Слайд 1Полищук Наталья Николаевна
Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи
«Старик и море». Художественное новаторство Э.Хемингуэя.
Слайд 2
В процессе аналитической беседы по тексту повести помочь учащимся понять глубокий
философский смысл повести «Старик и море», определить художественное своеобразие и систему символов произведения, ознакомить учащихся с понятием «повесть-притча».
Вырабатывать у учащихся аналитическое мышление, умение обобщать, высказывать свою точку зрения, делать выводы с использованием цитатного материала, т.е обучение интерпретации текста.
Формировать высокие моральные ценности, воспитывать силу воли, стойкость к окружающим невзгодам, понимание того, что человек – часть Природы.
Слайд 3
Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение.
Человека можно уничтожить,
но его нельзя победить.
Э. Хемингуэй.
Жить и верить в свои силы, в человека,
любить человека - вот что делает человека непобедимым.
Э. Хемингуэй
Слайд 4Эрнест Миллер Хемингуэй
( 1899 -1961)
Человек, у которого хватило мужества
быть непохожим ни на кого на свете.
Лилиан Росс
Слайд 5 притча - произведение с четко выраженной моралью, поучительной идеей;
подтекст – скрытый
смысл произведения, вытекающий из словесных значений;
пафос произведения – эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя;
лейтмотив – ведущий мотив, который повторяется на протяжении всего произведения.
Слайд 6
мотив необыкновенной рыбы (человек - неотъемлемая часть природы, однако
старик Сантьяго вынужден считаться с законами общества; перед ними часто отступает красота природы, и человек обречен на конфликт с ее гармонией);
мотив одиночества (Сантьяго одинок, оставаясь наедине с природой, одинок он и среди людей; но именно одиночество заставляет старика находить в себе силы, которые помогают ему выйти победителем в борьбе с окружающим миром);
мотив бейсбола (в мире, где особенно ценится богатство и везение, неудачникам жить холодно и неуютно)
мотив мальчика и львов (очень важна преемственность поколений, ведь жизнь старика продолжается в судьбе мальчика; мотив львов выражает извечное стремление человека к подвигу, обретению новых горизонтов).
Слайд 7
Философское начало повести:
- Вера писателя в человека и силу его духа
(«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения»)
- Утверждение необходимости братства людей
- Трагический взгляд на удел человека, чьи усилия перебороть судьбу в конечном счёте ни к чему не приводят
Слайд 8Художественный стиль писателя
Метод « Айсберга»
Подобно тому как видимая
часть айсберга, возвышающаяся над водой, намного меньше основной его массы, скрытой под поверхностью океана, лаконичное повествование фиксирует лишь внешние данные, отталкиваясь от которых, читатель проникает в глубины авторской мысли и открывает для себя философские истины, которые автор хочет донести до читателя.
Слайд 9
ДЕЙСТВИЕ повести ограничено несколькими днями и одним частным случаем: старому рыбаку
удаётся изловить в море огромную рыбу, но по пути к берегу его добычу пожирают акулы, и он остаётся ни с чем. Но в строгие рамки сюжета «втиснута» богатейшая философская проблематика.
Слайд 10За повесть « Старик и море» в 1954 году Э.Хемингуэй был
удостоен Нобелевской премии
Слайд 11Узнав о присуждении новелле "Старик и море" Нобелевской премии, Хемингуэй рассмеялся
и сказал, что после того как его роман "За рекой, в тени деревьев" был единодушно отвергнут критикой, он решил до конца жизни не писать ни строчки.
Через несколько лет у него не оказалось ни цента, и он решил быстро написать рассказ, чтобы рассчитаться с кредиторами.
Так появился "Старик и море".
— С тех пор я спрашиваю себя: не является ли безденежье для писателя лучшим источником вдохновения?!
Слайд 13« Вряд ли кто вздумал бы обокрасть старика, но лучше было
отнести парус и тяжелые снасти домой, чтобы они не отсырели от росы»
« Старик заранее решил,
что уйдет далеко от берега,
он оставил позади себя
запахи земли
и греб прямо в свежее
утреннее дыхание океана…»
«Старик уже и не мог
припомнить, когда он
впервые стал разговаривать
сам с собою вслух. Наверное,
он стал разговаривать вслух,
когда от него ушел мальчик
и он остался совсем один »
Слайд 15
« - Будь спокойным и сильным, старик,- сказал он себе»
Слайд 16« Старик …поднял весло с привязанным к нему ножом совсем легонько,
потому что руки его нестерпимо болели. Он сжимал и разжимал пальцы, чтобы хоть немножко их размять. Потом ухватился за весло покрепче, чтобы заставить руки сразу почувствовать боль в полную меру и уже больше не отвиливать от работы, и стал смотреть за тем, как подплывают акулы.
- Ай! – сказал старик.- Ну что ж, плывите сюда, galanos.»
Слайд 17« - Ты должен поскорее поправиться, потому что я еще многому
должен у тебя научиться, а ты можешь научить меня всему на свете. Тебе было очень больно?
- Очень, - сказал старик.
Когда мальчик вышел из хижины и стал спускаться вниз по старой каменистой дороге, он снова заплакал.»
« Наверху, в своей хижине, старик опять спал. Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику опять снились львы»
Слайд 18Задание: продолжите предложение, в котором отразится итог нашей беседы.
Сантьяго – настоящий
человек, ему присущи…
Слайд 19« Я пытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море,
настоящую рыбу и настоящих акул. И если мне это удалось сделать достаточно хорошо и правдиво, они, конечно, могут быть истолкованы по –разному»
Э.Хемингуэй
Слайд 20Подведение итогов урока
- Что поражает в личности Эрнеста Хемингуэя?
-
Можно ли назвать писателя «человеком борющимся»?
- Назовите книги, принадлежащие перу Хемингуэя.
- Что такое «метод айсберга» в творчестве писателя?
- Каковы философские проблемы повести «Старик и море».
- В чем идея произведения?
Слайд 21
« Человек не создан для того, чтобы терпеть поражения. Человека можно
уничтожить, но его нельзя победить»
Слайд 22
100-летний кубинский рыбак Грегорио Фуэнтес, ставший одним из прототипов главного героя
повести (фото 1998 года)
Слайд 23Домашнее задание
Написать сочинение-размышление на тему «Человека можно уничтожить, но победить невозможно»
Слайд 24СПАСИБО ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ НА УРОКЕ