Слайд 1Тему урока. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Урок-викторина «Знаешь ли ты русский язык?»
Для всего в русском языке великое
множество хороших слов.
К.Г. Паустовский
Класс разбивается на три команды. По очереди каждый участник команды подходит к штурвальному колесу, раскручивает его и по отставившейсяя стрелке определяет, на вопрос какой станции он должен ответить Таких станций пять: Историческая, Теоретическая, Практическая, Творческая и Сообразительная.
Слайд 3Теоретическая станция:
1.Как образуются имена существительные?
2.Что нового вы узнали о роде существительных?
3.Что
нового вы узнали о склонении существительных?
4.Дайте определение имени существительного.
5.Как мы определяем, когда нужно писать «о», а когда «е» после шипящих в окончаниях и в суффиксах существительных?
6.Приведи по 2-3 примера имен существительных с суффиксом лица и уменьшительно- ласкательными суффиксами.
7.У каких существительных и в каких падежах в единственном числе пишутся в окончании буквы «и» и «е».
8. Как различить на письме суффиксы «-ик» и «-ек»?
9. Как отличить существительные с приставкой «не-», от существительных с отрицательной частицей «не»?
10.Расскажите о правописании букв «ч» и «щ» в суффиксах «-чик»и «-щик»?
Слайд 4Практическая станция:
Карточки-задания прилагаются.
Карточка №1
Ч или Щ? Обозначить орфограмму.
Камен…ик, развед…ик,
чистиль…ик, обой…ик.
Карточка №2
Раскрыть скобки, обозначить орфограмму.
(Не)нависть к врачу; мелкие (не)взгоды; (не)вежливость, а грубость; (не)счастье; (не)воля; (не)правда, а ложь.
Карточка №3
Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.
Лун…ход, земл…проходчик, корабл…строение, овощ…хранилище, лес…вод, брон…поезд, лес…руб.
Слайд 5
Карточка №4
Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.
Человеч…к, уголёч…к, попугайч…к,
трамвайч…к, магазинч…к, сухар…к, огонёч…к, фонтанч…к, денёч…к, венич…к.
Карточка №5
Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.
На экскурси…, на батаре…, на поверхност…, в деревн…, во введени…, по тропинк…, с врач…м, под душ…м, с легким сердц…м, домик для скворц…в.
Карточка №6
Заполните словами таблицу.
(Не)аккуратность, (не)брежность, (не)вежа, (не)вежда, (не)вежество, (не)вежливость, (не)везение, (не)удача, (не)успех, (не)взгода, (не)друг, (не)суразица, (не)урожай,
(не)ряшливость, (не)совершенство, (не)достаток,(не)приязнь.
Слайд 6
Карточка №7
Выбор гласных е или и в суффиксах существительных.
Запишите слова
в два столбика:
1)с гласной Е в суффиксе,
2)с гласной И в суффиксе.
Овраж…к, кошелеч…к, уголоч…к, кулеч…к, мотылеч…к, пенеч…к, пузыреч…к, ножич…к, следоч…к, зайч…к, ковр…к,
сарайч…к, костюмч…к, чемоданч…к, стаканч…к, газонч…к,
балконч…к,тулупч…к, комар…к, амбар…к, гвозд…к, грузд…к.
Карточка №8
Рассмотрите данную ниже таблицу и озаглавьте в ней каждый столбец. Распределите слова в таблице.
Ноч(?),решение задач(?),помощ(?),молодеж(?),вещ(?),радость
встреч(?),программа передач(?),этаж(?),доч(?),мяч(?),капли с крыш(?),малыш(?),мелоч(?),кирпич(?),реч(?),рубеж(?),
выделка кож(?).
Слайд 7Карточка № 9
Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.
Сверч…к, луж…к, горош…к, василелеч…к,лист…к,
куст…к, листоч…к, зайч…нок, мосточ…к, галч…нок.
Карточка №10
Ч или Щ?Подчеркните те буквы, после которых пишется -чик.
Налад…ик, геологоразвед…ик, сплав…ик, краснодерев…ик, объезд…ик, перевод…ик, водопровод…ик, кладов…ик, сталелитей…ик, бакен…ик, приказ…ик, извоз…ик, паркет…ик, переплет…ик, учет…ик, гардероб…ик,домен…ик,типограф…ик,
буриль…ик, текстиль…ик.
Карточка №11
Распределите слова в два столбика.
Решение задач(?), молодеж(?), капли с крыш(?), мяч(?), реч(?), мелоч(?), радость встреч(?), вещ(?), рож(?).
Слайд 8Сообразительная станция:
1.В какой басне И.А. Крылова употребляется слово «забияка»
с прилагательным в
форме мужского рода?
2.Какими частями речи могут быть слова: дали, жгут, стих?
3.Найдите «четвертое лишнее»:
Носок, мозоль, георгин, помидор
Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.
4.Что мешает образовать существительные женского рода от
слов: кочегар, штукатур, пилот, электрик, матрос,
водовозка?
5.Найдите ответ к шараде:
Местоимение, предлог,
Меж них – Фамилия поэта,
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета.
6.Что объединяет следующие существительные?
м.р. Тбилиси, Дели, Токио, кофе
ж.р. Уссури, Нейсе, Миссисипи, По
ср.р. Онтарио, пальто, какао, пенсне.
Слайд 97.Найдите «третье лишнее»:
Один, одиночка, одиночество
Пять, пятерка, пятерня
Четырехугольник, четыре,
четверка.
8. Найдите «четвертое лишнее»:
Брюки, хлопоты, дверцы, вилы
Тюль, бюллетень, гвоздь, рояль.
Ответы:
1.В басне «Волк на псарне» И.А. Крылов употребляет форму
«серого забияку».
2.Омонимы: голубые дали- дали учебники,
наложили жгут- листья жгут,
выучил стих и ветер стих.
4. Кочегарка, штукатурка, пилотка, электричка, матроска,
водовозка уже существуют в русском языке с другими
значениями.
5.Яблоко
6.Не склоняются
Слайд 10Вопросы для болельщиков.
Творческая станция:
Написать лингвистическую сказку на тему
«Существительное»,
составить опорный конспект, придумать
объяснение орфограммы.
Подведение итогов.
Вручение призов.