Слайд 1Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка(Практический материал подготовила Глушенкова Людмила
анатольевна)
Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нем властелином.
(Ш. А . Амонашвили )
Слайд 2Важным условием активизации познавательной деятельности школьников, развития их самостоятельности, мышления является
игра. Систематическое использование игровых приемов на уроках русского языка помогает активизировать мыслительную познавательную деятельность школьников, позволяя учителю разнообразить урок, делать его ярким, эмоциональным
Слайд 3Словарные слова
Словарные слова- одна из проблем. Для повышения эффективности усвоения словарных
слов запоминание должно быть осмысленным ,а не механическим . Активизировать мышление и облегчить процесс запоминания помогают игровые приемы , метод ярких ассоциаций , орфографическое проговаривание.
Слайд 4«ШИФРОВКИ»
1. Шифровка «слоговое сложение».
НА РОД
ВА ГОН
ТЕ
ЛЕ ФОН
ВЕСНА, ГОРОД
ТРАВА, УГОН
ТЕМА, ЛЕТО, ФОНТАН
ВЕСНА, ГОРОД
ТРАВА, УГОН
ТЕМА, ЛЕТО, ФОНТАН
- Раздели слова на слоги
-Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.
Слайд 52. Шифровка – алфавит.
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…
А Л Л Е Я
1, 13, 13, 6, 33
Слайд 63.Шифровка «Убери лишнее».
Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово
К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш
(БЕРЁЗА).
Слайд 74. Шифровка «Части слова».
Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ.
Корень
– как у слова МОРОЗИЛКА.
Суффикс – как у слова БЕРЁЗКА.
Окончание – как у слова КОНЬКИ.
ЗА
МОРОЗ
К
И
Слайд 8 «НЕМОЙ» СЛОВАРИК.
«ведущий» ученик молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное
слово.
Дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя.
Слайд 9КОММЕНТАТОР
(ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ
ОРФОГРАММУ, ОБЪЯСНИ)
Т_ТРА_ _ или
Т(и,е)ТРА(д,т)(ь,-)
1. Б/гл «Е», которую надо запомнить…
2. Парный согласный «Д», проверить ТЕТРАДИ
(звук согласный проверяй – рядом гласный подставляй…)
3. Мягкий знак – показатель мягкости…
Слайд 10«ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ.
Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем
лексическое значение слова.
Дети угадывают и записывают с проговариванием.
Слайд 11МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ
С ПОГИ
Слайд 12Развитие мышления при изучении нового материала
Изучение любой новой темы целесообразно начинать
с вопросов самих учащихся: «что я знаю об этом» и «чего не знаю»
Вопросы помогают включить изучаемую проблему в сознание ребенка , у учащихся развивается способность отделять известное от неизвестного-незнание пробуждает желание узнать.
Слайд 14Определение падежа имени существительного
Вопросы к тому , что я знаю:
1.Что такое
имя существительное
Что такое падеж
Как поставить имя существительное в определенный падеж
Сколько падежей в русском языке
Вопросы к тому ,чего я не знаю:
Как определить падеж
имени существительного
Для чего надо уметь определять падежи
Слайд 15Вопросы учителя
Как различаются выражения «зависимое слово» и «слово ,от которого зависит
Какой
падеж может быть у существительного, отвечающего на вопрос что?( чего? кто? кого?)
Докажите ,что у имени существительного , стоящего в Им.п., не может быть предлога
Слайд 16 Повторение и закрепление знаний о частях речи.
Игра “Что? – Какой?
– Что делает?”
В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). На доске записан столбик корней, от которых нужно образовать 1-я команда – существительные, 2-я – прилагательные, 3-я – глаголы.
В каждой команде победитель считается тот, кто первым и правильно образует и запишет все слова.
Материал для игры:
Бел, блед, ясн, пуст, сказ, болт, лет, сад, ход, бег, цвет, ночь, груб
Слайд 17Практическая работа.
Каждой группе раздается письмо.
Задание:
1-я группа – отвечает на вопрос: можно
ли сказать, о ком или о чем говорится в предложении?
2-я группа – решает, есть ли еще какие-то действующие лица в предложении.
3-я группа – попробует определить, какие части речи спрятались за неизвестными словами.
Слайд 18Практическая работа
На доске записаны схемы слов:
Можно ли точно сказать, к
какой части речи относятся слова?
– Как вы догадались?
Слайд 19Формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Игра «Выбери три
слова»
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму
Слайд 20Основные правила курса русского языка.
Конкурс «Разминка».
Слайд 21«Переводчики».
– Определите части речи.
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве:
И хрюкотали зелюки,
Как мюлезки
в мове.
Л. Кэрролл
Слайд 22«Угадай пословицу».
– Каждое слово имеет свой смысл. Перед вами пословицы-перевертыши. Вспомните,
что такое антонимы. Сможете прочитать пословицы? (Подчеркнутые слова не изменять.)
Новый враг хуже старых двух.
Плохая слава дешевле бедности.
Всё плохо, что плохо начинается.
Слайд 23«Маленькие учителя».
Дети получают карточки с текстами, в которых надо исправить ошибки
Слайд 24Активизация мышления -одно из условий эффективного обучения
Важно, чтобы школьники поняли, что
мышление-процесс познания нового.
Мышление начинается с удивления , недоумения или с противоречия.
Развивать мышление –значит развивать умение думать.