Слайд 1Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
«Грамотное письмо – не просто
движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Н.С. Рождественский
Слайд 2ПРОБЛЕМА!!!
Грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня в начальных классах;
- В
старших классах грамотность учащихся определенно снижается.
Слайд 3ПРИЧИНЫ:
чрезвычайно беден словарный запас школьников;
не развито умение связывать теорию
с практикой;
снижен интерес к учёбе;
не усваивается то главное, что определяет культурный уровень человека;
невысок процент числа учащихся, обладающих прочными знаниями.
Слайд 4Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи
при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, определять их типы.
Орфографическая зоркость формируется
в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, просто списывании.
Слайд 5
Орфографическую работу необходимо реализовывать через:
углубление познавательных интересов;
чёткий отбор и продуманную структуру
дидактического материала, разнообразие видов работ;
использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;
введение гибкой и тактичной системы контроля, оценки навыков, знаний и умений;
организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.
Слайд 6ПРИЁМЫ:
1. Комментированное письмо.
2. Письмо с проговариванием.
3. Письмо с пропуском
орфограмм.
4. Какографические упражнения.
(Предусматривают исправления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний).
5. Письмо по памяти.
Слайд 7
6. Работа с группой предложений по системе Федоренко.
(Детям
предлагается группа предложений. За определенное время учащиеся запоминают и самостоятельно записывают. Обязательно выполняется проверка и объяснение допущенных ошибок).
7. Списывание.
- Внимательно прочитай предложение.
- Повтори его самостоятельно.
- Подчеркни в предложении все орфограммы.
- Прочитай предложение орфографически.
- Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
- Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
- Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Слайд 8ВЫБОРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительные, вопросительные,
повествовательное и т. д.
2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
5. Спиши слова определённой части речи.
6. Выпиши словосочетания.
Слайд 9
8. Скоростное письмо.
9. Диктанты.
- Предупредительный диктант.
- Объяснительный диктант.
- Выборочный
диктант.
- Свободный диктант.
- Самодиктант.
- Зрительно-слуховой диктант.
- Словарный диктант.
10. Орфографические минутки.
- Минутки-переклички.
- Устная работа с помощью сигнальных карточек.
Слайд 1011. Орфографическое чтение.
12. Творческие работы.
- словарные диктанты с взаимопроверкой;
- орфографические
сказки;
13. Работа над ошибками.
14. Игровые ситуации.
- Игра «Огоньки».
- «Волшебный» квадрат (5×5).
- Игра «третий лишний».
- Игра «Назови ошибку».
- Найди «Опасное место».
- Игра - физминутка «Покажи орфограмму жестом»
Слайд 1115. Ведение словарика и тетради-шпаргалки.
К ним ученик
может обратиться при затруднении в написании орфограммы.
Алгоритмы – памятки.
Они помогают учащимся развивать навыки самоконтроля.
Слайд 12Правила в стихотворной форме
Мягкий знак и твердый знак
Было “сели”,
Стало “съели”,
Догадаться вы
сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
– Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объявление,
И подъезд, и объяснение.
Слайд 13Словообразовательные упражнения со словарными словами
Игра «Собери слово».
Узнайте слово, которое задумано.
Задуманное слово,
однокоренное со словом «КРАСИВЫЙ».
Приставка, как в слове «ПОШЁЛ».
Суффикс, как в слове «БЕРЁЗКА».
Окончание, как в слове «ПЕЧКА».
Ответ: ПОКРАСКА
Слайд 14Факторы формирования орфографической зоркости
Зрительный фактор
Слуховой фактор.
Рукодвигательный фактор.
Проговаривание.
Слайд 15Ошибки в письменной речи приводят к ошибкам в поступках и действиях,
так как небрежное отношение к языку порождает небрежное отношение ко всему, что окружает маленького человека.