Слайд 2И.Э. Грабарь “Февральская лазурь”
Слайд 3И.Э. Грабарь “Февральская лазурь”
Картина “Февральская лазурь” - одно из
лучших полотен известного художника-пейзажиста И.Э. Грабаря.
Яркое солнце освещает рощу. Стройные девочки-березки белеют, как свечи, на фоне лазурного неба. Кажется, что подростки-деревца тоненькими ветками-ручками тянутся навстречу далекому солнцу.
Слайд 4П Р И Л О Ж Е Н И Е
От какой
части речи зависит?
Что обозначает?
На какой вопрос отвечает?
Какой частью речи выражено?
Слайд 5Приложения –
это определение, выраженное существительным, согласованным
с определяемым словом в падеже
Не забудет народ-победитель беззаветных героев своих.
Слайд 6Приложения могут обозначать:
Качества, свойства
Видовой признак
Национальность
Род деятельности
ФИО
Географические названия
Слайд 7Как оформляем?
Летчик-испытатель Гриб сыроежка
Девочка Маша
Москва-река Зима холодная красавица
Слайд 8Обособляются:
Если относятся к личному местоимению
Человек дела, он всегда дорожил временем.
2. Если
имеет причинное значение.
Смышлёные звери, бобры зимуют разумно.
Слайд 9Обособляются:
3. Распространённые приложения, стоящие после определяемого слова.
Отец Куприна, обнищавший дворянин, был мелким
уездным письмоводителем.
Слайд 10Обособляются:
4. Согласованные приложения, стоящие после определяемого существительного собственного.
Тут был и капитан,
и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель.
Слайд 11Обособляются:
5. Приложения, присоединяющиеся словами по прозвищу, по имени, по фамилии и пр.
Собачка
эта, по кличке Чибис, была прелюбопытнейшим созданием.
Слайд 12Обособляются:
6. Приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности.
Её, как южанку, страшно
пугали (почему?) полярные холода
Якутской области.
Слайд 13Обособляются:
7. Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире, если они отделяются
от определяемого слова длительной паузой.
Пришёл ноябрь – месяц крепких заморозков.
Слайд 14Не обособляются:
Приложения с союзом как, если имеют значение «в качестве».
Богат, хорош
собою, Ленский везде был принят как жених.
Слайд 15Закрепляем изученное
работа в парах
Слайд 16Проверяем:
1. Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю.
2. А. С. Пушкин, великий русский поэт, родился в
Москве.
3. Санкт-Петербург, северная столица нашей страны, расположен на берегах Невы.
4. Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам.
Слайд 17Проверяем:
5. Мальчик - пастух заиграл на жалейке.
6. Это был худенький юноша,
выдумщик и спорщик.
7. Течёт Волга - река почти через всю страну.
8. Сумерки, но мы, дети, ещё на улице.
9. Пел свою нехитрую песню медный самовар -инвалид.
Слайд 18Проверяем:
Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
На
собрании присутствовал почётный гость – знатный купец Прохор.
Яков Степанович – человек любопытный, вникающий в суть любого дела.
Шмидт – это человек, рождённый
и воспитанный морем.
Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.
Слайд 19Проверяем:
Выдумщик ¬ ∩ ˄ □
Расположен ¬
¬ ∩ ˄ □
неслыханно ¬ ∩ ˄ ˄
Слайд 20Домашнее задание
Упражнения 140 (устно)
141, 142 (письменно)