Слайд 1
Профессиональная направленность преподавания русского языка в учреждениях НПО в группах с
профессией сварщик.
Слайд 3 Те, кто преподаёт русский язык в учреждениях профессионального образования,
знают, что мы должны обеспечить решение (как минимум) двух задач:
1) совершенствование знаний по русскому языку;
2) совершенствование употребления производственно – технической терминологии.
Слайд 4Обе задачи чрезвычайно трудны, так как к нам, как правило, приходят
учащиеся с низким уровнем знаний по русскому языку и низким уровнем развития устной и письменной речи. Конечно, мы можем успокоить себя тем, что наши выпускники не будут преподавать русский язык и читать лекции, но уже первая промежуточная квалификационная аттестация учащихся доставляет нам большой психологический дискомфорт. Увы, учащиеся серьёзно затрудняются в использовании производственно – технической терминологии. Что же можно сделать в этом направлении за семьдесят восемь уроков русского языка, отведенного нам учебным планом? Об этом я и хочу рассказать в настоящем докладе.
Слайд 6 Так на уроках № 8-9 «Научный стиль речи. Основные жанры
научного стиля» в качестве иллюстративного материала я предлагаю тексты из учебников по спецпредметам:
Овчинников В. В. Технология ручной дуговой и плазменной сварки и резки металлов.
Галушкина В.Н. Технология производства сварных конструкций.
Вознесенская И.М. Основы теории ручной дуговой сварки.
Через проектор на экран выводится сканированный фрагмент учебника и на его примере даётся характеристика научного стиля речи. Например, к теме №1 из учебника Вознесенской И.М. Основы теории ручной дуговой сварки. (М.:Академкнига/Учебник,2005.- 160 с.), которая называется «Основные этапы развития видов сварки», я даю следующие вопросы и привожу вам варианты ожидаемых ответов:
Слайд 81) выберите из предложенных вариантов подстиль научного стиля, к которому относится
приведённый текст, какой жанр ему соответствует:
а) собственно – научный, или академический (монография, статья, доклад);
б) научно – информативный (реферат, аннотация, патентное описание);
в) научно – справочный (словарь, справочник, каталог, энциклопедия);
г) учебно – научный (учебник, методическое пособие, лекция);
д) научно – популярный (статья, очерк).
Ожидаемый вариант: г.
2) что отличает этот подстиль от других подстилей научного стиля:
а) большая доступность;
б) наличие богатого иллюстративного материала;
в) многочисленность примеров;
г) академичность изложения;
д) пояснения, комментарии.
Ожидаемые варианты: а, б, в, д.
Слайд 9
3) выберите из текста по пять примеров:
а) нейтральной лексики;
б) специальной лексики;
в)
разговорной лексики.
Ожидаемые варианты:
а) называется, получение, связи, описал, разработал;
б) межатомные связи, пластическое деформирование, электрическая дуга, угольный электрод, присадочный пруток;
в) разговорная лексика в научном стиле не используется.
Слайд 11На уроке №17 «Лексика с точки зрения её употребления: нейтральная, книжная,
жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы. Профессионализмы. Терминологическая лексика» я использую слова из словаря терминов, который приводится в уже названном учебнике И. М. Вознесенской. Например, в качестве примера профессионализмов вывожу на экран термины на букву «И»:
измерительный шаблон
инжектор
источник питания многопостовой
источник питания однопостовой
и прошу обучающихся ответить на вопрос, почему приведённые слова я отнесла к категории профессиональной лексики, при этом, естественно, они называют значение слов.
Слайд 12Всю практическую часть урока №25 «Фонетический разбор слова» обучающиеся работают с
профессиональной лексикой сварщика. В качестве разминки обучающимся предлагается «Звуковой диктант» (на экране транскрибированные слова).
Задание: «Обозначьте звуки буквами и запишите слова».
[б а л о н]
[з а г а т о ф к а ]
[з а з` и м л`э н`и j а]
[и н ж э к т а р]
[н а п л а ф к а ]
[а г а р а к ]
[а к а л`и н а ]
[м у ш т у к]
[п р а ж о х ]
[р а з м` э т к а]
[и л`и к т р о т]
[с в`и т а ф` и л` т р]
Слайд 13После 5-7 минут самостоятельной работы учащиеся получают возможность
проверить качество выполненной работы
при помощи очередного слайда презентации. На экране заголовок «Проверь себя» и записанные слова:
баллон
заготовка
заземление
инжектор
наплавка
огарок
окалина
мундштук
прожог
разметка.
электрод
светофильтр
Слайд 14Следующий вид выработки и закрепления умений и навыков по теме урока
может проходить в форме дифференцированной групповой работы. Основные правила этой работы таковы:
учитель даёт общее задание для группы из пяти человек, которое представляет собой определения из учебника
В.Н. Галушкиной «Технология производства сварных конструкций» (Издательский центр «Академия», 2010. -192с.);
2) группа во главе с лидером находит определяемое слово и делает его письменный фонетический разбор;
3) учитель имеет право спросить любого члена группы;
4) оценка отвечающего распространяется на всех членов группы.
Слайд 15Определения представляют собой следующее:
1) устройства для транспортирования жидких, газообразных и сыпучих
веществ при различных давлениях и температурах
(трубопровод);
2) исходные данные для проектирования технологического процесса производства сварной конструкции (чертёж);
3) важный этап технологического процесса изготовления сварных конструкций (раскрой);
4) удаление с поверхности металла ржавчины и окалины (травление);
5) источник питания сварочной дуги переменного тока при ручной дуговой сварке и автоматической сварке под флюсом (трансформатор).
Слайд 16Учащиеся работают в группах, ожидаемый результат самостоятельной работы (на примере второго
определения) следующий:
1) чертёж;
2) чер-тёж; два слога; второй слог ударный;
3) [ч и р т` о ш];
4) [ч`]- согласный глухой (парный), мягкий (непарный); буква ч;
[и]- гласный, безударный; буква е;
[р]- согласный звонкий (непарный), твёрдый(парный); буква р;
[т`]- согласный, глухой (парный); мягкий (парный); буква т;
[о]- гласный ударный; буква о;
[ш]- согласный глухой (парный), твёрдый (непарный); буква ж;
5) звуков-6; букв-6;
Слайд 18Тема урока № 34 «Способы словообразования», к нему я разработала следующие
карточки – задания:
Карточка №1
Укажите способы словообразования следующих слов
1) сварка
2) сварщик
3) сварочный (аппарат)
4) электросварщик
5) газосварщик
Карточка №2
Укажите способы словообразования следующих слов
1) литьё
2) литейная (форма)
3) литейщик
4) залитый (металл)
5) литые (детали)
Слайд 19Карточка №3
Укажите способы словообразования следующих слов
1) резьба
2) резьбовые (соединения)
3) резчик
4)
обрезчик
5) нарезать
Карточка №4
Назовите все известные вам однокоренные слова к слову «сварка»
Карточка №5
Назовите все известные вам однокоренные слова к слову «автомат»
Слайд 20Ожидаемые ответы:
вариант 1
1) суффиксальный;
2) суффиксальный;
3) суффиксальный;
4) способ сложения;
5) способ сложения;
Карточка №2
1)
суффиксальный;
2) суффиксальный;
3) суффиксальный;
4) префиксально – суффиксальный;
5) суффиксальный;
Карточка №3
1) суффиксальный;
2) суффиксальный;
3) суффиксальный;
4) суффиксальный;
5) префиксальный;
Слайд 21Карточка №4
Сварка, варить, сваривать, сварить, сварной, сварочный, сварщик, электросварщик, газосварщик, электрогазосварщик
Карточка
№5
Автомат, полуавтомат, автоматическая, полуавтоматическая
Слайд 22Урок №37 посвящён теме «Имя существительное. Лексико-грамматические разряды; род, число, падеж,
склонение». Для практической части этого урока я вывожу на экран сканированный текст с.68
учебника Вознесенской И.М. Основы теории ручной дуговой сварки и даю обучающимся следующее задание:
Слайд 24вариант 1
выпишите все существительные из первого столбца текста, обозначьте
род, число,
падеж, склонение существительных
вариант 2
выпишите все существительные из второго столбца текста, обозначьте
род, число, падеж, склонение существительных
Слайд 25Ожидаемые ответы:
вариант 1
процессы – мужской род, множественное число, именительный падеж, 2
склонение;
при сварке – женский род, единственное число, предложный падеж, 1 склонение;
металла - мужской род, единственное число, родительный падеж, 2 склонение;
с газами - мужской род, множественное число, творительный падеж, 2 склонение;
шлаками - мужской род, множественное число, творительный падеж, 2 склонение; и т.д.
Слайд 26вариант 2
затвердевания - средний род, единственное число, родительный падеж, 2 склонение;
металла
- мужской род, единственное число, родительный падеж, 2 склонение;
шва - мужской род, единственное число, родительный падеж, 2 склонение;
поверхность – женский род, единственное число, винительный падеж, 3 склонение;
ванны - женский род, единственное число, родительный падеж, 1 склонение;
Слайд 27Тема урока № 39 «Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды, степени сравнения ».
К нему я предлагаю следующее задание:
выпишите из текста, который является фрагментом учебника Вознесенской И.М. Основы теории ручной дуговой сварки (с.70), все прилагательные и обозначьте их лексико – грамматические разряды вариант 1 – первый столбец текста
вариант 2 – второй столбец текста
Слайд 29Ожидаемые варианты ответов:
вариант 1
расплавленного – качественное;
жидкого – качественное;
твёрдое – качественное;
сварочной –
относительное;
ручной - относительное;
постоянном - качественное;
отдельными - относительное;
вариант 2
жидком - качественное;
ручной - относительное;
сварочной - относительное;
основного - относительное;
зернистую - качественное;
низкую - качественное;
неметаллические - относительное;
Слайд 30К уроку №58 «Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании»
я разработала несколько вариантов карточек – заданий, позволяющих наряду с закреплением знаний о видах связи слов в словосочетании совершенствовать употребление производственно – технических терминов. Языковой материал для карточек я взяла из учебника В.В.Овчинникова «Технология ручной дуговой и плазменной сварки и резки металлов (М. : Издательский центр «Академия», 2010. -240с.)
Далее представлены четыре варианта карточек – заданий.
Слайд 31Карточка №1
Определите вид связи слов в следующих словосочетаниях:
1) сварное соединение;
2) термическое
влияние;
3) основной металл;
4) повышает прочность;
5) получение непровара.
Ожидаемые ответы: 1) согласование; 2) согласование; 3) согласование;
4) управление; 5) управление.
Карточка №2
Выберите из приведённых словосочетаний словосочетания с согласованием:
1) односторонний шов;
2) стыковое соединение;
3) толщина металла;
4) разделка кромок;
5) вероятность разрушения.
Ожидаемые ответы: 1, 2
Слайд 32Карточка №3
Выберите из приведённых словосочетаний словосочетания с управлением:
1) односторонний шов;
2) стыковое
соединение;
3) толщина металла;
4) разделка кромок;
5) вероятность разрушения.
Ожидаемые ответы: 3, 4, 5
Карточка №4
Если вы вспомните все виды сварных соединений, сколько словосочетаний с видом связи согласование вы получите?
Запишите все словосочетания
Ожидаемые ответы:
пять;
стыковые соединения;
угловые соединения;
торцовые соединения;
нахлёсточные соединения;
тавровые соединения.
Слайд 33Для практической части уроков № 59,60,61 «Простое предложение. Грамматическая основа простого
двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение)» я использую сканированный текст со страниц 9 - 10 учебника В.Н. Галушкиной «Технология производства сварных конструкций» (Издательский центр «Академия», 2010. -192с.);
Слайд 36 Учащимся предлагается следующее задание:
1) выпишите из текста три простых двусоставных
предложения, графически выделите в них грамматическую основу;
2) выпишите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым поставлено тире, объясните условия его постановки;
3) выпишите простые предложения с наличием в них определения, приложения, обстоятельства, дополнения.
Ожидаемые результаты работы:
1) Литьё экономически оправданно при крупносерийном и массовом производстве (литьё – подлежащее, оправданно – сказуемое).
При охлаждении залитый металл затвердевает, сохраняя заданную форму (металл – подлежащее, затвердевает – сказуемое).
Процесс ковки представляет собой чередование определённых операций (процесс – подлежащее, представляет собой – сказуемое).
Слайд 372) Основные разновидности холодной объёмной штамповки – выдавливание, высадка и формовка
(попущен глагол - связка составного именного сказуемого).
3) При охлаждении залитый металл затвердевает, сохраняя заданную форму (залитый, заданную – определения).
При выполнении штамповки форму и размеры заготовки изменяют с помощью специализированного инструмента – штампа.
Литьё экономически оправданно при крупносерийном и массовом производстве (экономически – обстоятельство).
Литьё применяют для изготовления блоков цилиндров, поршней, коленчатых валов, зубчатых колёс, станин станков, турбинных лопаток,
корпусов и крышек редукторов.
Слайд 38Тема урока №74 «Сложное предложение», к его практической части я предлагаю
следующие задания:
выпишите из текста, который является фрагментом учебника Овчинникова В.В. «Технология ручной дуговой и плазменной сварки и резки металлов» сложные предложения, подчеркните в них все грамматические основы
вариант 1 «Электрическая дуга» (с.32)
вариант 2 «Сварочная дуга» (с.32)
Слайд 40Ожидаемые варианты ответов:
вариант 1
Электрическая дуга является разрядом в газах, при
котором электрический ток проходит через газовый промежуток под воздействием электрического поля при наличии в нём заряженных частиц – электронов и ионов, возникающих в этом пространстве при эмиссии (испускании) электронов с поверхности отрицательного электрона (катода) и ионизации газов.
вариант 2
Если сварку ведут на переменном токе, то каждый электрод попеременно служит то анодом, то катодом.
Слайд 41Практически ко всем темам курса подходит такая форма работы, как творческие
диктанты. К диктантам даются следующие виды задания:
1.Упростить громоздкие предложения.
2. Запомнить смысл (содержание), записать предложения по памяти.
Слайд 42Это задание будет заключаться в следующем: при помощи экрана обучающиеся знакомятся
с текстом, затем на экране остаются наиболее труднопроизносимые термины с трудными орфограммами, используемые в этом диктанте. Обучающиеся должны изложить своими словами текст, употребив эти термины.
Так, к сканированному фрагменту учебника В.В.Овчинникова «Сварка в горизонтальном положении», расположенному на с.110, я предлагаю обучающимся обязательно использовать следующие термины:
Слайд 44зажигать дугу на краю стыка
спозиционировать горелку
сварочная ванна сформирована
предотвратит прожоги
сквозное плавление
Слайд 45Уважаемые коллеги, на основании изложенного вы можете сделать вывод, что ваше
сотрудничество с преподавателями русского языка даёт реальную возможность для решения нашей общей проблемы – совершенствования употребления производственно – технической терминологии. Но это требует от нас единства профессиональной и общеобразовательной подготовки обучающихся, и мне остаётся только пожелать нам успехов в этом направлении.
Слайд 46Литература
Галушкина В.Н.
Технология производства сварных конструкций: учебник для нач. проф.
образования /
В.Н.Галушкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.
Овчинников В.В.
Технология ручной дуговой и плазменной сварки и резки металлов: учебник для нач. проф. образования / В.В.Овчинников. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 240с.
Вознесенская И.М. Основы теории ручной дуговой сварки: теоретические основы профессиональной деятельности [Текст] : Учеб. пособие / И.М. Вознесенская. Под ред.С.В.Соколовой. – М.: Академкнига/ Учебник, 2005. -160 с.