Слайд 1Критерии оценивания изложения
К1 Содержание изложения – воспроизведение микротем: макс. 2 балла.
К2
Сжатие исходного текста – как применяются приемы сжатия информации: макс. 3 балла, если экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия, использовав их на протяжении всего текста.
К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
изложения – логические ошибки, абзацное членение – макс. 2 балла
Максимальное количество баллов за сжатое изложение - 7
Слайд 2Способы сжатия информации
упрощение
исключение
обобщение
Слайд 3Способы сжатия информации
Упрощение:
СПП
Простое предложение
Фрагмент предложения
синонимичное выражение
Придаточное обстоятельственное =
деепричастный оборот
Придаточное определительное = причастный оброт
Слайд 4Упрощение
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам
туры по всем континентам и странам.
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
Слайд 5Упрощение
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
Слайд 6Упрощение
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся
к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Слайд 7Исключение
отдельные слова, словосочетания, фрагменты предложения;
исключение одного или нескольких синонимов в ряду
однородных членов;
вводные слова, уточняющие члены, пояснительные конструкции;
Слайд 8Исключение
«Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один – землемер, другой
– грузчик, третий – рыбак, а ещё – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне.
Многолик» потому, что Куприн был землемером и грузчиком, спортсменом и певцом в хоре.
Слайд 9Исключение
Почему так часто он менял свои профессии? Какая сила толкала его
натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?
Почему так часто он менял свои профессии?
Слайд 10Обобщение
частное в общее;
однородные члены = обобщающее слово;
Слайд 11Обобщение
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале:
никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
Слайд 12Обобщение
Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами
на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.
Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.
Слайд 13 Не так давно учёные считали,
что успех в жизни
напрямую связан с нашими интеллектуальными
способностями. Чем больше человек знает и
умеет, тем больше вероятность того, что он
многого добьётся в жизни.
Слайд 14 Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы
определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.
Слайд 15 Однако оказывается, что профессиональные перспективы
определяются не
только объемом и качеством базовых знаний. Ученые полагают, что они не спасут от жизненных неудач. Умственные способности и навыки – это только основа успеха. Для полной самореализации нужны еще определенные личностные качества.
Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.
из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.
Слайд 17 Как же развить эту способность?
Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, — такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию. А в том, что эти переживания жизненно необходимы, учёные не сомневаются. Только нужно уметь чувствовать. И через восприятие искусства мы облагораживаем свои чувства, воспитываем их. Кино, театр, музыка — всё обогащает личность, потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.
Слайд 18Используйте упрощение: из одного сложного предложения сформируйте несколько простых.
Кино, театр, музыка — всё обогащает личность, потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.
Слайд 19
Искусство обогащает личность. Оно развивает эмоциональный интеллект. Такой вид интеллекта подразумевает
сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей личности.
Слайд 20Используйте упрощение: СПП с придаточными определительными и обстоятельственными замените
причастным, деепричастным оборотами
Когда
читаешь дневник Печорина, то чувствуешь его беспредельное одиночество.
Он мне казался человеком, который умеет строить отношения с людьми.
Я размышлял о Бэле, которая умерла по вине Печорина.
Когда я делал домашнюю работу, в дверь позвонили.
Слайд 21Используйте для сжатия обобщение:
Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в
своей душе соучастие, сочувствие, сострадание.
Слайд 22Используйте для сжатия исключение
Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей
– это не только показатель культуры.
Мы часто говорим друг другу желаю тебе всего доброго.
Обращаясь друг к другу мы говорим пожалуйста.