Презентация, доклад Учимся писать сочинение ЕГЭ по русскому языку.

Содержание

Цель выступления: Познакомить присутствующих с системой поэтапной работы по написанию сочинения.

Слайд 1Учимся писать сочинение. ЕГЭ по русскому языку.
Выполнила Е.Н.Мурзина, учитель русского языка и

литературы
МОАУ СОШ с.Томичи.

2018

Учимся писать сочинение.  ЕГЭ по русскому языку. Выполнила Е.Н.Мурзина, учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ

Слайд 2Цель выступления:

Познакомить присутствующих с системой поэтапной работы по написанию сочинения.


Цель выступления: Познакомить присутствующих с системой поэтапной работы по написанию сочинения.

Слайд 3Заветные 24 балла:
за содержание сочинения — 8 баллов, его речевое оформление

— 4 балла, грамотность — 12 баллов

40 % от общего количества баллов (60).

Заветные 24 балла:за содержание сочинения — 8 баллов, его речевое оформление — 4 балла, грамотность — 12

Слайд 4 Формулировка задания 26
«подсказывает» композицию экзаменационного сочинения
намечает количество абзацев.

Формулировка задания 26  «подсказывает» композицию экзаменационного сочинения намечает количество абзацев.

Слайд 5 План написания экзаменационного сочинения.
1) Формулировка одной из проблем, поднимаемой автором исходного

текста. К1
2) Комментарий сформулированной проблемы К2.
3) Определение позиции автора исходного текста по данной проблеме. К3
4) Заявление вашего согласия или несогласия с позицией автора исходного текста. К4
5) Высказывание собственного мнения по этому поводу. К4
6) Первый аргумент, приводимый пишущим в доказательство справедливости собственного мнения и опирающийся на читательский опыт. К4
7) Второй аргумент, приводимый пишущим в доказательство справедливости собственного мнения и опирающийся на знания и жизненные впечатления или читательский опыт. К4
8) Краткий итоговый вывод.
 

План написания экзаменационного сочинения. 1) Формулировка одной из проблем, поднимаемой автором исходного текста. К1 2) Комментарий

Слайд 6Этапы работы над каждым пунктом плана
критерии проверки и оценки задания
памятка
типичные

ошибки
готовые образцы
речевые клише
упражнения и тренинги
Самостоятельная работа.

Этапы работы над каждым пунктом планакритерии проверки и оценки заданияпамятка типичные ошибкиготовые образцыречевые клишеупражнения и тренингиСамостоятельная работа.

Слайд 7План работы с исходным текстом:
Внимательно прочитать текст .
Определить стиль и тип

исходного текста .
Составить тезисный или цитатный план.
План работы с исходным текстом:Внимательно прочитать текст .Определить стиль и тип исходного текста .Составить тезисный или цитатный

Слайд 8 Памятка №1.1 Формулировка проблемы К1. Способы формулировки проблемы .Речевые клише.
В предложенном для анализа

тексте NN рассматривает проблему (чего?).
В предложенном для анализа тексте NN поднимает проблему (чего?).
В своём тексте NN выдвигает на всеобщее обсуждение проблему (чего?).
В тексте NN затрагивает проблему (чего?)…

В виде вопроса





Сочетанием слова проблема с именем существительным, употреблённым в родительном падеже: проблема (чего?)


Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и m.d.)L Этой сложной проблеме посвящён текст NN.
Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)?_ Эту сложную проблему поднимает в своём тексте NN…

Памятка №1.1 Формулировка проблемы К1. Способы формулировки проблемы .Речевые клише.  В предложенном для анализа

Слайд 9 Памятка № 1.2 Способы формулировки проблемы исходного текста и начала экзаменационного

сочинения.

1. Сочинение можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы.
Например.
Что такое война?. Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувство­вать, сострадать?. Как долго мы храним память о прошедших трагических со­бытиях?. Эти и другие вопросы ставит в своём тексте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения челове­ка к войне.

Памятка № 1.2 Способы формулировки проблемы исходного текста и начала экзаменационного сочинения. 1. Сочинение можно начать,

Слайд 10 Алгоритм выявления проблемы публицистического текста.
1.Прочитайте текст, выделяя ключевые слова и наиболее

важные высказывания, утверждения автора.
2.Определите, о чем говорится в тексте.
3.Подумайте, что хотел сказать автор. Какова основная мысль текста (т.е. позиция автора)?
4.Запишите эту мысль (позицию автора) в виде законченного предложения.
5.Определите, на какой вопрос отвечает предложение.
6.Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.

