Презентация, доклад Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи Старик и море.

Содержание

В процессе аналитической беседы по тексту повести помочь учащимся понять глубокий философский смысл повести «Старик и море», определить художественное своеобразие и систему символов произведения, ознакомить учащихся с понятием «повесть-притча». Вырабатывать у учащихся аналитическое мышление, умение

Слайд 1Полищук Наталья Николаевна

Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи

«Старик и море». Художественное новаторство Э.Хемингуэя.
Полищук Наталья Николаевна   Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи «Старик и море». Художественное новаторство

Слайд 2 В процессе аналитической беседы по тексту повести помочь учащимся понять глубокий

философский смысл повести «Старик и море», определить художественное своеобразие и систему символов произведения, ознакомить учащихся с понятием «повесть-притча». Вырабатывать у учащихся аналитическое мышление, умение обобщать, высказывать свою точку зрения, делать выводы с использованием цитатного материала, т.е обучение интерпретации текста. Формировать высокие моральные ценности, воспитывать силу воли, стойкость к окружающим невзгодам, понимание того, что человек – часть Природы.
В процессе аналитической беседы по тексту повести помочь учащимся понять глубокий философский смысл повести «Старик и

Слайд 3 Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить,

но его нельзя победить. Э. Хемингуэй.   Жить и верить в свои силы, в человека, любить человека - вот что делает человека непобедимым. Э. Хемингуэй
Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение.  Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.

Слайд 4Эрнест Миллер Хемингуэй ( 1899 -1961)
Человек, у которого хватило мужества

быть непохожим ни на кого на свете.
Лилиан Росс
Эрнест Миллер Хемингуэй ( 1899 -1961)  Человек, у которого хватило мужества быть непохожим ни на кого

Слайд 5 притча - произведение с четко выраженной моралью, поучительной идеей; подтекст – скрытый

смысл произведения, вытекающий из словесных значений; пафос произведения – эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя; лейтмотив – ведущий мотив, который повторяется на протяжении всего произведения.
притча - произведение с четко выраженной моралью, поучительной идеей; 	подтекст – скрытый смысл произведения, вытекающий из словесных

Слайд 6 мотив необыкновенной рыбы (человек - неотъемлемая часть природы, однако

старик Сантьяго вынужден считаться с законами общества; перед ними часто отступает красота природы, и человек обречен на конфликт с ее гармонией); мотив одиночества (Сантьяго одинок, оставаясь наедине с природой, одинок он и среди людей; но именно одиночество заставляет старика находить в себе силы, которые помогают ему выйти победителем в борьбе с окружающим миром); мотив бейсбола (в мире, где особенно ценится богатство и везение, неудачникам жить холодно и неуютно) мотив мальчика и львов (очень важна преемственность поколений, ведь жизнь старика продолжается в судьбе мальчика; мотив львов выражает извечное стремление человека к подвигу, обретению новых горизонтов).
мотив необыкновенной рыбы (человек - неотъемлемая часть природы, однако старик Сантьяго вынужден считаться с

Слайд 7 Философское начало повести: - Вера писателя в человека и силу его духа

(«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения») - Утверждение необходимости братства людей - Трагический взгляд на удел человека, чьи усилия перебороть судьбу в конечном счёте ни к чему не приводят
Философское начало повести: - Вера писателя в человека и силу его духа («Человек не для того

Слайд 8Художественный стиль писателя
Метод « Айсберга»
Подобно тому как видимая

часть айсберга, возвышающаяся над водой, намного меньше основной его массы, скрытой под поверхностью океана, лаконичное повествование фиксирует лишь внешние данные, отталкиваясь от которых, читатель проникает в глубины авторской мысли и открывает для себя философские истины, которые автор хочет донести до читателя.
Художественный стиль писателя 		 Метод « Айсберга» Подобно тому как видимая часть айсберга, возвышающаяся над водой, намного

Слайд 9 ДЕЙСТВИЕ повести ограничено несколькими днями и одним частным случаем: старому рыбаку

удаётся изловить в море огромную рыбу, но по пути к берегу его добычу пожирают акулы, и он остаётся ни с чем. Но в строгие рамки сюжета «втиснута» богатейшая философская проблематика.
ДЕЙСТВИЕ повести ограничено несколькими днями и одним частным случаем: старому рыбаку удаётся изловить в море огромную

Слайд 10За повесть « Старик и море» в 1954 году Э.Хемингуэй был

удостоен Нобелевской премии
За повесть « Старик и море» в 1954 году Э.Хемингуэй был удостоен Нобелевской премии

Слайд 11Узнав о присуждении новелле "Старик и море" Нобелевской премии, Хемингуэй рассмеялся

и сказал, что после того как его роман "За рекой, в тени деревьев" был единодушно отвергнут критикой, он решил до конца жизни не писать ни строчки. Через несколько лет у него не оказалось ни цента, и он решил быстро написать рассказ, чтобы рассчитаться с кредиторами. Так появился "Старик и море". — С тех пор я спрашиваю себя: не является ли безденежье для писателя лучшим источником вдохновения?!


Узнав о присуждении новелле

Слайд 13« Вряд ли кто вздумал бы обокрасть старика, но лучше было

отнести парус и тяжелые снасти домой, чтобы они не отсырели от росы»
« Вряд ли кто вздумал бы обокрасть старика, но лучше было отнести парус и тяжелые снасти домой,

Слайд 14

« Старик заранее решил, что уйдет далеко от берега, он оставил позади себя запахи земли и греб прямо в свежее утреннее дыхание океана…» «Старик уже и не мог припомнить, когда он впервые стал разговаривать сам с собою вслух. Наверное, он стал разговаривать вслух, когда от него ушел мальчик и он остался совсем один »

Слайд 15 « - Будь спокойным и сильным, старик,- сказал он себе»

« - Будь спокойным и сильным, старик,- сказал он себе»

Слайд 16« Старик …поднял весло с привязанным к нему ножом совсем легонько,

потому что руки его нестерпимо болели. Он сжимал и разжимал пальцы, чтобы хоть немножко их размять. Потом ухватился за весло покрепче, чтобы заставить руки сразу почувствовать боль в полную меру и уже больше не отвиливать от работы, и стал смотреть за тем, как подплывают акулы. - Ай! – сказал старик.- Ну что ж, плывите сюда, galanos.»
« Старик …поднял весло с привязанным к нему ножом совсем легонько, потому что руки его нестерпимо болели.

Слайд 17« - Ты должен поскорее поправиться, потому что я еще многому

должен у тебя научиться, а ты можешь научить меня всему на свете. Тебе было очень больно? - Очень, - сказал старик. Когда мальчик вышел из хижины и стал спускаться вниз по старой каменистой дороге, он снова заплакал.»

« Наверху, в своей хижине, старик опять спал. Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику опять снились львы»

« - Ты должен поскорее поправиться, потому что я еще многому должен у тебя научиться, а ты

Слайд 18Задание: продолжите предложение, в котором отразится итог нашей беседы. Сантьяго – настоящий

человек, ему присущи…
Задание: продолжите предложение, в котором отразится итог нашей беседы. Сантьяго – настоящий человек, ему присущи…

Слайд 19« Я пытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море,

настоящую рыбу и настоящих акул. И если мне это удалось сделать достаточно хорошо и правдиво, они, конечно, могут быть истолкованы по –разному» Э.Хемингуэй
« Я пытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море, настоящую рыбу и настоящих акул. И

Слайд 20Подведение итогов урока - Что поражает в личности Эрнеста Хемингуэя? -

Можно ли назвать писателя «человеком борющимся»? - Назовите книги, принадлежащие перу Хемингуэя. - Что такое «метод айсберга» в творчестве писателя? - Каковы философские проблемы повести «Старик и море». - В чем идея произведения?
Подведение итогов урока   - Что поражает в личности Эрнеста Хемингуэя?  - Можно ли назвать

Слайд 21

« Человек не создан для того, чтобы терпеть поражения. Человека можно

уничтожить, но его нельзя победить»
« Человек не создан для того, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»

Слайд 22 100-летний кубинский рыбак Грегорио Фуэнтес, ставший одним из прототипов главного героя

повести (фото 1998 года)
100-летний кубинский рыбак Грегорио Фуэнтес, ставший одним из прототипов главного героя повести (фото 1998 года)

Слайд 23Домашнее задание Написать сочинение-размышление на тему «Человека можно уничтожить, но победить невозможно»

Домашнее задание Написать сочинение-размышление на тему «Человека можно уничтожить, но победить невозможно»

Слайд 24СПАСИБО ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ НА УРОКЕ

СПАСИБО ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ НА УРОКЕ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть