Слайд 1ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ ЗАДАНИЕ
ПОДУМАТЬ НАД НИМ
ВСПОМНИТЬ ПРАВИЛА
НЕ ТОРОПИТЬСЯ
ПРОРЕШАННЫЕ ЗАДАНИЯ ВНИМАТЕЛЬНО ПЕРЕПРОВЕРИТЬ, ОСОБЕННО
В ТЕХ МЕСТАХ, ГДЕ СОМНЕВАЕТЕСЬ
Слайд 21.Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и
знаки препинания.
Текст 1
Блудово болото это уд..вительное место. Оно н..чинает..ся зар..слями ивы ольхи(1) и других кустарников. Первый человек прошёл эти приболотные(2) места с т..пором (в)руке и пр..рубил прохо(т/д) для других. (Под)ногами человеческими ут..птались ж..сткие коч..ки и тр..па стала кана(ф/в)кой. Её каждый ле(х/г)ко замет..т. Мы без труда движ..мся (по)ней в предра..светной(3)т..мноте. И при первом утренн..м свет.. нам открыва..тся само болото, гиган..ское‚ как море. А ведь оно и было когда-то дном древн..го моря. (В)море бывают остр..ва. В лесном болоте есть х..лмы(4). В Блудовом болоте эти х..лмы п..счаные, п..крытые высоким бором. (По М. М. Пришвину)
Слайд 3Текст 2
(1)Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч. (2)Мы
все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром – сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород – и он следом, мама в магазин – и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки – Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто насдожидается.
(7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными. (10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям
верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.
(По Г. Скребицкому)
Слайд 4Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
—
фонетический разбор (звуко-буквенный);
— морфемный разбор (по составу);
— морфологический разбор (как часть речи);
(4) — синтаксический разбор предложения (по членам предложения с характеристикой)
Слайд 5ольхи(1)
(1) О- [а]-гл., безуд.;
Л- [л ]-согл.,зв. непарн.,
мягк.парн.;
Ь- [ -] –не обозн.звука;
Х- [ х ]- согл.,глух.непарн., мягк.парн.;
И- [и ] – гл., ударн..
5 букв, 4 звука, 2 слога
Слайд 6(2) приболотные(2)
приболотные
при- - приставка
-болот- - корень
-н- - суффикс
ые- - окончание
Слайд 7(3).предрассветной(3)
предрассветной (темноте)
I. Темноте (какой?) предрассветной-имя прилагательное, обозначает признак предмета;
II.Н.ф.- предрассветный
М.п.:
в ед.ч., в ж.р., в пр.падеже;
III.Темноте (какой?) предрассветной -определение
Слайд 8 Задание 3
Поставьте знак ударения в следующих словах:
(Будьте) добры, диалог, звонишь, начали.
Слайд 9Задание 4
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите,
какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
пр. сущ. сущ. пр. сущ.
В середине апреля из Африки
гл. пр. сущ. сущ.
возвращаются на родину соловьи.
Ответ. Местоимение, наречие, имя числительное, частица, союз
Слайд 10 Задание 5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.)Расставьте необходимые
знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По утверждению врача состояние тёти Нины заметно улучшилось
2) Отец сказал чтобы дети собирались на прогулку
3) Бабушка отложила в сторону новую книгу и сказала Пушкин мне всё-таки нравится гораздо больше
4) Что мне нужно сделать в первую очередь Екатерина Андреевна
Ответ. Бабушка отложила в сторону новую книгу и сказала: «Пушкин мне всё-таки нравится гораздо больше.»
А: «П.»
Слайд 11 Задание 6.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри
предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Разбудите меня в 6 часов.
2) Ты успеешь сегодня почитать книгу.
3) Пусть всегда будет солнце.
4) Куда меня знакомая дороженька ведёшь?
Ответ. Куда меня, знакомая дороженька, ведёшь?
Это предложение с обращением.
Слайд 12 Задание 7
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую.(Знаки препинания внутри предложений
не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Поздно вечером вернулся Вася домой и сразу же лёг спать.
2) Несколько дней подряд мы собирали и сушили белые грибы.
3) Тропинка обогнула овраг и вывела нас на широкий луг.
4) Игорь толкнул калитку и друзья вошли в пустой палисадник.
Ответ. Игорь толкнул калитку, и друзья вошли в пустой палисадник.
В предложении 2 грамматические основы, то есть предложение сложное.
Слайд 13 Задание 8. Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.
Текст 2
(1)Не зря
певчих птиц певчими назвали. (2)Знали люди, что делали. (3)Певчие птицы поют старательно, серьёзно, самозабвенно. (4)Песня для них не шутка: песней они утверждают себя. (5)Что могут сказать о тебе другие, если сам ты о себе ничего не можешь рассказать? (6)Вот птицы и говорят о себе песней.
(7)Например, жаворонок: там, где он, сам воздух поёт! (8)Каждая струйка ветра пропитана его звонкой песней. (9)Кружит жаворонок над чистым полем, кружит — и всё поёт да поёт. (10)Если поёт — значит, он весел, значит, существует. (11)Это просто и ясно, но всё это надо повторять и повторять. (12)И певчие птицы повторяют.
(13)Зяблик в рассветный час натощак может спеть целых триста песен: не пьёт и не ест, всё поёт! (14)А потом, подкрепившись каким-нибудь жучком или мухой, споёт до вечера ещё тысячи две с половиной песенки. (15)Он поёт — значит, занял своё место под солнцем, нашёл уютный уголок для гнезда, значит, он теперь не бездомный бродяга. (16)Пуще зяблика заливается лесной конёк: от зари до зари успевает спеть аж три тысячи восемьсот песен! (17)И не охрипнет, и горлышко не прополощет. (18)И так всё лето поёт: «Я пою, я жду — прилетай!»
(19)Тысячи тысяч песен гремят по лесам, тысячи тысяч — в полях. (20)Над болотом, над лугом, в степи.
(По Н. Сладкову)
Слайд 14Задание 8. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ. Певчие птицы песней
утверждают себя.
Слайд 15Ответ: там, где он, сам воздух поёт! Каждая струйка ветра пропитана
его звонкой песней.
Задание 9.
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что песня жаворонка прекрасна?
Слайд 16 Задание 8. Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.
Текст 2
(1)Не зря
певчих птиц певчими назвали. (2)Знали люди, что делали. (3)Певчие птицы поют старательно, серьёзно, самозабвенно. (4)Песня для них не шутка: песней они утверждают себя. (5)Что могут сказать о тебе другие, если сам ты о себе ничего не можешь рассказать? (6)Вот птицы и говорят о себе песней.
(7)Например, жаворонок: там, где он, сам воздух поёт! (8)Каждая струйка ветра пропитана его звонкой песней. (9)Кружит жаворонок над чистым полем, кружит — и всё поёт да поёт. (10)Если поёт — значит, он весел, значит, существует. (11)Это просто и ясно, но всё это надо повторять и повторять. (12)И певчие птицы повторяют.
(13)Зяблик в рассветный час натощак может спеть целых триста песен: не пьёт и не ест, всё поёт! (14)А потом, подкрепившись каким-нибудь жучком или мухой, споёт до вечера ещё тысячи две с половиной песенки. (15)Он поёт — значит, занял своё место под солнцем, нашёл уютный уголок для гнезда, значит, он теперь не бездомный бродяга. (16)Пуще зяблика заливается лесной конёк: от зари до зари успевает спеть аж три тысячи восемьсот песен! (17)И не охрипнет, и горлышко не прополощет. (18)И так всё лето поёт: «Я пою, я жду — прилетай!»
(19)Тысячи тысяч песен гремят по лесам, тысячи тысяч — в полях. (20)Над болотом, над лугом, в степи.
(По Н. Сладкову)
Слайд 17Задание 10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4-6. Запишите
Слайд 18 Задание 8. Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.
Текст 2
(1)Не зря
певчих птиц певчими назвали. (2)Знали люди, что делали. (3)Певчие птицы поют старательно, серьёзно, самозабвенно. (4)Песня для них не шутка: песней они утверждают себя. (5)Что могут сказать о тебе другие, если сам ты о себе ничего не можешь рассказать? (6)Вот птицы и говорят о себе песней.
(7)Например, жаворонок: там, где он, сам воздух поёт! (8)Каждая струйка ветра пропитана его звонкой песней. (9)Кружит жаворонок над чистым полем, кружит — и всё поёт да поёт. (10)Если поёт — значит, он весел, значит, существует. (11)Это просто и ясно, но всё это надо повторять и повторять. (12)И певчие птицы повторяют.
(13)Зяблик в рассветный час натощак может спеть целых триста песен: не пьёт и не ест, всё поёт! (14)А потом, подкрепившись каким-нибудь жучком или мухой, споёт до вечера ещё тысячи две с половиной песенки. (15)Он поёт — значит, занял своё место под солнцем, нашёл уютный уголок для гнезда, значит, он теперь не бездомный бродяга. (16)Пуще зяблика заливается лесной конёк: от зари до зари успевает спеть аж три тысячи восемьсот песен! (17)И не охрипнет, и горлышко не прополощет. (18)И так всё лето поёт: «Я пою, я жду — прилетай!»
(19)Тысячи тысяч песен гремят по лесам, тысячи тысяч — в полях. (20)Над болотом, над лугом, в степи.
(По Н. Сладкову)
Слайд 19Задание 11
В предложениях 11−13 найдите слово со значением «до завтрака, на
голодный, пустой желудок». Выпишите это слово.
Ответ: натощак
Слайд 20старательно
Задание 12.
В предложениях 1−3 найдите антоним к слову
«небрежно» и выпишите его.