Слайд 1Урок в соответствии с требованиями ФГОС
Слайд 2Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять,
обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг
К. Д. Ушинский
Слайд 3Современный урок
Учитель – не единственное действующее лицо на уроке.
Монологическое объяснение и
требование воспроизвести сказанное-не единственный метод в обучении.
Не ученик существует для предмета, а предмет для ученика.
Слайд 4 Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих детское действие
Системно-деятельностный подход
Чему
учить?
обновление
содержания
образования
Как учить?
Обновление
технологий
образования
Ради чего учить?
Ценности
образования
развитие личности учащегося на основе освоения
универсальных способов деятельности.
Слайд 5Условия, соблюдения которых требует деятельностный подход
1. Наличие познавательного мотива и конкретной
учебной цели
На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ.
Слайд 62. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
Сущность второго условия реализации
деятельностного подхода раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»
Слайд 73. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования
осознанных умений)
При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия.
Слайд 84. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по
ходу
Четвертое условие деятельностного подхода к обучению связано с особой ролью в формировании умения проверять свою работу.
Слайд 9
5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач
Слайд 10Урок, построенный в любой технологии, имеет жесткую базовую модель
Организационный этап
цели – ориентировка в теме предстоящего урока, создание мотивации, активизация знаний или представлений учащихся по теме (Что я уже знаю об этом?)
Кульминацией этого этапа становится совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности.
«Что я уже знаю? Что мне не хватает для решения задачи?» (прогнозирование).
Слайд 11Основной этап урока
Работа с информацией
осмысление, понимание, переживание
нахождение
ответов на поставленные вопросы в начале урока
Слайд 12продумать максимально возможные варианты использования различных средств информации
продумать и организовать
с учащимися сам процесс работы с источниками информации
процесс восприятия информации – процесс сугубо индивидуальный и прежде чем ребенок выйдет на уровень парной, групповой или фронтальной работы, ему необходимо предоставить возможность индивидуально осмыслить учебную информацию в любом ее виде
Слайд 13структурирование учебной информации:
Дробление
Укрупнение
дети учатся переводить текстовую информацию в изобразительную
и наоборот, опираясь при этом на графические организаторы.
Слайд 14завершающая стадия урока.
цель – обобщение и рефлексия.
Для обобщения следует
вернуться к тем задачам, проблемам, которые были поставлены в начале урока, и дети должны дать ответ об их реализации, вычленив главные понятия и умения.
Для осуществления рефлексии следует, вновь вернувшись на начало урока, выяснить на какие из вопросов (затруднений), которые возникли в начале урока, мы ответили, а какие остались без ответа.
Слайд 15Этапы урока:
Самоопределение к деятельности.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
«Открытие
нового знания».
Первичное закрепление.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Рефлексия деятельности.
Слайд 16Анализ урока в соответствии с ФГОС ООО
Слайд 25Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя
Самоанализ урока дает возможность:
правильно формулировать и
ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Слайд 26СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА
I.Краткая общая характеристика класса
1. Общая подготовленность класса:
умение
детей работать в парах;
умение детей работать в малых группах;
умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;
умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.
2. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.
3. Общая характеристика освоения программы к этому времени.
Слайд 27
II. Анализ эффективности проекта урока
1. Реальность цели урока.
2. Каким образом организовать работу на
уроке?
3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?
4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?
5. Что знают ученики об изучаемом понятии?
6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.
7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?
8. Каким образом проектировался ввод учащихся в учебную задачу?
9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?
10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?
11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?
12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.
Слайд 28III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?
1. Совпадает ли
цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?
2. Соответствие формы организации поставленной цели урока?
3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?
4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?
5. Была ли принята учебная задача учащимися?
6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?
7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?
8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?
9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий?
10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?
Слайд 29IV. Оценка целостности урока
1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?
2. На каком уровне
было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?
3. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.