Алгоритм выявления проблемы публицистического текста. 1.Прочитайте текст, выделяя ключевые слова и наиболее важные высказывания, утверждения автора.2.Определите,

Слайд 11 Алгоритм выявления проблемы художественного текста
1.Проанализируйте весь образный строй и сюжет текста.

Обратите внимание на поступки, отношения героев, их речь.
2.Определите, какие положительные и отрицательные человеческие качества определяются в них.
3.На чьей стороне симпатии автора?
4.Подумайте, что хотел сказать автор? Какова его основная мысль?
5.Сформулируйте позицию автора в виде законченного предложения.
6.Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.
7.Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.( Помните, что таких вопросов, как и проблем, может быть несколько).

Алгоритм выявления проблемы художественного текста 1.Проанализируйте весь образный строй и сюжет текста. Обратите внимание на поступки,

Слайд 12Важно.
В любом тексте есть ключевая лексика (слова, несущие в себе его

основную мысль), которая не только «подскажет» проблему, но и войдет в состав формулировки проблемы (К1) и комментария (К2).
Без опоры на ключевую лексику исходного текста нельзя создать своего сочинения.
Важно.В любом тексте есть ключевая лексика (слова, несущие в себе его основную мысль), которая не только «подскажет»

Слайд 13Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста - К2
Следующий этап работы

- показать, как автор раскрывает данную проблему, увидеть ход авторской мысли.



Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста - К2Следующий этап работы - показать, как автор раскрывает данную

Слайд 14 Прокомментировать проблему –значит
показать степень понимания текста;
умение видеть его важнейшие аспекты;
 понять замысел

автора;
ход авторской мысли.

Прокомментировать проблему –значит показать степень понимания текста;умение видеть его важнейшие аспекты; понять замысел автора;ход авторской мысли.

Слайд 15Текстуальный комментарий - это анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы

данного текста.

Текстуальный комментарий - это анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

Слайд 16 Аспект
Это сторона, грань проблемы, авторская точка зрения на нее.
Только увидев

аспекты, можно проследить за ходом авторской мысли.

Поможет тезисный или цитатный план

Аспект Это сторона, грань проблемы, авторская точка зрения на нее. Только увидев аспекты, можно проследить за

Слайд 17План
•исходный текст разделить на микротемы- предложения, объединенные одной мыслью и отражающие

определенный аспект проблемы;
•выделить основную мысль каждой микротемы;
•сформулировать данную мысль;
•записать её в виде пункта плана.

План•исходный текст разделить на микротемы- предложения, объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы;•выделить основную мысль каждой

Слайд 18Пример работы над комментарием.

Пример работы над комментарием.

Слайд 19Текстуальный комментарий
должен содержать пояснительные замечания пишущего о действиях и эмоциях автора

исходного текста, вызванных теми или иными жизненными событиями, наблюдениями, воспоминаниями.

Текстуальный комментарийдолжен содержать пояснительные замечания пишущего о действиях и эмоциях автора исходного текста, вызванных теми или иными

Слайд 20Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи.
…в ней «отражается не

просто
авторская мысль,
но движение авторской мысли,
мысль в ее противоречиях,
в борьбе ее живой плоти»
Е.А. Маймин

Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи. …в ней «отражается не просто авторская мысль, но движение

Слайд 21Элементы композиции:
эпиграфы;
диалоги;
монологи;
эпизоды:
все художественные описания — портреты, пейзажи и т.д.

Элементы композиции: эпиграфы;диалоги;монологи;эпизоды:все художественные описания — портреты, пейзажи и т.д.

Слайд 22
Композиционные приемы:
Обратная композиция.
Действие начинается с конца событий, а затем восстанавливается в

эпизодах временной ход действия и разъясняются причины происходящего.
 
Кольцевая композиция.
События начала и конца происходят в одном месте с одними и теми же героями; автор использует повтор художественных описаний и т.п.
Зеркальная композиция.
Структура произведения основана на симметрии образов, эпизодов и т.д.
Прием ретроспекции.
Действия возвращаются в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования.
Рассказ в рассказе.
При использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя.
 

