 1984)
Академик АН СССР, Герой Социалистического

Труда, член ЦК КПСС, лауреат Нобелевской премии.

«Судьба человека»

«Нахалёнок»

«Они сражались за Родину»

Страничка из жизни М.А.Шолохова (1905 – 1984)Академик АН СССР, Герой Социалистического Труда, член ЦК КПСС, лауреат Нобелевской

Слайд 5 Внимательно прочитайте текст, обратите внимание на значение слов:

Несметные – огромные по

количеству;
Запечатлеть – передать, воплотить в чем-либо;
Чеканных – /перен./ выразительных;
Афоризм – изречение, в краткой форме выражающее мысль;
Предрассудки – ложный взгляд на что-либо.
Внимательно прочитайте текст, обратите внимание на значение слов:Несметные – огромные по количеству;Запечатлеть – передать, воплотить в

Слайд 6
1. Проведите лексический анализ текста;
2. Проведите морфемный анализ;
3. Проведите

морфологический анализ;
4. Проведите синтаксический анализ.


В работе можете использовать опору.

Работа в группах

1. Проведите лексический анализ   текста;2. Проведите морфемный анализ;3. Проведите морфологический анализ;4. Проведите синтаксический анализ.

Слайд 7 Опорная лексика: язык – слово – мысль – русский язык

– пословицы – афоризмы.
Образные средства языка:
Эпитеты – «меткий русский язык», «в чеканных изречениях», «крылатая мудрость»; метафоры – «язык – богатство», «сгустки разума – народные изречения»; олицетворение – «пословицы перелетают», сравнение – « как на крыльях»

Лингвистический анализ текста

Лексика

Опорная лексика: язык – слово – мысль – русский язык – пословицы – афоризмы. Образные средства

Слайд 8
Богатство, радость, уродство, мудрость, честность, страдания;
трудолюбие;
величайшее;
глаголы с приставками.

Морфемный анализ:

Богатство, радость, уродство, мудрость, честность, страдания;трудолюбие;величайшее;глаголы с приставками.Морфемный анализ:

Слайд 947 раз

14 раз

10 раз
6 раз

14 раз
Морфологический:
глаголы
существительные
прилагательные
местоимение
союз

и
47 раз14 раз10 раз6 раз14 разМорфологический: глаголы существительные прилагательные местоимение союз и

Слайд 103 раза

3 раза


2 раза
Синтаксический:
простые
простые с однородными членами
сложные

3 раза3 раза2 разаСинтаксический: простые простые с однородными членами сложные

Слайд 11 1. Сформулируйте главную мысль текста. Какой из следующих

формулировок она соответствует?
А) Язык – величайшее богатство народа.
Б) Русский язык особенно богат пословицами.
В) Человеческие отношения запечатлелись в народных изречениях.

2. К какому стилю относится текст?
А) Художественный; Б) Научный; В) Разговорный;
Г) Деловой; Д) Публицистический.

3. Каков тип речи текста?
А) Повествование; Б) Описание; В) Рассуждение;
Г) Смешанный текст.

Тест

1. Сформулируйте главную мысль текста. Какой из следующих формулировок она соответствует?  А) Язык

Слайд 12 4. Какое из следующих значений соответствует слову афоризм:

А) Изречение, лаконично выражающее какую-либо оригинальную мысль.
Б) Меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.
5. Определите слова, не являющиеся синонимами.
А) богатства – сокровища; Б) пословица – афоризм;
В) опыт – мудрость; Г) правда – истина.
4. Какое из следующих значений соответствует слову афоризм:  А) Изречение, лаконично выражающее какую-либо оригинальную

Слайд 13 6. У какого слова из текста неправильно определены грамматические

признаки?
А) его – предлог; Б) и – союз;
В) дошли – глагол в форме прошедшего времени; Г) они – местоимение.
7. Какое слово с точки зрения морфемного состава является лишним?
А) накапливать; Б) перелетать; В) устремлять; Г) жить.
8. Раскройте скобки в написаниях не с различными частями речи:
(не)сметные, (не)обозримо.
А) раздельно, раздельно; Б) слитно, раздельно;
В) раздельно, слитно; Г) слитно, слитно.
6. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?  А) его – предлог;

Слайд 14 9. В каком из слов текста количество звуков больше

количества букв?
А) безграничная; Б) мудрость; В) любовь;
Г) предрассудков.
10 Укажите ошибку в синтаксической характеристике предложения:
А) предложение №3 – простое, распространенное, грамматическая основа – русский язык богат;
Б) предложение №2 – простое, распространенное, осложнено однородными членами;
В) предложение №1 – простое, распространенное, повествовательное;
Г) предложение №5 – сложное.
11. Укажите, чем является словосочетание меткий русский язык (предложение 3):
А) олицетворение; Б) метафора; В) эпитет;
Г) сравнение.
9. В каком из слов текста количество звуков больше количества букв?  А) безграничная; Б)

Слайд 15

Какие чувства вызвал у вас данный текст?


творческое задание:

Какие чувства вызвал у вас данный текст?

Слайд 16Использованная литература:
1. Малюшкин А.Б.Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5

класс.- М.: ТЦ Сфера, 2004, с.47.
2. Евгеньева А.П. Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1985.



Использованная литература:  1. Малюшкин А.Б.Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2004, с.47.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть