Презентация, доклад Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы

Содержание

Ученики – это пчёлы, которых нужно суметь научить получать мёд, а не давать готовый. Стандарт нового поколения – это стандарт, который помогает научить учиться, научить «собирать мёд», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без

Слайд 1

«Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы»


Подготовила: Учитель русского

языка и литературы
МБОУ «Садовской СОШ»
Лабовкина Екатерина Валериевна

«Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы»Подготовила: Учитель русского языка и литературыМБОУ «Садовской СОШ»Лабовкина Екатерина

Слайд 2Ученики – это пчёлы, которых нужно суметь научить получать мёд, а

не давать готовый.


Стандарт нового поколения – это стандарт, который помогает научить учиться, научить «собирать мёд», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования.


Ученики – это пчёлы, которых нужно суметь научить получать мёд, а не давать готовый.  Стандарт нового

Слайд 3Великая цель образования – это не знания, а действия
Герберт Спенсер
английский философ,
социолог

XIX века
Великая цель образования – это не знания, а действияГерберт Спенсеранглийский философ,социолог XIX века

Слайд 4Фундаментальные цели образования (ЮНЕСКО)
научить получать знания (учить учиться);
научить

работать и зарабатывать (учение для труда);
научить жить (учение для бытия);
научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Фундаментальные цели образования (ЮНЕСКО) научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить

Слайд 5
Системно-деятельностный подход
Особенность метода - самостоятельное «открытие»

детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания  и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Ведущими характеристиками
ученика становятся  его
способность самостоятельно
мыслить, анализировать, умение
строить высказывания, выдвигать
гипотезы, отстаивать выбранную
точку зрения.
Системно-деятельностный подход  Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской

Слайд 6Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Как учить?

обновление
средств
обучения
Ради

чего
учить?

ценности
образования

Чему учить?

обновление
содержания

Системно-деятельностный подход

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий

формирование универсальных учебных действий

Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действиеКак учить?обновлениесредствобученияРади чегоучить?ценности образованияЧему учить?обновлениесодержанияСистемно-деятельностный подходВектор смещения акцентов

Слайд 7С позиций системно-деятельностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной

сложности на основе имеющихся знаний. 


С позиций системно-деятельностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. 

Слайд 8Так учат сегодня
Так будут учить завтра
Ребенок не должен заучивать и искать

готовые ответы!

Ребенок должен сам понимать и уметь использовать.

1.Учитель проверяет Д/з. Ученик «выучил – пересказал».
2.Учитель объявляет новую тему.
3.Учитель объясняет новую тему («сиди и слушай!»).
4.Учитель проверяет, как поняли «повтори!»).

1.Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, вопрос.
2.Ученики сами определяют знания, которые пригодятся.
3.Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем, в учебнике).
4.Ученики делают вывод по теме.

Так учат сегодняТак будут учить завтраРебенок не должен заучивать и искать готовые ответы! Ребенок должен сам понимать

Слайд 9Компоненты системно-деятельностного подхода

Компоненты системно-деятельностного подхода

Слайд 10Система дидактических принципов

Система дидактических принципов

Слайд 11Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и

включает в себя:

Мотивацию к учебной деятельности;
Актуализацию знаний;
Проблемное объяснение нового знания;
Первичное закрепление во внешней речи;
Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
Включение нового знания в систему знаний и повторение;
Рефлексию.

Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя: Мотивацию к учебной

Слайд 12 На уроках русского языка и литературы происходит формирование таких

базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной.
Отсюда появляется актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы.

На уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной.

Слайд 13

В основе системно-деятельностного подхода на уроках русского

языка и литературы лежат разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу – выполнение заданий практического характера, составление характеристик, синквейнов, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др.

