Слайд 1 Рабочая программа
в контексте ФГОС ООО
октябрь, 2013 год
Слайд 3Отличия Примерной и Рабочей программ:
Примерная
программа
составлена на основе:
Рабочая
программа
составлена
на основе:
- ФГОС ООО;
- примерной программы
Слайд 5 Функции рабочей программы
Нормативная
Информационно
- методическая
Организационно
- планирующая
-направляет деятельность
учителя и учащихся, а также служит средством контроля за их работой.
Слайд 6 Право составителя рабочей программы
расширять перечень изучаемых
тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ГОС и примерной программе;
конкретизировать и детализировать темы;
распределять учебный материал по годам обучения;
распределять время, отведённое на изучение курса, между разделами и темами;
конкретизировать требования к результатам освоения
ООП обучающимися;
включать материал регионального компонента по предмету;
выбирать, исходя из стоящих предметом
задач, методики и технологии обучения
Слайд 7Структура рабочей программы учителя начальных классов.
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного
предмета, курса
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного предмета, курса.
Перечень учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса
Учебно – тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание учебного предмета, курса.
Слайд 8Структура рабочей программы учителя среднего и старшего звена.
Пояснительная записка
Общая
характеристика учебного предмета, курса
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного предмета, курса.
Перечень учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса
Учебно – тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Содержание учебного предмета, курса.
Слайд 10В «Пояснительной записке»
даётся общая характеристика рабочей программы, раскрываются особенности каждого раздела
программы, преемственность её содержания с важнейшими нормативными документами и с содержанием примерной программы
даётся общая характеристика учебного предмета, его вклада в решение основных педагогических задач
определяются цели и задачи курса
указываются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Слайд 11Пояснительная записка
дает представление о том, как учитель в своей деятельности реализует
ФГОС с учетом особенностей своего образовательного учреждения, контингента обучающихся, в том числе одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, национальных, региональных и этнокультурных особенностей содержания образования.
Цели должны отражать системно-деятельностный подход и логику результатов освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в личностных, метапредметных, предметных результатах.
Задачи формулируются в соответствии со структурой универсальных учебных действий. В пояснительной записке приводится описание ценностных ориентиров содержания предмета, уровень рабочей программы, уровень усвоения учебного материала, специфика класса, выделяются виды деятельности обучающихся на уроках и при выполнении домашних заданий.
Слайд 12Пояснительная записка.
Название, автор и год издания примерной программы, на основе которой
разработана рабочая программа.
Цели и задачи данной программы.
Общая характеристика учебного предмета.
Изменения, внесённые в рабочую программу, их обоснование.
Общее количество учебных часов, в том числе
-для проведения контрольных
-лабораторных
-практических работ
-экскурсий
-проектов – исследований.
Учебно- методический комплекс.
Формы организации учебного процесса, их сочетание, технологии.
Формы контроля, средства контроля.
Слайд 13Пояснительная записка
Программа по ________ для основной школы предназначена для учащихся ____
классов МОУ __________, изучающих предмет __________.
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по _________.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Слайд 14При постановке целей должны быть учтены требования ФГОС, а также заказ
на образовательные услуги обучающихся и их родителей.
Цели и задачи должны быть однозначно понимаемыми и диагностируемыми.
При разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижений целей и задач.
Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные, и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт
Слайд 15Общая характеристика учебного предмета
Например:
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык»
занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Слайд 16
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса определяются
на основе планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и основной образовательной программы среднего общего образования.
Содержание учебного предмета, курса. Содержание учебного предмета строится по разделам и темам на основе «Фундаментального ядра содержания общего образования» и «Примерных программ по учебным предметам» на весь период изучения учебного предмета на указанном уровне получения образования. При определении содержания учебного предмета, курса необходимо учесть особенности национального, регионального и этнокультурного содержания образования в конкретной предметной области.
Слайд 17Результаты освоения учебного предмета
Представляет собой целей - результатов обучения, выраженных в
действиях учащихся (операционных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных)
Данный перечень целей-результатов обучения включает личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы учебного курса по годам обучения и в целом.
Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает ФГОС, примерная основная образовательная программа и примерная программа учебного предмета, на базе которой разрабатывается рабочая программа.
Слайд 18Планируемые результаты освоения рабочей программы
«Выпускник научится»
«Выпускник получит
возможность научиться»
Слайд 20Планируемые результаты блока
«Выпускник получит возможность
научиться» - предполагают освоение
учебных
действий, расширяющих и
углубляющих понимание опорного
учебного материала (или выступающих как пропедевтика).
Этот уровень достижений могут
продемонстрировать только отдельные
способные и мотивированные учащиеся.
Эта группа целей не отрабатывается со
всеми без исключения учащимися.
Слайд 21Результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение)
и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
Слайд 22Контроль предметных результатов освоения:
Слайд 23Учебно – тематическое планирование
Наименование раздела программы и
количество часов на раздел
№
урока (применяется сплошная нумерация)
Темы отдельных уроков, расположенные в последствии и в соответствии с логикой изучения
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Основные понятия урока.
Планируемые результаты предметные , личностные, метапредметные.
Слайд 24Возможный вариант оформления тематического планирования может быть таким:
Слайд 26В 2013-14 уч. году проводился мониторинг рабочих программ педагогов ряда школ
г. Ижевска.
К замечаниям можно отнести следующее:
Не во всех локальных актах указана цель разработки рабочей программы, не прописаны функции, типы и виды рабочих программ.
В пояснительных записках к рабочим программам отсутствуют необходимые сведения: уровень рабочей программы, методы обучения и виды деятельности обучающихся на уроке, ссылка на нормативные документы.
Перечень используемых в образовательном процессе учебников и пособий не подразделен на литературу для педагога и для обучающихся, представлен общим списком.
Общими, неконкретными фразами представлено в ряде рабочих программ содержание разделов «Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса», «Личностные, предметные и метапредметные результаты обучающихся», «Характеристика учебного предмета курса».
Слайд 28Использованная литература
1.ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе педагога, реализующего Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования и среднего общего образования в УР.
2. Заключение по результатам мониторинга рабочих программ педагогов на 2013-2014 учебный год в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей, подведомственных Управлению образования Администрации города Ижевска.
http://www.slideshare.net
Крылова О.Н., Кузнецова Т.С. "Рабочая программа педагога".:методические рекомендации для разработки. СПб.: КАРО,2013.