Слайд 1
Организация
самостоятельной работы
студентов
Преподаватель: Лопатина Ольга Михайловна
ГАПОУ «Поволжский строительно-энергетический колледж им.
П. Мачнева»
Слайд 2
Главной целью образовательного процесса является подготовка конкурентноспособных специалистов и создание
условий для их всестороннего развития. Одной из трудностей является то, что студент, профессионально определившись, недостаточно активен в учебном процессе и не всегда способен самостоятельно организовать собственную учебную деятельность. Невозможно человека чему-нибудь научить, если он сам не будет учиться, если не овладеет умениями самостоятельно добывать знания. Развитие интеллектуальных и творческих способностей личности студента в современных условиях зависит от его самоорганизованности. Самостоятельно приобретённые человеком знания могут обеспечить успех в профессиональной деятельности.
Слайд 3
Понятие самостоятельной работы
в педагогической теории и практике
В условиях значительных изменений, происходящих в настоящее время в системе образования, резко возрастает роль и значение самостоятельной работы студентов. Она становится главным резервом повышения качества подготовки будущих специалистов.
Самостоятельная работа - это такая работа, «которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом студенты сознательно стремятся достичь поставленной в задачи цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических (или тех и других вместе) действий».
Слайд 4
Исходя из понятия «самостоятельная работа»
можно выявить важное и необходимое условие организации самостоятельной работы студентов - это формирование умений самостоятельно приобретать знания, навыки и возможность организации учебной и научной деятельности.
Ведущая цель организации и осуществления самостоятельной работы студента должна совпадать с целью обучения студента – подготовкой специалиста с техническим образованием и сформированными профессиональными компетенциями.
Слайд 5
В образовательном процессе среднего профессионального образовательного учреждения выделяется два вида
самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.):
Слайд 6
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях
под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
В процессе обучения следует выделить четыре разновидности самостоятельной работы студентов:
постановка цели и планирование предстоящей деятельности студентов осуществляется с помощью преподавателя;
постановка цели осуществляется с помощью преподавателя, а планирование предстоящей работы выполняется студентом самостоятельно;
постановка цели и планирование предстоящей работы осуществляется студентом самостоятельно в рамках представленных преподавателем заданий;
работа выполняется студентом по собственной инициативе, он без помощи преподавателя: сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно выполняет её.
Слайд 7
Важнейшим средством формирования у студентов всех перечисленных разновидностей познавательной деятельности
является выполнение им различных типов и видов самостоятельных работ:
самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную внутри предметную ситуацию;
самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную или отдалённо аналогичную межпредметную ситуацию.
Слайд 8
Более фундаментальным видом самостоятельных знаний являются знания, посвящённые самостоятельному труду
студентов. Это могут быть знания, посвящённые изучению нового материала:
работа с учебником и первоисточником;
работа со справочной литературой, исследованиями;
работа с раздаточным материалом;
выполнение графических работ;
составление конспектов, тезисов, технологических процессов.
Слайд 9
Это могут быть занятия практические, курсового или дипломного проектирования. Такие
занятия нуждаются в тщательной подготовке. Ход этой подготовки следующий:
выбирается и формулируется тематика;
устанавливаются цели самостоятельной работы;
определяется последовательность действий, операций;
подготавливается материальная база (дидактический материал, технические средства, компьютерная техника, лабораторное оборудование);
продумываются способы оформления результатов работы, итоговый и промежуточный контроль, роль преподавателя в ходе работы.
Слайд 10
Формы самостоятельной работы
Формы самостоятельной работы могут быть следующие:
1. Конспектирование первоисточников.
2. Реферирование
и аннотирование литературы.
3. Эссе, рефераты, презентации, кроссворды.
4. Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой.
5. Подготовка к семинарам: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий.
6. Лабораторно-практические занятия: действие в соответствии с инструкциями и методическими указаниями, получение результата.
7. Учебная и научная работа студентов при выполнении самостоятельной, контрольной, курсовой и дипломной работ.
8. Контрольная работа (аудиторная и внеаудиторная)
9. Выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики.
10. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера.
Слайд 11
Виды самостоятельной работы, используемые на русском языке и литературе
Работа с тестами,
раздаточным материалом (карточки, схемы, таблицы)
2. Реферирование и аннотирование литературы.
3. Сочинения, эссе, рефераты, доклады, презентации, кроссворды.
4. Практические занятия: действие в соответствии с инструкциями и методическими указаниями, получение результата.
5. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера: проектная деятельность, подготовка к семинарам.
Слайд 12
Заключение
Самостоятельная работа завершает задачи всех видов
учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека.
Самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.