В основе системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы лежат разнообразные приемы

Слайд 14Задания для мотивации
Отличительные признаки таких заданий:
- их связь с деятельностью,

которую в психологии называют «продуктивной», творческой;
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;
- необычные условия работы;
- активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Эти задания могут быть представлены в виде проблемных
ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти
выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр,
конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше?
лучше?") и других заданий с элементами занимательности
(житейские и фантастические ситуации, инсценировки,
лингвистические сказки, загадки, "расследования").
Задания для мотивацииОтличительные признаки таких заданий: - их связь с деятельностью, которую в психологии называют «продуктивной», творческой;-

Слайд 15ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ "ПОЧЕМУЧКИ"
Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной

деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие "открытия" в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому.
Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ

Слайд 16 МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ







Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне):
- работать с научно-популярной литературой и справочниками;
- анализировать языковые единицы; формулировать выводы;
- составлять текст (сообщения, реферат, доклад).
МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ       Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских

Слайд 17ЗАДАНИЕ «НА ЗАСЫПКУ»
Нестандартные задания расширяют возможности учителя в

осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку и литературе. Для учащихся такая работа полезна тем, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.
К заданиям этого типа можно отнести:
- диктанты «на засыпку»;
- редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);
- подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных
слов и др.) к данной - по принципу «кто больше».
ЗАДАНИЕ «НА ЗАСЫПКУ»    Нестандартные задания расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся

Слайд 18«ПРЕДМЕТНЫЕ» (терминологические) диктанты
Диктуемые словосочетания записываются одним
словом.
- Лингвистический диктант
- Литературоведческий диктант





На уроках русского языка можно выполнять логически-поисковые задания.
Например, назвать лишнее слово из ряда: радио,зерно, ярко, эскимо (ярко - наречие).

«ПРЕДМЕТНЫЕ»  (терминологические) диктантыДиктуемые словосочетания записываются одним словом.- Лингвистический диктант- Литературоведческий диктант    На уроках

Слайд 19Проектная деятельность обучающихся
В основе метода лежит развитие познавательных
навыков учащихся, умение

самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, развивать
творческое мышление и др.
Главными целями введения этого метода являются:
1. Развитие интереса к предмету;
2. Приобретение исследовательского опыта;
3. Развитие умения творчески оформлять и предоставлять аудитории необходимую информацию;
4. Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
5. Получение дополнительных знаний по теме;
6. Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

Проектная деятельность обучающихся В основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться

Слайд 20
Проекты удобны тем, что они разнообразны по

форме, содержанию, характеру деятельности, по количеству участников, по продолжительности выполнения.
Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, мультимедиа,презентация, творческий отчёт и т.д.
Проекты удобны тем, что они разнообразны по форме, содержанию, характеру деятельности, по количеству

Слайд 21Рефлексия
Это одно из важнейших средств формирования умения

учиться.

К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн.
Рефлексия   Это одно из важнейших средств формирования умения учиться.    К средствам, формирующим

Слайд 22Ключевые фразы для рефлексии
Мне показалось интересным…
Для меня сложно…
Я понял(а)…
Я постараюсь запомнить…
Особенно

понравилось…
Чтобы справиться с этим видом работы, мне нужно…


Ключевые фразы для рефлексииМне показалось интересным…Для меня сложно…Я понял(а)…Я постараюсь запомнить…Особенно понравилось…Чтобы справиться с этим видом работы,

Слайд 23
Педагог, владеющий технологиями системно-деятельностного подхода:

- Учит детей определять границы

своего знания, ставить проблему;
- Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;
- Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета;
- Организует проектные и событийные формы работы;
- Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность детей;
- Применяет информационные технологии в образовательном процессе;
- Владеет иностранными языками и применяет их в образовательном процессе и др.
Педагог, владеющий технологиями системно-деятельностного подхода: - Учит детей определять границы своего знания, ставить проблему; - Учит

Слайд 24
Одной из главных целей изучения предметов «Русский

язык» и «Литература» является «формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма».
Одной из главных целей изучения предметов «Русский язык» и «Литература» является «формирование духовно

Слайд 25Подарите ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса;
Ведите ученика от собственного опыта

к общественному;
Будьте не «НАД», а «РЯДОМ»;
Радуйтесь вопросу, но отвечать не спешите;
Учите анализировать каждый этап работы;
Критикуя, стимулируйте ученика.

Используя системно-деятельностный подход Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!

Подарите ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса;Ведите ученика от собственного опыта к общественному;Будьте не «НАД», а «РЯДОМ»;Радуйтесь

Слайд 26
Учить детей сегодня

трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать
учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но  от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети  в
вашем классе
Светились от улыбок и
любви,
Здоровья вам и творческих
успехов
В век инноваций, новизны!

Учить детей сегодня      трудно,   И раньше было

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть