Слайд 1Употребление форм глагола
Цель-обобщение знаний по теме в рамках подготовки к ЕГЭ
Задача-
научиться исправлять неверное употребление глаголов в речи и употреблять правильно
Слайд 2Основные нормы:
1.Образование форм повелительного наклонения
Ты ляг (неправильно ляжь)
Ты поезжай (неправильно едь,
ехай, езжай)
Ты езди (неправильно ездий, ездь)
Ты положи (неправильно положь)
Ты клади (неправильно ложи)
Ты беги (неправильно бежи)
Ты лазай (неправильно лазь) Класть- положить (не ложь и ложьте)
Слайд 3Нормативным является следующее образование форм глаголов настоящего, будущего времени:
Ездить – я
езжу, он ездит
Лазить – я лажу, он лазит
Жечь (зажечь,поджечь, разжечь) – я жгу, ты жжешь, он жжет, мы жжем, вы жжете, они жгут
Печь (испечь,запечь) – я пеку, ты печешь, он печет, мы печем, вы печете, они пекут
Беречь(сберечь) – я берегу, ты бережешь, он бережет, мы бережем, вы бережете, они берегут
Стеречь – я стерегу, ты стережешь, он стережет, мы стережем, вы стережете, они стерегут
Слайд 4Не следует путать глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ
Одеть ребенка,куклу.
Надеть на ребенка пальто.
Нормативное
употребление глаголов кушать и есть:
Глагол«кушать» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде(кушать подано) или при обращении к ребенку (Вовочка, кушать будешь?). В остальных случаях употребляется глагол ЕСТЬ. Поэтому не рекомендуется говорить«Я КУШАЮ», правильно будет сказать: «Я ЕМ», «Вы уже ели сегодня».
Слайд 5Не следует использовать в речи следующие конструкции: «Я извиняюсь» (это можно
понять так: «я извиняю себя»; именно такое значение придает возвратному глаголу суффикс «СЯ»). В этом случае правильно было бы сказать: «ИЗВИНИТЕ (ПРОСТИТЕ) МЕНЯ».
Нормативное употребление глаголов ЗАКОНЧИТЬ – ОКОНЧИТЬ:
ЗАПОМНИ:закончить работу, дело; но окончить школу, университет. Не следует употреблять выражение «закончить школу».
Нормативное употребление глаголов ОПЛАТИТЬ – ЗАПЛАТИТЬ:
Глагол оплатить употребляется без предлога.
ЗАПОМНИ:оплатить проезд, оплатить мобильный телефон, но заплатить за проезд.
Слайд 6Нормативное употребление глаголов «ВЫХОДИТЬ / ВЫЙТИ» и «СХОДИТЬ / СОЙТИ».с приставкой
с (со) + предлог С имеет значение «идти по поверхности сверху вниз» (например, сходить с горы). Поэтому сказать: сойти с автобуса; это значило бы, что вы идете с крыши автобуса по его поверхности.
Глагол с приставкой ВЫ + предлог ИЗ имеет значение«выйти из помещения», то есть изнутри наружу. Поэтому нормативным употреблением признано: выйти из автобуса.
Нормативное употребление глаголов «ПРЕДСТАВИТЬ – ПРЕДОСТАВИТЬ»: глагол представить имеет значение 1) познакомить кого-то с кем-нибудь; 2) предъявить (документы, доказательства).
Глагол предоставить имеет значение: отдать в распоряжение, пользование кому-либо,дать слово.
Запомни нормативное упортебление следующих глаголов:
ПОСТРИЧЬСЯ(в этом варианте нет приставки ПОД)
ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ(в этом слове нет приставки ПОД)
НАСМЕХАТЬСЯ(= поднять НА СМЕХ)
ПОДЧЕРКНУТЬ,но ПОЧЕРК
Слайд 7 Образование форм повелительного наклонения: поезжай, обними, пойди, взгляни, выйди
ЛазИть вместо
просторечной формы лазать и т.п.
Мок вместо мокнул, сох, кис и т.п.
В качестве однородных членов нужно употреблять глаголы одного вида.
Слайд 8Ем вместо кушаю
Отсутствие форм 1 лица ед. числа у глаголов победить,
убедить,чудить, очутиться и др.
Глаголы с –ся- имеют возвратное и страдательное значение (школьники направляются)-лучше школьников направляют
Слайд 9Прочитайте пародию Н. Палина. Найдите все неправильные формы глагола.
Мольба
Приедь, умоляю, приехай!
А то – самолетом прилеть, чтоб нам не являлась помехой какая-нибудь гололедь.
Или запросто, без церемоний, ты вещи покладь в саквояж и в поезде, в спальном вагоне, на полку мечтательно ляжь.
А то плывь ко мне пароходом, Причалу рукой помахай. А нету доверия к водам - сюда на Пегасе скакай.
Приедь, ты не станешь обузой! Приедь, я зальюсь, как щегол! Приедь, долгожданная муза, уж стынет мой жгучий глагол…
Слайд 10Выполните задания:
1. Укажите пример
с грамматической ошибкой
Пять апельсинов
Пара носков
Ляжьте на пол
Свяше ста километров
2. Укажите пример с грамматической ошибкой
Лучше всего
Достигнули
Детских яслей
К обеим соседкам
3. Укажите пример с грамматической ошибкой
Шестьюстами учебниками
Спелых абрикосов
Пусть попробовает
Жёстче дерева
Слайд 111. Укажите ошибки в употреблении форм глагола. Исправьте их.
Не махай так
сильно руками при разговоре.
Если вы так поступите, я очутюсь в очень неловкой ситуации.
Я убедю вас в том, что вы ошиблись.
Занавеска чуть колыхается от ветра.
Легкий морозец щипет щеки, с елок сыпятся серебряные искры.
Когда пловец достигнул берега, шторм почти утихнул.
Меня глодает совесть.
Шахматист отвергнул предложение противника.
Всё дремет вокруг, не плескается волна.
Лошади запрягаются в повозку, и веселая процессия двигается к городской площади.
Где вы слыхали это?
Слайд 12Положь игрушку и выдь к гостям нормальным ребенком.
Ой, как крапива жгется!
Вы
не хочете со мной дружить? Ну и ехайте отсюда!
В юности он мечтал рисовать картины и написать стихи, посвящая свои творения любимым людям.
Отец старался хорошо воспитать сына и давать ему первые представления об окружающем мире.
Машина за машиной подъезжали и нагружались овощами.
Проблема, обсуждающаяся на страницах газеты, отнюдь не проста.
Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намечаемых сроков.
Слайд 13У нас в классе немало ребят, охотно занимавшихся бы спортом.
Режиссер, ставя
этот спектакль, получил горячую поддержку зрителей.
Циклон грозился наводнением.
Небо охватывается заревом, и становится страшно.
Писатель выводит героя, который сам не умеет надеть чулки и днями пролёживает на диване.
Раскрылись набухавшие на деревьях почки.
Горький – писатель, с детства проникший сочувствием к народу.