Презентация, доклад по русскому языку на тему Существительные(5 класс)

Для всего в русском языке великое

Слайд 1Тему урока. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Урок-викторина «Знаешь ли ты русский язык?»


Тему урока. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.Урок-викторина «Знаешь ли ты русский язык?»

Слайд 2

Для всего в русском языке великое множество хороших слов. К.Г. Паустовский

Класс разбивается на три команды. По очереди каждый участник команды подходит к штурвальному колесу, раскручивает его и по отставившейсяя стрелке определяет, на вопрос какой станции он должен ответить Таких станций пять: Историческая, Теоретическая, Практическая, Творческая и Сообразительная.


Слайд 3Теоретическая станция:
1.Как образуются имена существительные?
2.Что нового вы узнали о роде существительных?
3.Что

нового вы узнали о склонении существительных?
4.Дайте определение имени существительного.
5.Как мы определяем, когда нужно писать «о», а когда «е» после шипящих в окончаниях и в суффиксах существительных?
6.Приведи по 2-3 примера имен существительных с суффиксом лица и уменьшительно- ласкательными суффиксами.
7.У каких существительных и в каких падежах в единственном числе пишутся в окончании буквы «и» и «е».
8. Как различить на письме суффиксы «-ик» и «-ек»?
9. Как отличить существительные с приставкой «не-», от существительных с отрицательной частицей «не»?
10.Расскажите о правописании букв «ч» и «щ» в суффиксах «-чик»и «-щик»?
Теоретическая станция:1.Как образуются имена существительные?2.Что нового вы узнали о роде существительных?3.Что нового вы узнали о склонении существительных?4.Дайте

Слайд 4Практическая станция:
Карточки-задания прилагаются.

Карточка №1
Ч или Щ? Обозначить орфограмму.
Камен…ик, развед…ик,

чистиль…ик, обой…ик.

Карточка №2
Раскрыть скобки, обозначить орфограмму.
(Не)нависть к врачу; мелкие (не)взгоды; (не)вежливость, а грубость; (не)счастье; (не)воля; (не)правда, а ложь.

Карточка №3
Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.
Лун…ход, земл…проходчик, корабл…строение, овощ…хранилище, лес…вод, брон…поезд, лес…руб.
Практическая станция:Карточки-задания прилагаются. Карточка №1Ч или Щ? Обозначить орфограмму. Камен…ик, развед…ик, чистиль…ик, обой…ик.Карточка №2Раскрыть скобки, обозначить орфограмму.

Слайд 5
Карточка №4
Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.
Человеч…к, уголёч…к, попугайч…к,

трамвайч…к, магазинч…к, сухар…к, огонёч…к, фонтанч…к, денёч…к, венич…к.

Карточка №5
Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.
На экскурси…, на батаре…, на поверхност…, в деревн…, во введени…, по тропинк…, с врач…м, под душ…м, с легким сердц…м, домик для скворц…в.

Карточка №6
Заполните словами таблицу.


(Не)аккуратность, (не)брежность, (не)вежа, (не)вежда, (не)вежество, (не)вежливость, (не)везение, (не)удача, (не)успех, (не)взгода, (не)друг, (не)суразица, (не)урожай,
(не)ряшливость, (не)совершенство, (не)достаток,(не)приязнь.










Карточка №4Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму. Человеч…к, уголёч…к, попугайч…к, трамвайч…к, магазинч…к, сухар…к, огонёч…к, фонтанч…к, денёч…к,

Слайд 6
Карточка №7
Выбор гласных е или и в суффиксах существительных.
Запишите слова

в два столбика:
1)с гласной Е в суффиксе,
2)с гласной И в суффиксе.
Овраж…к, кошелеч…к, уголоч…к, кулеч…к, мотылеч…к, пенеч…к, пузыреч…к, ножич…к, следоч…к, зайч…к, ковр…к,
сарайч…к, костюмч…к, чемоданч…к, стаканч…к, газонч…к,
балконч…к,тулупч…к, комар…к, амбар…к, гвозд…к, грузд…к.

Карточка №8
Рассмотрите данную ниже таблицу и озаглавьте в ней каждый столбец. Распределите слова в таблице.



Ноч(?),решение задач(?),помощ(?),молодеж(?),вещ(?),радость
встреч(?),программа передач(?),этаж(?),доч(?),мяч(?),капли с крыш(?),малыш(?),мелоч(?),кирпич(?),реч(?),рубеж(?),
выделка кож(?).
Карточка №7Выбор гласных е или и в суффиксах существительных.Запишите слова в два столбика: 1)с гласной Е

Слайд 7Карточка № 9
Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.
Сверч…к, луж…к, горош…к, василелеч…к,лист…к,

куст…к, листоч…к, зайч…нок, мосточ…к, галч…нок.

Карточка №10
Ч или Щ?Подчеркните те буквы, после которых пишется -чик.
Налад…ик, геологоразвед…ик, сплав…ик, краснодерев…ик, объезд…ик, перевод…ик, водопровод…ик, кладов…ик, сталелитей…ик, бакен…ик, приказ…ик, извоз…ик, паркет…ик, переплет…ик, учет…ик, гардероб…ик,домен…ик,типограф…ик,
буриль…ик, текстиль…ик.

Карточка №11
Распределите слова в два столбика.

Решение задач(?), молодеж(?), капли с крыш(?), мяч(?), реч(?), мелоч(?), радость встреч(?), вещ(?), рож(?).





Карточка № 9Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму. Сверч…к, луж…к, горош…к, василелеч…к,лист…к, куст…к, листоч…к, зайч…нок, мосточ…к, галч…нок.Карточка №10Ч

Слайд 8Сообразительная станция:
1.В какой басне И.А. Крылова употребляется слово «забияка»
с прилагательным в

форме мужского рода?
2.Какими частями речи могут быть слова: дали, жгут, стих?
3.Найдите «четвертое лишнее»:
Носок, мозоль, георгин, помидор
Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.
4.Что мешает образовать существительные женского рода от
слов: кочегар, штукатур, пилот, электрик, матрос,
водовозка?
5.Найдите ответ к шараде:
Местоимение, предлог,
Меж них – Фамилия поэта,
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета.
6.Что объединяет следующие существительные?
м.р. Тбилиси, Дели, Токио, кофе
ж.р. Уссури, Нейсе, Миссисипи, По
ср.р. Онтарио, пальто, какао, пенсне.



Сообразительная станция:1.В какой басне И.А. Крылова употребляется слово «забияка»с прилагательным в форме мужского рода? 2.Какими частями речи

Слайд 97.Найдите «третье лишнее»:
Один, одиночка, одиночество
Пять, пятерка, пятерня
Четырехугольник, четыре,

четверка.
8. Найдите «четвертое лишнее»:
Брюки, хлопоты, дверцы, вилы
Тюль, бюллетень, гвоздь, рояль.
Ответы:
1.В басне «Волк на псарне» И.А. Крылов употребляет форму
«серого забияку».
2.Омонимы: голубые дали- дали учебники,
наложили жгут- листья жгут,
выучил стих и ветер стих.
4. Кочегарка, штукатурка, пилотка, электричка, матроска,
водовозка уже существуют в русском языке с другими
значениями.
5.Яблоко
6.Не склоняются
7.Найдите «третье лишнее»: Один, одиночка, одиночество Пять, пятерка, пятерня Четырехугольник, четыре, четверка.8. Найдите «четвертое лишнее»:  Брюки,

Слайд 10Вопросы для болельщиков.
Творческая станция:
Написать лингвистическую сказку на тему
«Существительное»,

составить опорный конспект, придумать
объяснение орфограммы.
Подведение итогов.
Вручение призов.

Вопросы для болельщиков.Творческая станция:  Написать лингвистическую сказку на тему «Существительное», составить опорный конспект, придуматьобъяснение орфограммы.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть