Презентация, доклад Современный урок как совместное творчество учителя и учащихся

Содержание

ЦельРассмотреть основные составляющие современного урока, влияющие на качество обучения учащихся; повысить мотивацию педагогов в применении современных технологий на уроках, а также уровень профессиональной компетентности; способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся на уроке.

Слайд 1«Современный урок как совместное творчество учителя и учащихся»


«Современный урок  как совместное творчество учителя и учащихся»

Слайд 2Цель
Рассмотреть основные составляющие современного урока, влияющие на качество обучения учащихся; повысить

мотивацию педагогов в применении современных технологий на уроках, а также уровень профессиональной компетентности; способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся на уроке.

ЦельРассмотреть основные составляющие современного урока, влияющие на качество обучения учащихся; повысить мотивацию педагогов в применении современных технологий

Слайд 3Осознание основных требований к организации современного урока;

Повышение интереса педагогов к современным

технологиям;

Осознание необходимости повышения уровня самообразования

Задачи

Осознание основных требований к организации современного урока;Повышение интереса педагогов к современным технологиям;Осознание необходимости повышения уровня самообразования Задачи

Слайд 4«Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального

богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский

«

УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных, воспитательных и развивающих целей.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора, эрудиции»В.А. Сухомлинский «

Слайд 5 Цели
Урок – как деятельностная система
Процесс
Содержание
Учитель
Результат
Ученик




формы
методы
средства

модель
образовательного
процесса


деятель-
ностная
система





пед.
приёмы

средства

орг.
формы

методы



педагогическая
техника

дидактическая основа

ЦелиУрок – как деятельностная системаПроцессСодержаниеУчительРезультат Ученикформыметодысредства      модель образовательного

Слайд 6Триединая задача урока
Образовательная:
вооружить учащихся системой знаний, умений,

навыков.
Воспитательная:
формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая:
При обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Триединая   задача урокаОбразовательная:  вооружить учащихся системой знаний, умений,  навыков.Воспитательная:  формировать у учащихся

Слайд 7Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история,

на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

Традиционный урок – это известные ученые и учителя-практики.

Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 50% учителей по-прежнему предпочитают давать уроки в традиционной форме. 
Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не

Слайд 8В настоящее время, к сожалению, большая часть педагогов не стремится к

изменению стиля преподавания: «нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и нет в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть не всегда удовлетворяет современным требованиям, но зато на уроке – все знакомо, привычно, понятно – традиционно.»

Так может и не стоит ничего менять?

В настоящее время, к сожалению, большая часть педагогов не стремится к изменению стиля преподавания: «нет времени и

Слайд 9 «Плюсы и минусы традиционного урока»

«Плюсы и минусы традиционного урока»

Слайд 10Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда

он современен в самом широком понимании этого слова.
Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого урок современный обязательно закладывает основу для будущего.

А урок остаётся !!!

Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании

Слайд 11Современный урок – какой он?

Современный урок – какой он?

Слайд 12«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать.

и я научусь»
«Расскажи мне, и я забуду,Покажи мне, и я запомню,Дай мне попробовать. и я научусь»

Слайд 13 Три постулата заложены в основании новой технологии урока. Первый: «Урок

есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика». Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка». Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью , выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».

Современный урок

Три постулата заложены в основании новой технологии урока. Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и

Слайд 14Современный урок -
- это урок, отвечающий целям обучения, воспитания и

развития.
- это место, где происходит взаимодействие учителя и ученика.
- это урок, на котором царят деловая атмосфера и доброжелательные отношения, взаимоуважение учителя и учеников, бережное отношение к учебному материалу.
- это рациональное распределение учебного времени, достижение целей урока, его результативность.
- это урок, на котором есть динамика, эмоция, интеллект, сама жизнь.
Современный урок - - это урок, отвечающий целям обучения, воспитания и развития.- это место, где происходит взаимодействие

Слайд 15Характеристика современного урока
на современном уроке нет места скуке, страху и

злости от бессилия
на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества
на современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!
Характеристика  современного урока на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилияна современном уроке

Слайд 16урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю

логику, определяемую дидактическими целями и содержанием.
строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов; диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей преподавателя
должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности
нацелен на конкретные результаты
должен иметь рациональную структуру и темп.
изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре.
должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной .
большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.
существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.





Требования, предъявляемые к современному уроку

урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием.строится

Слайд 17эффективность современного урока предполагает и применение современных технологий и ИКТ
должны

применяться многообразные формы, методы и средства.
Особое внимание уделяют тем из них, которые при прочих равных условиях, при данном мастерстве преподавателя способны обеспечить максимальную эффективность данного урока
урок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся. Воспитывать компонентами, содержанием, методами и средствами обучения, организацией, уровнем и характером ученического коллектива, обликом педагога, общей атмосферой.
обеспечивается корректный дифференцированный подход к учащимся
педагог способствует становлению и развитию учебно-познавательной деятельности учащихся и эффективно ею управляет;
Современный урок – одна из важнейших проблем не только педагогики, но и гигиены. Речь идёт о рациональной организации учебного занятия.
для проведения урока необходима благоприятная обстановка
педагог проводит рефлексию урока и его самоанализ урока
урок проводится по плану, который является творческим документом учителя


эффективность современного урока предполагает и применение современных технологий и ИКТ должны применяться многообразные формы, методы и средства.

Слайд 181. Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность учащихся

к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой.
5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
     

Основные компоненты современного урока

1. Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.2. Целевой

Слайд 19Урок изучения нового материала
Урок закрепления знаний
Урок комплексного применения знаний
Урок обобщения и

систематизации знаний
Урок контроля, оценки и коррекции знаний


ТИПЫ УРОКОВ
ПО ОСНОВНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ

Урок изучения нового материалаУрок закрепления знанийУрок комплексного применения знанийУрок обобщения и систематизации знанийУрок контроля, оценки и коррекции

Слайд 20Как построить такой урок?


Как построить такой урок?

Слайд 21I.
Тема
Место урока в теме, темы – в учебном курсе
Общая

задача урока
Конкретизирование задачи урока
I. Тема Место урока в теме, темы – в учебном курсеОбщая задача урокаКонкретизирование задачи урока

Слайд 22Учет особенностей учащихся класса:
отношение учащихся к предмету;
темп работы класса;
сформированность ЗУН;
отношение к

разным видам учебной деятельности;
отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;
общая дисциплина учащихся
уровень класса;

Учет индивидуальных особенностей:
тип нервной системы;
коммуникативность;
эмоциональность;
управление восприятием нового материала учащихся;
умение преодолеть плохое настроение;
уверенность в своих знаниях, умениях;
умение импровизировать;
умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе и ТСО и ЭВТ.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку:

Учет особенностей учащихся класса:отношение учащихся к предмету;темп работы класса;сформированность ЗУН;отношение к разным видам учебной деятельности;отношение к разным

Слайд 23Цели развития ребенка - педагогические: цели обучения, воспитания, развития и социализации

личности

Цели развития образовательного процесса (для повышения его качества): диагностические, познавательные , исследовательские


II.


Комплексное планирование целей

Цели развития ребенка - педагогические: цели обучения, воспитания, развития и социализации личности Цели развития образовательного процесса (для

Слайд 24Формулируется конкретно, так, чтобы можно было отследить ее достижение

Ясен способ определения

соответствия цели и результата

Указано время достижения цели

Формулировка целей урока


Формулируется конкретно, так, чтобы можно было отследить ее достижениеЯсен способ определения соответствия цели и результатаУказано время достижения

Слайд 25Цель урока

Цель - это образ желаемого результата










Требования к цели:

актуальность
реалистичность
контролируемость
временная определенность
пространственная

определенность









РЕЗУЛЬТАТ


ЦЕЛЬ

Цель урокаЦель - это образ желаемого результатаТребования к цели:актуальность реалистичность	контролируемостьвременная определенностьпространственная определенность

Слайд 26«Кто не видит конечной цели - очень удивляется, придя не туда»

Марк Твен

=

«Кто не видит конечной цели - очень удивляется, придя не туда»

Слайд 27III.

Планирование учебного материала и подготовка учителя к уроку

III.  Планирование учебного материала и подготовка учителя к уроку

Слайд 29IV. Сгруппировать отобранный учебный материал V. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на

уроке


IV. Сгруппировать отобранный учебный материал  V. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке

Слайд 30Подготовка к уроку – шаг к успеху

I ЭТАП – ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
Продолжительность – 15 минут.
Предоставление этапа учебного характера: проверка не только результата, но и технологии выполнения;
Актуализация материала, необходимого для следующей темы;
Обеспечение тематичности проверки;
Охват проверкой всех учеников;
Комбинированный характер проверки;
Максимально возможное получение количества сигналов обратной информации;
Преобразование ошибок в способ получения правильной информации;
II этап – актуализация знаний
Продолжительность – 2-3 минуты;
Возобновление материала, изученного в предыдущих классах и по другим предметам, необходимого для данной темы;
Максимально возможное количество сигналов обратной связи;
Мотивация сигналов обратной информации;
III этап - подача нового материала
Продолжительность – 25-30 минут;
Расчленение темы на логически завершённые части – постановка логических задач для учеников класса, обязательное привлечение к их решению всех детей;
Наличие логических задач, представленных по характеру их трудности(наводящие, побудительные, проблемные);
Получение максимально возможного количества сигналов обратной информации;
Преобразование учеников из объекта в субъект познавательного процесса;
Мотивация обратной информации;
Применение дифференцированных видов работ.
IV этап – домашнее задание
Неодинаковое для всех;
Обязательное получение обратной информации при условии её осознания;
Произвольный выбор времени задания.






Подготовка к уроку – шаг к успеху     I ЭТАП – ПРОВЕРКА ЗНАНИЙПродолжительность –

Слайд 31Оптимальное сочетание и соотношение методов обучения
Методы организации и осуществления учебной деятельности
Методы

стимулирования и мотивации учебной деятельности
Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности


Оптимальное сочетание и соотношение методов обученияМетоды организации и осуществления учебной деятельностиМетоды стимулирования и мотивации учебной деятельностиМетоды контроля

Слайд 32Содержание учебного материала
«выделение в содержании учебного материала главного, существенного, то есть

объекта прочного усвоения»


Содержание учебного материала«выделение в содержании учебного материала главного, существенного, то есть объекта прочного усвоения»

Слайд 33Оборудование, наглядность на уроке Домашнее задание

Оборудование, наглядность на уроке   Домашнее задание

Слайд 34хорошее знание материала;
бодрое самочувствие;
продуманный план урока;
чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;
правильный

выбор методов обучения;
разнообразие методов обучения;
занимательность изложения;
ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;
выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.

Способствует успеху урока:

хорошее знание материала;бодрое самочувствие;продуманный план урока;чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;правильный выбор методов обучения;разнообразие методов обучения;занимательность изложения;ярко

Слайд 35неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;
безразличное отношение ко всему происходящему

на уроке;
рыхлая композиция урока;
скованность движений;
неумение учащихся работать предложенными методами обучения;
однообразие методов обучения;
бесстрастный рассказ учителя;
монотонность и сухость при изложении нового материала;
отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.

Затрудняет проведение урока:

неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;рыхлая композиция урока;скованность движений;неумение учащихся

Слайд 36Слово «интерактив» (англ.)
Интерактивность – способность взаимодействовать или находиться в

режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютер), с кем-либо (человек).
Слово «интерактив» (англ.)  Интерактивность – способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютер),

Слайд 37Интерактивное обучение – это диалоговое обучение

Строится на линиях:

«ученик – ученик»
«ученик –

группа учащихся»
«ученик – аудитория»
«группа учащихся – аудитория»
«ученик – компьютер»

Интерактивное обучение – это диалоговое обучениеСтроится на линиях:«ученик – ученик»«ученик – группа учащихся»«ученик – аудитория»«группа учащихся –

Слайд 38Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
активное включение каждого ученика в

процесс усвоения учебного материала;
повышение познавательной мотивации;
обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;
воспитание лидерских качеств: умение работать с командой и в команде, способность принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.


Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;повышение познавательной мотивации;обучение

Слайд 39Разработаны специальные приёмы для интерактива (для работы в парах, группами, коллективно):
Мозговой

штурм
Два, четыре – вместе
Мозаика
Микрофон
Аквариум
Живая линия
Большой круг
Кто больше?
Карусель
Кластер
Паучок

Разработаны специальные приёмы для интерактива (для работы в парах, группами, коллективно):Мозговой штурмДва, четыре – вместеМозаикаМикрофонАквариумЖивая линияБольшой кругКто

Слайд 40Формы интерактивного обучения:
Обучающие игры (игры-метафоры, иллюстративные игры)
Использование общественных ресурсов
Социальные проекты и

внеаудиторные мероприятия
Ролевые игры
Нестандартные уроки (математический экспресс, урок-поиск, урок-размышление, урок-ринг, урок открытых мыслей, урок-защита диссертации; уроки, которые ведут ученики; урок-турнир и другие)
Формы интерактивного обучения:Обучающие игры (игры-метафоры, иллюстративные игры)Использование общественных ресурсовСоциальные проекты и внеаудиторные мероприятияРолевые игрыНестандартные уроки (математический экспресс,

Слайд 41Рефлексия в системе интерактива - тоже диалог

Рефлексия в системе интерактива - тоже диалог

Слайд 42Краткий план взаимодействия учителя и учеников на уроке

Краткий план взаимодействия учителя и учеников на уроке

Слайд 43СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Тема урока
ЦЕЛЬ И
ЗАДАЧИ:
1
2
3
Формы
работы
Методы
обучения





РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА
РЕФЛЕКСИЯ

средства

средства
средства



СОДЕРЖАНИЕ УРОКАТема урока ЦЕЛЬ ИЗАДАЧИ:123Формы работыМетоды обученияРЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКАРЕФЛЕКСИЯсредствасредствасредства

Слайд 44Стадии развития рефлексии
самоосознание
самоопределение
самовыражение
самоутверждение
самореализация
саморегуляция
Функции саморазвития
самоанализ
самоцелеполагание
самопланирование
самоорганизация
самоконтроль
самокоррекция
Рефлексия

Стадии развития рефлексиисамоосознаниесамоопределениесамовыражениесамоутверждениесамореализациясаморегуляцияФункции саморазвитиясамоанализ самоцелеполагание самопланирование самоорганизациясамоконтроль самокоррекция Рефлексия

Слайд 45Рефлексия
Эмоциональная рефлексия
Деятельностная рефлексия
Знаниевая рефлексия



Восстановление
Критика
Перенормирование
Какие этапы были?
Как вы работали?
Какие трудности?
Что получилось, что

нет?

Что на ваш взгляд было не так?
Что было удачно?

Как изменить работу?
Какие средства использовать
в дальнейшем?



событие

РефлексияЭмоциональная рефлексияДеятельностная рефлексияЗнаниевая рефлексияВосстановлениеКритикаПеренормированиеКакие этапы были?Как вы работали?Какие трудности?Что получилось, что нет?Что на ваш взгляд было не

Слайд 461. Ассоциативный ряд
2. Незаконченные предложения
3. Торт решений
4. Разговор на

бумаге
5. Солнышко
6. Координаты
7. Лист обратной связи
8.Заключительная дискуссия

Рефлексия

9. Выбери дистанцию
10. Интерпретация изображений 11. Свет молнии.
12. Письмо самому себе
13. Ну что, как прошло занятие?
14. Барометр настроения
15. Телеграмма.
16. Памятки
17. Пейзаж - зеркало настроения
18. Цветодиагностика

1. Ассоциативный ряд2. Незаконченные предложения 3. Торт решений 4. Разговор на бумаге 5. Солнышко 6. Координаты 7.

Слайд 47 Каждая пара веток ёлки – это позиция, по

которой надо
высказать свое мнение (снизу вверх):
Нижняя пара веток– для нас было важным и интересным…
Вторая пара веток – по этому вопросу мы получили конкретную информацию…
Третья пара веток – нам было трудно (нам не понравилось)…
Четвёртая пара веток – наша оценка педагогического совета…
Верхушка ели – для нас было недостаточно…

Ель рефлексии






Каждая пара веток ёлки – это позиция, по которой надо   высказать свое

Слайд 48Осмысление должно учитывать как минимум
3 стороны деятельности ученика:

практической (что

сделано?, что является главным результатом?)
технологической (каким способом?, этапы, алгоритмы деятельности и др.)
мировоззренческой (зачем я это делаю?,
кто я в этой работе, процессе? и т.д.)

Уместно выделить страницу в рабочей тетради или
определенное место для рефлексивных записей ученика

Осмысление должно учитывать как минимум 3 стороны деятельности ученика: практической (что сделано?, что является главным результатом?)технологической (каким

Слайд 49Диаграммы, анкеты, опросники,
вопросно-ответные ситуации,
оценочные таблицы, таблицы
самооценки и др.


Инструментарий учителя для организации рефлексии

Диаграммы, анкеты, опросники, вопросно-ответные ситуации, оценочные таблицы, таблицы самооценки и др. Инструментарий учителя для организации рефлексии

Слайд 50Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято

считать, но и на любом его этапе.
Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить ученику смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.

Важно!

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его

Слайд 51Любой урок можно проводить в интерактиве, только надо заложить в него

диалоговую основу.
Любой урок можно проводить в интерактиве, только надо заложить в него диалоговую основу.

Слайд 52Заключение
Любой урок – имеет огромный

потенциал для решения новых задач.
Неоспоримо одно: он должен быть жизненным, одушевленным личностью педагога.

Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н.Рыленков)

Заключение        Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых

Слайд 53С благодарностью всем коллегам, идущим по нелегкой преподавательской стезе….

С благодарностью всем коллегам, идущим по нелегкой преподавательской стезе….

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть