Презентация, доклад Подготовка к сочинению 15.3 ОГЭ по русскому языку

Содержание

Формулировка задания 15.3 Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение– рассуждение на тему: «Совесть – это… », взяв в качестве тезиса данное Вами

Слайд 1Подготовка к сочинению 15.3


Тонких Алена Николаевна, учитель
1 категории БОУ «Ольгинская

СШ» Полтавского района Омской области

Подготовка к сочинению 15.3 Тонких Алена Николаевна, учитель 1 категории БОУ «Ольгинская СШ» Полтавского района Омской области

Слайд 2 Формулировка задания 15.3
Как Вы

понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение– рассуждение на тему: «Совесть – это… », взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера–аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример–аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Формулировка задания 15.3   Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и

Слайд 3 Как писать сочинение-рассуждение с объяснением значения слова (15.3)
Определите значение предложенного

слова (за помощью обратитесь к тексту изложения).
Перечитайте текст и найдите в нём примеры, подтверждающие ваше толкование значения.
Обратите внимание на формулировку темы сочинения!
Что такое человечность?
Совесть — это …
Какого человека можно назвать сильным?



Как писать сочинение-рассуждение  с объяснением значения слова (15.3)Определите значение предложенного слова (за помощью обратитесь к

Слайд 4 Как писать сочинение-рассуждение с объяснением значения слова

(15.3)


В 1-ом абзаце сочинения сформулируйте значение слова. Это можно сделать различными способами:
подобрать синоним (синонимы): Что такое благородство? Я думаю, что это великодушие, достоинство человека.
перечислить основные признаки понятия: Благородство – это совокупность многих качеств человека, среди которых надо особо выделить душевную чистоту, высокую нравственность и доброту.
описать типичное поведение, поступки, в которых проявляется это понятие: Мне кажется, благородство человека заключается в умении уважать людей, дарить «благо» окружающим, не думая о себе.
использовать отрицательное определение: Честность – это отсутствие лжи.

Как писать сочинение-рассуждение  с объяснением значения слова (15.3)В 1-ом абзаце сочинения сформулируйте

Слайд 5Как писать сочинение-рассуждение с объяснением значения слова (15.3)
Продумайте комментарий − ваши

размышления о значимости соответствующего понятия в жизни человека и общества. Комментарий может быть помещён в 1-ом абзаце сочинения.
Во 2-ом абзаце приведите пример из текста.
В 3-ем абзаце приведите пример из текста или из жизненного опыта. Обратите внимание на то, что это может быть пример из художественного произведения – ссылка на ваш читательский опыт.
В 4-ом абзаце напишите заключение

Как писать сочинение-рассуждение  с объяснением значения слова (15.3)Продумайте комментарий − ваши размышления о значимости соответствующего понятия

Слайд 6Композиция сочинения-рассуждения с объяснением значения слова (15.3)








Композиция сочинения-рассуждения  с объяснением значения слова (15.3)

Слайд 7Работа с текстом
Ф. Соколовой

Работа с текстом Ф. Соколовой

Слайд 81)На дворе стоял 1940 год. 2)В то время мы учительствовали в

селе Карыж Глушковского района Курской области.
3)До полного благополучия было ещё далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен: дети понемногу становились доверчивее, добрее, потихоньку крепла дисциплина. 4)И всё же здесь по-прежнему держались старые порядки.
5)Сижу в учительской. 6)Входит завхоз. 7)Прервав разговор, обращается к завучу:
8)–Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. 9)Пусть ко мне домой ведро отнесёт.
10)Голос у завхоза тусклый, ровный. 11)Ни волнения, ни сомнения в нём нет. 12)Обычное дело – отнести домой ведро ворованного сахара. 13)Только и всего.

1)На дворе стоял 1940 год. 2)В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области.3)До

Слайд 914)То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. 15)Привыкли. 16)Никто

не подаёт голоса. 17)И всё-таки смотрю на Нину Петровну, ожидая её реакции. 18)Может быть, хоть на этот раз взволнуется её сердце. 19)Неужели даже не укорит! 20)Очень живо себе представляю, как встанет у окна и гневно бросит ему в лицо:
21)– Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хотя бы сам. 22)Постыдись.
23)Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пониманием. 24)Ведро-то тяжёлое, а годы у человека не юношеские, как не помочь. 25)Она выходит в коридор. 26)Выискивает глазами кого-то и зовёт:
27)– Лида, поди сюда. 28)Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро.
29)Девочка покорно берёт доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом.

14)То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. 15)Привыкли. 16)Никто не подаёт голоса. 17)И всё-таки смотрю

Слайд 1030)Никаких продуманных намерений у меня не было. 31)Всё вышло само собой.

32)Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперёд и загородила завхозу путь. 33)Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо:
34)– Куда вы сахар потащили? 35)А ну живо несите назад! 36)Совсем совесть потерял! 37)Средь бела дня детей обкрадывает. 38)Только попробуй ещё.
39)На щеках у меня были красные пятна. 40)Не послушается – вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам.
41)Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. 42)Кажется, понимает. 43)Молча мнётся с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках. 44)Ничего не говорит, берёт из Лидиных рук ведро, возвращается назад и подрагивающими руками послушно высыпает сахар назад.

30)Никаких продуманных намерений у меня не было. 31)Всё вышло само собой. 32)Быстро, словно кто-то толкнул меня, я

Слайд 1145)Я ждала мести, подвохов, ругательств за своей спиной…46)Получилось совсем иначе. 47)Буквально

через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом. 48)Словно он только и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть нехорошо.
49)Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! 50)Ни борьбы, ни нервов, ни жертв. 51)Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моём месте любой другой человек. 52)Почему же воспитатели ничего не замечали? 53)Оглядываясь назад, я и сейчас склонна думать, что молчание - это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. 54)Быть может, и не пропащий он человек. 55)Поймай он хоть раз чей-то укоризненный взгляд, услышь слово осуждения из уст своих коллег, ничего бы такого вообще не случилось. 56)Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия.
(По Ф.Соколовой)

45)Я ждала мести, подвохов, ругательств за своей спиной…46)Получилось совсем иначе. 47)Буквально через несколько дней завхоз подал заявление

Слайд 12 Способы формулирования значения слова





Способы формулирования значения слова

Слайд 13 Способы формулирования значения слова





Способы формулирования значения слова

Слайд 14




Слова для формулирования значения

Слова для формулирования значения

Слайд 15 Работа над заданием 15.3. Формулируем значение слова
Мне кажется, совесть – это

такие поступки, которые делают людям добро.
Значение слова «совесть» я понимаю так: каждый должен поступать по совести, чтобы всем было хорошо.
Я думаю, совесть – это чувство ответственности человека за свои поступки.
Совесть – это то, что заставляет человека не делать зла окружающим.
Что такое совесть? Прежде всего, это умение поставить себя на место другого, осознать влияние своих поступков на жизнь окружающих.




Работа над заданием 15.3. Формулируем значение словаМне кажется, совесть – это такие поступки, которые делают людям

Слайд 16 Формулирование значения слова





Формулирование значения слова

Слайд 17 Комментарий (пояснения от специалистов ФИПИ)
Комментарий может строиться на развитии различных

смысловых линий:
1) раскрытие актуальности рассматриваемой ценности;
2) вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее значимого аспекта;
3) анализ смысловой многозначности понятия, адекватной сложной многомерности обозначенного явления действительности;
4) противопоставление (соотнесение) с другими словами для выявления смысловой сущности предложенного понятия.
Комментарий  (пояснения от специалистов ФИПИ)Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий: 1) раскрытие актуальности

Слайд 18 Работа над заданием 15.3. Комментируем
Наверное, это одно из самых важных

качеств человека. Ведь именно совесть останавливает нас, когда мы хотим поступить жестоко или несправедливо, или не даёт покоя, если мы сделали что-то плохое.
Один мой знакомый однажды поступил плохо: украл у товарища деньги. Когда кража открылась, все от него отвернулись. Никто не любит воровства.
Каждый должен прислушиваться к голосу совести, потому что он помогает нам различать добро и зло, предохраняет от ошибок, не даёт совершать плохие поступки. Поступая по совести, люди делают себя и окружающий мир лучше.
Работа над заданием 15.3.  КомментируемНаверное, это одно из самых важных качеств человека. Ведь именно совесть

Слайд 19 Комментарий





Комментарий

Слайд 20 Работа над заданием 15.3. Приводим примеры из текста

В предложениях 34-38

Соколова приводит пример совести. Каждый должен поступать так же.
Ф. Соколова приводит пример того, как совестливый, неравнодушный человек останавливает зло – не даёт завхозу украсть сахар. Героиня беспокоится не о себе, а о воспитанниках детского дома. Печально то, что среди всех учителей нашёлся только один человек, для которого совесть – не пустой звук.
Когда совесть молчит, торжествует зло. Примером этого является ситуация, описанная Ф. Соколовой. В детском доме все привыкли к воровству завхоза и даже готовы ему помогать. «Молчание – это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза, – пишет автор, чтобы каждый из нас задумался о своём поведении.
Работа над заданием 15.3.  Приводим примеры из текстаВ предложениях 34-38 Соколова приводит пример совести. Каждый

Слайд 21 Примеры из текста





Примеры из текста

Слайд 23 Работа над заданием 15.3. Приводим примеры «из опыта»

В русской литературе есть много героев, для которых совесть не пустой звук. Вспомним знаменитые слова Чацкого, героя комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Именно совесть и достоинство не позволяют герою лгать, унижаться и наживаться нечестным путём.
Можно привести пример из истории. Когда писателя Максима Горького лишили звания Почетного академика Императорской Академии наук, Чехов и Короленко заявили, что они отказываются от звания академиков. Это были люди совести, которые не могли и не хотели мириться с несправедливостью.
Работа над заданием 15.3.  Приводим примеры «из опыта»   В русской литературе есть много

Слайд 24 Работа над заданием 15.3. Приводим примеры «из опыта»
Подтверждением моей мысли

является жизненный опыт каждого из нас. Наверное, нет такого человека, которому не знакомы муки совести. Совершив несправедливый, нечестный поступок, человек всё равно чувствует, что он не прав. Только чистая совесть приносит нам душевный покой.
В моей жизни был случай, когда я поступил не по совести. Однажды я случайно испортил документы на столе отца, но не решился признаться, а свалил всё на нашу собаку, которую наказали. Мне было очень стыдно. Позже правда всё равно открылась, и это научило меня тому, что нельзя идти против совести.


Работа над заданием 15.3.  Приводим примеры «из опыта»Подтверждением моей мысли является жизненный опыт каждого из

Слайд 25 Примеры «из опыта»





Примеры «из опыта»

Слайд 26 Работа над заданием 15.3. Пишем заключение
Итак, приведённые примеры доказывают,

что совесть – одно из самых важных качеств человека, благодаря которому в мире существуют добро и справедливость.
Подводя итог, хочу сказать, что без совести были бы невозможны нормальные отношения между людьми.
Таким образом, совесть – очень важное слово, обозначающее главное качество настоящего человека.
На примере текста Ф. Соколовой мы убедились в том, что совесть помогает человеку делать правильный выбор в пользу добра.


Работа над заданием 15.3.  Пишем заключение Итак, приведённые примеры доказывают, что совесть – одно из

Слайд 27Можно работать по примерному шаблону.
Вступление.
Что такое совесть? Прежде всего, это…
Даём определение,

которое должно будет являться тезисом (основной мыслью) сочинения. Комментируем (2-3 предложения).
6 слов.

Можно работать по примерному шаблону.Вступление.Что такое совесть? Прежде всего, это…Даём определение, которое должно будет являться тезисом (основной

Слайд 28Аргумент 1 (из текста)

В предложениях …-… автор (фамилия) приводит пример …

Ситуация. Размышления.
5 слов.

Аргумент 1 (из текста)В предложениях …-… автор (фамилия) приводит пример …   Ситуация. Размышления.

Слайд 29Аргумент 2 вариант 1.
Аргумент 2 (из литературы)
В русской литературе есть

много примеров, для которых … не пустой звук. Вспомним героя … из произведения «Название» автор.
Ситуация. Размышление.
17 слов.

Аргумент 2 вариант 1. Аргумент 2 (из литературы) В русской литературе есть много примеров, для которых …

Слайд 30Аргумент 2 вариант 2.
Аргумент 2 (из жизненного опыта)
Подтверждением моей мысли является

жизненный опыт каждого из нас. Наверное, нет такого человека, которому не знакомы …
Ситуация. Размышление.
16 слов.

Аргумент 2 вариант 2.Аргумент 2 (из жизненного опыта)Подтверждением моей мысли является жизненный опыт каждого из нас. Наверное,

Слайд 31Заключение.
Итак, приведённые примеры доказывают,
что …
Возвращаемся к

тезису. То же, только другими словами.
5 слов.

Заключение.  Итак, приведённые примеры доказывают,   что …Возвращаемся к тезису. То же, только другими словами.

Слайд 32Итого 32-33 слова только в шаблоне! А в сочинении должно быть

не менее 70 слов.
Выучите текст примерного шаблона, и он поможет вам не сбиться с мысли, не упустить абзацы, правильно выстроить рассуждение задания 15.3
Итого 32-33 слова только в шаблоне! А в сочинении должно быть не менее 70 слов.Выучите текст примерного

Слайд 33Примерный шаблон, вариант 1
Что такое совесть? Прежде всего, это…
В предложениях …-…

автор (фамилия) приводит пример …
В русской литературе есть много примеров, для которых … не пустой звук. Вспомним героя … из произведения «Название» автор.
Итак, приведённые примеры доказывают,
что …

Примерный шаблон, вариант 1Что такое совесть? Прежде всего, это…В предложениях …-… автор (фамилия) приводит пример …В русской

Слайд 34Примерный шаблон, вариант 2
Что такое совесть? Прежде всего, это…
В предложениях …-…

автор (фамилия) приводит пример …
Подтверждением моей мысли является жизненный опыт каждого из нас. Наверное, нет такого человека, которому не знакомы …
Итак, приведённые примеры доказывают,
что …

Примерный шаблон, вариант 2Что такое совесть? Прежде всего, это…В предложениях …-… автор (фамилия) приводит пример … Подтверждением

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть