Слайд 1Развитие критического мышления
Учитель: Квитка Ирина Михайловна
Слайд 2Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его
интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В. А. Сухомлинский
Слайд 4«Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом?»
Слайд 5Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце
XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит).
Слайд 6Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который
характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Слайд 7Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения,
при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения.
Слайд 8Цель ТРКМЧП:
– развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в
учебе, но и в учебной жизни.
(умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать
Слайд 9Задачи ТРКМЧП :
Формирование нового стиля мышления
Развитие базовых качеств личности
Развитие аналитического, критического
мышления
Слайд 10Технология «Развитие критического мышления» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в
которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Слайд 11Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся
ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Слайд 12Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит
непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.
Слайд 13Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует
личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии.
Слайд 14Приёмы технологии «Развития критического мышления:
Проблемные вопросы
Взаимоопрос
Мозговая атака.
Групповая дискуссия.
Ключевые термины.
«Корзина» идей, понятий,
имен…
Написание эссе
Лекция со стопами
Синквейн
Кластеры.
Слайд 15Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации
материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Слайд 16
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение,
которое является «сердцем» идеи, темы.
существительное
Слайд 17Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для
данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
существительное
Число
Падеж
Вопросы
Член предложения
Род
Слайд 183. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым
понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Слайд 21Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ”
Слайд 22Эссе
Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и
трудоемкие сочинения.
Слайд 235-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия,
чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме.
Слайд 2410-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается
организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.
Слайд 25
При изучении темы по литературе в 5 классе «Тема «Малой Родины»
в лирике С.А. Есенина» на этапе рефлексии обучающимся было предложено написать 10-мин. эссе.
Слайд 26«Что для меня значит «Малая Родина?»
Слайд 30Учитель ставит перед детьми проблему:
- Напишите за 1 минуту, что вы
знаете о правописании парных согласных по глухости-звонкости на конце слова?
Слайд 31б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к;
проверяются способом «один - много»
- Обмен информацией в группах.
- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.
Слайд 32Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким
или глухим согласным, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)
Слайд 33Какое слово может быть лишним? Почему?
мороз
снег
снежки
холод
Слайд 34Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова
Слайд 35Метод «Написание синквейна»
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это
и есть тема синквейна. Составим синквейн к слову «дорога»
Слайд 36На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна.
Слайд 37На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
Слайд 38На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение,
цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Слайд 39Такой синквейн, который мы составили, используется на уроках русского языка при
изучении «словарных слов»:
Дорога
Широкая, извилистая
Ведёт, бежит, поворачивает
По извилистой дорожке бегут ребята.
Шоссе.
Слайд 45«Желтая шляпа» - находим все положительное в этом герое.
Слайд 46«Желтая шляпа» - находим все положительное в этом герое.
Слайд 47«Черная шляпа» - находим отрицательное в этом герое.
Слайд 48«Черная шляпа» - находим отрицательное в этом герое.
Слайд 49Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе,
формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.