Слайд 1Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры
Слайд 2Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого
учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Слайд 3Когда проводить?
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по
итогам изучения темы, целого раздела материала.
Слайд 4Виды
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее
варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
III. По цели:
Эмоциональная
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.
Слайд 5Синквейн
Рассмотрим правила построения классического синквейна:
- 1-ая строка – одно слово,
понятие, название темы, явления (чаще всего это имя существительное);
- 2-ая строка – два слова, характеризующие данное понятие (имена прилагательные);
- 3-я строка – три слова, показывающие действие понятия (глаголы);
- 4-ая строка – четыре слова, помогающие логически завершить мысль / короткое предложение, показывающее отношение автора к теме (возможно одно предложение из четырех слов, два словосочетания или четыре отдельных слова);
- 5-ая строка – одно слово, синоним темы, вывод, обычно имя существительное, через которое человек выражает свои чувства, эмоции, ассоциации, связанные с данным понятием.
Слайд 6«поезд»
Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап повторения,
состоящий из 4 заданий. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно или отметить все задания с пояснением, что получилось, а что нет.
Слайд 7«Акрослово»
Приём «Акрослово» - слово записывается вертикально, каждая буква этого слова является
начальной буквой слова, которое подбирает ребёнок. Учитель говорит учащимся: «Вы сами можете подобрать слова-ассоциации, которые считаете уместными».
Например, ученики 9 «Б» класса подобрали слова-ассоциации к слову
П
У
Ш
К
И
н