Композиционные приемы:Обратная композиция.Действие начинается с конца событий, а затем восстанавливается в эпизодах временной ход действия и разъясняются

Слайд 23 Композиционные средства и приемы :

Композиционные средства и приемы :

Слайд 24 Проследить за ходом авторской мысли поможет подтекст
Подтекст (способность слов, словосочетаний, предложений

в отдельных фрагментах текста таить в себе скрытый смысл, который может кардинально изменить истолкование текста).
Прочитать подтекст можно с помощью анализа:
заглавия;
предисловия (если они есть): в нем много информации, позволяющей понять содержание предложенного фрагмента рассказа, выделить самое главное
языковых особенностей языка;
узловых моментов текста;
художественных деталей.

Проследить за ходом авторской мысли поможет подтекст Подтекст (способность слов, словосочетаний, предложений в отдельных фрагментах текста

Слайд 25 Упражнение. Познакомьтесь с комментариями и попробуйте сформулировать проблемы, над которыми размышляли авторы

исходных текстов.

Вариант 3
Писатель с иронией рассказывает о том, что эта пагубная привычка стала почти что речевой нормой. Она, утверждает автор, проникла во все слои общества, «отравила» язык многих. Публицист обращает особое внимание на то, как много могло бы сделать для искоренения этого явления телевидение, но оно идет на поводу у той части зрителей, которая подобные «трехэтажные речи» воспринимает как само собой разумеющееся. С другой стороны, отмечает он, было бы гораздо легче справиться с этим «языковым недугом», если бы каждый сам себе поставил диагноз и занялся «самолечением».

Упражнение. Познакомьтесь с комментариями и попробуйте сформулировать проблемы, над которыми размышляли авторы исходных текстов. Вариант 3Писатель

Слайд 26 Отражение позиции автора. К3

Прямо

Позиция автора текста по поднятой проблеме

выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: «...»
Автор убеждён:.... (после двоеточия идет разъяснение смысла цитаты).
Автор текста, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего?) .... NN убеждён: ... .
Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. NN подводит читателя к выводу о том, что ....
 


Косвенно

Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что ....
Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит:... .
Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после внимательного прочтения текста. Автор убеждён:... .
Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что NN ....

Отражение позиции автора. К3  Прямо Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно

Слайд 27 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме- К4
От тезиса к аргументам можно

поставить вопрос: «Почему?», аргументы отвечают на вопрос: «Потому что...»
Аргумент состоит из микротезиса+примера+микровывода.


Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме- К4 От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: «Почему?», аргументы

Слайд 28 Примерная схема аргументации:
 Тезис.
Почему это так?
Потому что (так как)…
Аргумент 1 (иллюстрация)…
Аргумент 2

(иллюстрация)…
Что следует из вышесказанного?
Вывод.

Примерная схема аргументации:  Тезис.Почему это так?Потому что (так как)…Аргумент 1 (иллюстрация)…Аргумент 2 (иллюстрация)…Что следует из вышесказанного?Вывод.

Слайд 29Обратимся к примеру.
Тезис
Серьезная музыка подобна чудодейственному лекарству. (Почему?)
Аргумент 1
(Так как...) Положительные

эмоции, вызываемые ею, буквально спасают людей в труднейших жизненных ситуациях.
Иллюстрация
Например, Петрусь, герой повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант», родился слепым. Он мог всю жизнь чувствовать себя неполноценным, однако музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом.
Аргумент 2
(Так как...) Кроме того, иногда любую душевную травму способна исцелить прекрасная мелодия.
Иллюстрация
Так, духовную музыку, благодаря ее способности облегчать боль, ученые называют анальгетиком в мире звуков.
Вывод
(Что следует из вышесказанного?)
Таким образом, музыка, проникая в сердце человека, оживляет его, дает исцеляющую силу.

Обратимся к примеру. 	ТезисСерьезная музыка подобна чудодейственному лекарству. (Почему?)Аргумент 1(Так как...) Положительные эмоции, вызываемые ею, буквально спасают

Слайд 30Памятка для ученика:
Найдите абзац сочинения, в котором вы аргументируете свою точку

зрения.
Проверьте, доказывают ли аргументы то, что вы утверждаете.
Убедитесь в том, что не нарушена логика их изложения, нет противоречий в приведенных примерах, доказывающих ваше утверждение.
Уберите лишние, малоубедительные аргументы, заменив их двумя бесспорными.
Убедитесь в том, что у вас нет ошибок в фоновом материале.

Памятка для ученика: Найдите абзац сочинения, в котором вы аргументируете свою точку зрения.Проверьте, доказывают ли аргументы то,

Слайд 31Алгоритм проверки работы экзаменуемого по критерию 4.
Эксперты:
выделяют ту часть текста сочинения,

которая выполняет функцию аргументации;
устанавливают соответствие аргумента утверждаемому (аргумент должен доказывать именно то, что утверждается);
оценивают степень убедительности, которая может проявляться как в строгой логичности, так и в эмоциональной оценочности, образной экспрессии;
устанавливают соответствие аргумента смысловой функции: приведенный пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение;
определяют количество аргументов.

Алгоритм проверки работы экзаменуемого по критерию 4. Эксперты:выделяют ту часть текста сочинения, которая выполняет функцию аргументации;устанавливают соответствие

Слайд 32 Определите, что является следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки

слов поэтому, значит, следовательно.

1. В жизни возможны только две трагедии: первая - получить то, о чем мечтаешь, вторая - не получить. (Оскар Уайльд)
а) пресыщенность жизнью и неудовлетворенность ею одинаково трагичны;
б) счастье - это отсутствие мечты;
в) не получить от жизни ожидаемое гораздо трагичнее, чем полу­чить его.

Определите, что является следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно. 1.

Слайд 33Определите, какой из вариантов является аргументом к тезису. Используйте подстановку союзов

так как, потому что.
1. Добро — не наука, оно действие. (Р. Роллан)
а) нужно быть добрым;
б) добро — это сострадание;
в) действенная помощь — лучшее свидетельство доброты человека.

Определите, какой из вариантов является аргументом к тезису. Используйте подстановку союзов так как, потому что.1. Добро —

Слайд 34Определите, какой из вариантов является аргументом к тезису. Используйте подстановку союзов

так как, потому что.

2. Слова - тоже поступки. (А. Франс)
а) речь характеризует внутреннюю сущность человека;
б) слово может ранить и лечить, спасать и убивать;
в) по поступкам судят о характере человека.

Определите, какой из вариантов является аргументом к тезису. Используйте подстановку союзов так как, потому что.2. Слова -

Слайд 35Определите, какой из вариантов НЕ является аргументом к тезису.
1. Доброта -

это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (М. Твен)
а) доброе отношение к себе человек чувствует сердцем;
б) нужно быть милосердным;
в) силе добра ничто не может противостоять.

Определите, какой из вариантов НЕ является аргументом к тезису.1. Доброта - это то, что может услышать глухой

Слайд 36Определите, какой из вариантов НЕ является аргументом к тезису.
2. Нет ничего

более изобретательного, чем природа. (Цицерон)
а) очень сложно представить себе все многообразие жизни на планете Земля;
б) человек — самое лучшее творение природы;
в) пути эволюции неисповедимы.

Определите, какой из вариантов НЕ является аргументом к тезису.2. Нет ничего более изобретательного, чем природа. (Цицерон)а) очень

Слайд 371. Продолжите афоризм, добавив сначала слово потому что, а затем -

поэтому. Объясните, чем варианты отличаются друг от друга.
1. Не стыдно и не вредно не знать.., а стыдно и вредно притво­ряться, что знаешь то, чего не знаешь. (Л.Н. Толстой)
а) Потому что...
б) Поэтому...

1. Продолжите афоризм, добавив сначала слово потому что, а затем - поэтому. Объясните, чем варианты отличаются друг

Слайд 382. Несчастны те люди, которым все ясно. (Л. Пастер)
а) Потому что...
б)

Поэтому...
4. Еретик — не тот, кто горит на костре, а тот, кто зажигает костер. (В. Шекспир)
а) Потому что...
б) Поэтому...

2. Несчастны те люди, которым все ясно. (Л. Пастер)а) Потому что...б) Поэтому...4. Еретик — не тот, кто

Слайд 39Задание 12.
Постройте связный текст из приведенных ниже предложений помощью союзов

хотя, если, то, а, и, так как, потому что, и т.д. и вводных слов значит, следовательно и т.д., выявляющих их логические связи.
Вариант 1
1. Революцию делают злые люди.
2. Революция — это хорошее дело хороших людей.
3. Хорошие дела делает хороший человек.
4. Хорошие люди не убивают.
а) 3, но 1, однако 4, следовательно, 2;
б) 3, 2, но 4, значит 1;
в) 4, поэтому 1, однако 2, словом, 3.

Задание 12. Постройте связный текст из приведенных ниже предложений помощью союзов хотя, если, то, а, и, так

Слайд 41Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть