Презентация, доклад проекта по русскому языку на тему Этикетная лексика (10 класс)

Содержание

УтверждениеСовременные деловые традиции требуют таких черт, как тактичность, доброжелательность, любезность, пунктуальность, вежливость, верность слову, умение слушать, умение владеть собой в конфликтных ситуациях;Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли,

Слайд 1Этикетная лексика

Этикетная лексика

Слайд 2Утверждение
Современные деловые традиции требуют таких черт, как тактичность, доброжелательность, любезность, пунктуальность,

вежливость, верность слову, умение слушать, умение владеть собой в конфликтных ситуациях;

Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного

УтверждениеСовременные деловые традиции требуют таких черт, как тактичность, доброжелательность, любезность, пунктуальность, вежливость, верность слову, умение слушать, умение

Слайд 3Проблема: как преодолеть
трудности при установлении контакта

Проблема: как преодолетьтрудности при установлении контакта

Слайд 4Цель проекта
Ответить на вопрос: как владение этикетной лексикой может помочь в

установлении контакта и в общении в целом?
Цель проектаОтветить на вопрос: как владение этикетной лексикой может помочь в установлении контакта и в общении в

Слайд 5 Задачи

Задачи

Слайд 6Что такое этикет и речевой этикет?
Этикет – установленный порядок поведения. От

фр. «ярлык на чем-нибудь» - этикетка
Речевой этикет - установленный порядок общения. Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения
Что такое этикет и речевой этикет?Этикет – установленный порядок поведения. От фр. «ярлык на чем-нибудь» - этикеткаРечевой

Слайд 7Немного истории
Современные исследователи жизни общества и историки утверждают, что родиной этикета

является Италия XIV в., где полагалось обязательным наличие у богатых и знатных людей приятных манер, любезного обхождения, умения вести себя в обществе.
Исторически этикет возник, прежде всего, во дворцах, поэтому и был назван дворцовым или государственным.
Естественным образом нормы поведения государей при встречах, развиваясь, дали жизнь дипломатическому этикету, поскольку дипломаты при переговорах выражали государственную точку зрения. Одновременно развивался воинский этикет, поддерживающий стройность и строгость правил поведения в армии, без которого порядок просто был бы невозможен.
Появились и другие виды этикета - светский, иногда сейчас называемый общегражданским.
Самый "молодой" из них - деловой этикет.

Немного историиСовременные исследователи жизни общества и историки утверждают, что родиной этикета является Италия XIV в., где полагалось

Слайд 8Этимология самых известных этикетных слов
Спасибо. Искон. Сращение спаси богъ, с отпадением

после утраты редуцированного конечного г.
Пожа́луйста. Искон. Образовано с помощью -ста от пожалуй (см.). Ср. устар. спасибоста, здоровоста. Частица ста — бывшая форма глагола стать (см.) во 2-м — 3-м лице (ср. бы, чу). Пожа́луй. Искон. Возникло из пожалую «отблагодарю, сделаю это для тебя». Конечное безударное у отпало (ср. благодарствуй).
Здра́вствуй. Искон. Объясняется по-разному. Или из здравствую (1-е л. ед. ч. от здравствовать «приветствовать, желать быть здоровым») > здравствуй в результате отпадения конечного безударного у, ср. нет < нету. Или как форма повелит. наклонения здравствуй «будь здоров».
Шанский Н. М. Этимологический словарь русского языка
Этимология самых известных этикетных словСпасибо. Искон. Сращение спаси богъ, с отпадением после утраты редуцированного конечного г.Пожа́луйста. Искон.

Слайд 9Формулы речевого этикета
- это определённые слова, фразы и устойчивые выражения,

применяемые для трёх стадий разговора:
речевые формулы, относящиеся к началу общения;
речевые формулы, характерные для основной части общения;
речевые формулы, используемые в конце общения;

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:речевые формулы,

Слайд 10Начало общения
Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства.

При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать. Этикет предписывает следующие формулы:
– Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться.
– Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться.
– Позволь(те) с вами (с тобой) познакомиться.
– Давай(те) познакомимся.
При посещении учреждения, офиса, конторы, когда предстоит разговор с чиновником и необходимо ему представиться, используются формулы:
– Позвольте (разрешите) представиться.
– Моя фамилия Колесников.
– Анастасия Игоревна.
Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия. В русском языке основное приветствие – здравствуйте. Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи: Доброе утро!; Добрый день!; Добрый вечер! Помимо общеупотребительных приветствий существуют приветствия, которые подчеркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения: (Очень) рад вас видеть!; Добро пожаловать!; Мое почтение.

Начало общенияЕсли адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно

Слайд 11Конец общения
Когда разговор заканчивается, собеседники используют формулы расставания, прекращения общения. Они

выражают пожелание (Всего вам доброго (хорошего)! До свидания!); надежду на новую встречу (До вечера (завтра, субботы). Надеюсь, мы расстаемся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу); сомнение в возможности еще раз встретиться (Прощайте! Вряд ли удастся еще раз встретиться. Не поминайте лихом (устар.)).

Конец общенияКогда разговор заканчивается, собеседники используют формулы расставания, прекращения общения. Они выражают пожелание (Всего вам доброго (хорошего)! До

Слайд 12Основная часть общения
После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет предусматривает

несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией. Наиболее типичны три ситуации: 1) торжественная; 2) скорбная; 3) рабочая, деловая.
К первой относятся государственные праздники, юбилеи предприятия и сотрудников; получение наград; открытие офиса, магазина; презентация; заключение договора, контракта и т.д.
По любому торжественному поводу, знаменательному событию следуют приглашения и поздравления. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) пригласительные и поздравительные клише меняются.
Приглашение: Позвольте (разрешите) пригласить вас…;
Приходите на праздник (юбилей, встречу…), будем рады вас видеть',
Поздравление: Примите мои (самые) сердечные (теплые, горячие, искренние) поздравления…; От имени (по поручению)… поздравляем…; Сердечно (горячо) поздравляю…
Скорбная ситуация связана со смертью, гибелью, убийством и другими событиями, приносящими несчастье, горе. В таком случае выражается соболезнование. Оно не должно быть сухим, казенным. Формулы соболезнования, как правило, стилистически приподняты, эмоционально окрашены: Разрешите (позвольте) выразить (вам) мои глубокие (искренние) соболезнования. Приношу (вам) мои (примите мои, прошу принять мои) глубокие (искренние) соболезнования. Разделяю (понимаю) вашу печаль (ваше горе, несчастье).
Перечисленные зачины (приглашение, поздравление, соболезнование, выражение сочувствия) не всегда переходят в деловое общение, иногда ими разговор и заканчивается.

Основная часть общенияПосле приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией. Наиболее типичны

Слайд 13В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация)
Например, при подведении итогов работы,

при определении результатов распродажи товаров или участия в выставках, при организации различных мероприятий, встреч возникает необходимость кого-то поблагодарить или, наоборот, вынести порицание, сделать замечание. На любой работе, в любой организации у кого-то может появиться необходимость дать совет, высказать предложение, обратиться с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то.
Приведем речевые клише, которые используются в данных ситуациях.
Выражение благодарности: Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность Николаю Петровичу Быстрову за отлично (прекрасно) организованную выставку; Фирма (дирекция, ректорат) выражает благодарность всем сотрудникам за…
Замечание, предупреждение: Фирма (дирекция, правление, редакция) вынуждена сделать (серьезное) предупреждение (замечание)…; К (большому) сожалению (огорчению), должен (вынужден) сделать замечание (вынести порицание)…
Нередко люди, особенно наделенные властью, считают необходимым высказывать свои предложения, советы в категорической форме; Все (вы) обязаны (должны)…; Категорически (настойчиво) советую (предлагаю) сделать…
Советы, предложения, высказанные в такой форме, похожи на приказание или распоряжение и не всегда рождают желание следовать им, особенно если разговор происходит между сослуживцами одного ранга.
Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания: Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу…; Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите…
Согласие, разрешение формулируется следующим образом:
– (Сейчас, незамедлительно) будет сделано (выполнено).
– Согласен, поступайте (делайте) так, как вы считаете.
При отказе используются выражения:
– (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).
– Простите, но мы (я) не можем (могу) выполнить вашу просьбу.
– Я вынужден запретить (отказать, не разрешить).

В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация)Например, при подведении итогов работы, при определении результатов распродажи товаров или

Слайд 14Комплимент
Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказанный, он

поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент.
Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, дает общую положительную оценку:
– Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите.
– Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны).
– Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный специалист (экономист, менеджер, предприниматель, компаньон).
– С вами приятно (хорошо, отлично) иметь дело (работать, сотрудничать).

Комплимент Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у адресата, настраивает его

Слайд 15Ты- и Вы-общение
Особенностью русского языка является наличие в нем двух местоимений

– ты и Вы, которые могут восприниматься как формы второго лица единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, от официальной / неофициальной обстановки.
По принятому в России этикету местоимение Вы следует использовать: 1) при обращении к незнакомому адресату; 2) в официальной обстановке общения; 3) при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату; 4) к старшему (по положению, возрасту) адресату. Местоимение ты используется: 1) при разговоре с хорошо знакомым человеком, с которым установлены дружеские, приятельские отношения; 2) в неофициальной обстановке общения; 3) при дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату; 4) к младшему (по положению, возрасту) адресату.
В официальной обстановке, когда в разговоре принимают участие несколько лиц, русский речевой этикет рекомендует даже с хорошо знакомым человеком перейти на вы.

Ты- и Вы-общениеОсобенностью русского языка является наличие в нем двух местоимений – ты и Вы, которые могут восприниматься как формы второго

Слайд 16Обращение
Один из важных и необходимых компонентов речевого этикета – обращение. Оно

используется на любом этапе общения, на всем его протяжении, служит его неотъемлемой частью. В то же время норма употребления обращения и его форма окончательно не установлены, вызывают разногласия, являются больным местом русского речевого этикета.
В настоящее время обращение господин, госпожа воспринимается как норма на заседаниях Думы, в передачах по телевидению, на различных симпозиумах, конференциях. В среде государственных служащих, бизнесменов, предпринимателей нормой становится обращение господин, госпожа в сочетании с фамилией или названием должности, звания.
Обращение товарищ продолжают использовать военные, члены партий коммунистического направления, а также во многих заводских коллективах. Ученые, преподаватели, врачи, юристы отдают предпочтение словам коллеги, друзья. Обращение уважаемый, уважаемая встречается в речи старшего поколения. Слова женщина, мужчина, получившие распространение в роли общения, нарушают норму речевого этикета, свидетельствуют о недостаточной культуре говорящего. В таком случае предпочтительнее начинать разговор без обращений, используя этикетные формулы: будьте любезны…, будьте добры…, извините…, простите…

ОбращениеОдин из важных и необходимых компонентов речевого этикета – обращение. Оно используется на любом этапе общения, на

Слайд 17Обращение к адресату
В деловом общении при обращении к адресату учитываются его

служебное положение, сфера деятельности, степень личного знакомства. Наиболее общей формулой обращения, которая может использоваться независимо от перечисленных факторов, является: Уважаемый господин… (фамилия)! Уважаемая госпожа… (фамилия)! Уважаемые господа!
При обращении к должностным лицам высших и центральных органов государственной власти и управления, президентам (председателям) обществ, компаний, фирм возможно обращение с указанием должности и без фамилии, например: Уважаемый господин Президент! Уважаемый господин председатель! Уважаемый господин мэр!
В письмах-приглашениях, извещениях допускается обращение по имени и отчеству: Уважаемый Владимир Андреевич!
При обращении к лицам одного профессионального круга возможно обращение: Уважаемые коллеги! Правила делового этикета требуют: если текст документа начинается с формулы личного обращения к адресату, то в конце текста, перед подписью, должна быть заключительная формула вежливости С уважением.

Обращение к адресатуВ деловом общении при обращении к адресату учитываются его служебное положение, сфера деятельности, степень личного

Слайд 18Разговор по телефону
Если там, куда вы звоните, вас не знают, уместно

со стороны секретаря попросить вас представиться и узнать, по какому вопросу вы звоните. Назовите себя и кратко изложите причину звонка.
Нарушением норм делового этикета считается выдавать себя за личного друга того, кому вы звоните, только для того, чтобы вас скорее с ним соединили.
Грубейшее нарушение - не перезвонить, когда вашего звонка ждут.
Если вы звоните человеку, который просил вас позвонить, а его не оказалось на месте или он не может подойти, попросите передать, что вы звонили. Потом нужно позвонить еще раз, или сказать, когда и где вас можно будет легко найти.
Когда разговор предстоит длительный, назначьте его на такое время, когда можно быть уверенным, что у вашего собеседника достаточно времени на беседу.
Никогда не говорите с набитым ртом, не жуйте и не пейте во время разговора.
Если звонит телефон по второй линии, постарайтесь закончить первый разговор, а уж потом обстоятельно поговорить со вторым собеседником.
Разговор по телефонуЕсли там, куда вы звоните, вас не знают, уместно со стороны секретаря попросить вас представиться

Слайд 19Внимание! Вопрос
Без чего не работают этикетные слова?

Внимание! ВопросБез чего не работают этикетные слова?

Слайд 20Выводы
Этикет - это внешнее выражение внутренней моральности и культуры человека. Этикетные слова

являются его неотъемлемой составляющей.
Этикетные слова – важное средство общения, так как помогают установить контакт, без которого общение невозможно.
Использование тех или иных этикетных слов зависит от речевой ситуации и стадии общения (начало (зачин), основная часть, конец).
Не стоит относиться к этикетным словам по принципу «больше - лучше». Нужна мера.
Этикетные слова не работают без ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО отношения к собеседнику.

ВыводыЭтикет - это внешнее выражение внутренней моральности и культуры человека. Этикетные слова являются его неотъемлемой составляющей.Этикетные слова –

Слайд 21Литература
1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник для студентов технических вузов. –

М.: Высшая школа, 2002
2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. – Ростов: Феникс, 2007
3. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. – Норма, 2005
4. Дунев А.И. под ред. Черняк В.Д. Русский язык и Культура речи. –М., 2002
5. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989
Литература 1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник для студентов технических вузов. – М.: Высшая школа, 20022. Введенская Л.А.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть