Слайд 1
Подготовка к ГВЭ по русскому языку в 9 классах детей с
Слайд 3
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
ЗПР -нарушение нормального темпа психического развития
Развитие мышления,
памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы
Ведущей остается игровая мотивация, с трудом формируются учебные интересы
Слабо развитая произвольная сфера: умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу
Для детей типичны дезадаптивные формы поведения возбудимого или заторможенного характера
Слайд 4Обучение детей с ЗПР
Учащиеся должны усвоить содержание программ, соответствующих государственным стандартам
общего образования
УМК для этих классов выбирается из тех, которые названы в федеральных перечнях учебников на текущий учебный год
Уровень познавательных возможностей и подготовки учащихся определяется на основе диагностики психолого-педагогических особенностей и учитывается при отборе дидактического обеспечения рабочей образовательной программы, а также методики преподавания предметов «Русский язык» и «Литература»
Слайд 5Особенности обучения детей с ЗПР
Необходима адаптация объема и характера учебного материала
к познавательным возможностям учащихся:
Слайд 6Проблемы у выпускников с ЗПР:
Пунктуация: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо
выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
Орфография: находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами и изученные непроверяемые слова, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
Связная речь: определять тип и стиль текста, создавать тексты разных типов и стилей; делать доклад, составлять тезисы и конспект, писать сочинения публицистического стиля; составлять деловые бумаги (заявление, автобиографию); совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в тексте; свободно и грамотно говорить на заданные темы, соблюдая при общении соответствующий речевой этикет.
Ситуация стресса: могут впасть в ступор или вести себя возбужденно, проблемы с соматическим здоровьем
Слайд 7Детей с ЗПР почти всех ( за редким исключением) можно отнести
к слабоуспевающим детям, так как они не могут продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают их сверстники в обычной школе
Слайд 8
Основные причины отставания
по русскому языку:
- пробелы в знаниях за
предшествующий период обучения;
- низкий темп на уроке;
- отсутствие систематической подготовки к урокам;
- недостаточный контроль со стороны родителей;
- низкая учебная мотивация у обучающихся и родителей;
- девиантное поведение
Слайд 9Школа – это единый механизм, настроенный
на успешную сдачу выпускниками ГВЭ
Организационные
задачи:
-ознакомление учащихся и их родителей с правилами проведения ГВЭ: родительские собрания, индивидуальные консультации для родителей, обучение выпускников правильному заполнению титульных листов и бланков ответов, оформление стендов с рекомендациями, организация психологической поддержки обучающихся и родителей;
- диагностика и коррекция готовности обучающихся к ГВЭ: пробные экзамены на уровне школы, родительское собрание по итогам пробных экзаменов.
Слайд 12Работа учителя русского языка с классом по подготовке к ГВЭ:
1. Подготовительный:
изучение
демоверсии;
оценка готовности учащихся к ГВЭ, выявление проблем;
разъяснительная работа с учащимися и родителями по специфике ГВЭ, психологическая подготовка учащихся;
планирование работы.
2. Организация повторения и мониторинга:
повторение ключевых тем;
проведение проверочных работ;
анализ ошибок, устранение пробелов
коррекция
При повторении и мониторинге целесообразно использовать современные образовательные технологии
Слайд 141. Выявление слабоуспевающих, неуспевающих:
Входной контроль
Диагностические срезы (у вновь прибывших из разных
образовательных организаций)
Вновь прибывшие из СРЦ
Задачи:
- выявить пробелы в предметных компетенциях учащихся;
- определить «западающие» темы,
- составить списки « группы риска»,
- спрогнозировать для каждого обучающегося ожидаемые результаты ГВЭ
Слайд 152. Анализ причины неуспеваемости:
Медицинские показатели
Педагогическая запущенность
Семейные обстоятельства
Бродяжничество
Необходимы при
разработке индивидуальных планов по ликвидации пробелов в знаниях и составлении карты индивидуальных достижений учащихся
Слайд 163. Направления работы:
Учет индивидуальных особенностей ( психическое и физическое здоровье, эмоционально
– волевая сфера, учебная мотивация, готовность к сотрудничеству)
Учет социальных условий( домашний или из СРЦ, полная семья или нет, опекаемый кем-то)
Учет возрастных особенностей( встречаются на год или два старше своих одноклассников, так как не обучались)
Уровень сформированности общих и специальных умений
(плохо читают, почерк не очень разборчивый и т.п.)
Слайд 174. Формирование и развитие учебных навыков учащихся:
Коррекционная работа
Индивидуальная работа
Дифференцированная работа
Дополнительные
занятия
Работа с родителями
Слайд 18План работы по подготовке к ГВЭ
1. Повторение и мониторинг ключевых тем
на уроках- консультациях подготовки к ГВЭ
2. Повторение на уроках русского языка и литературы: написание изложений и сочинений
3. Индивидуальные консультации, дифференцированная работа
4. Привлечение ресурсов Интернета для тренировки в классе и индивидуальной работы дома
Обязательно отдельная тетрадь для подготовки и особая ведомость учителя по учету индивидуального продвижения учащихся в процессе подготовки
Слайд 19Основные требования к подготовке учащихся по русскому языку :
овладеть комплексом умений,
определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать полные и сжатые изложения художественного и публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
Слайд 20Справочные материалы, памятки, тесты для подготовки к ГВЭ
Слайд 21Рекомендации
1. Применение на уроках и для организация самостоятельной деятельности учащихся
современных образовательных технологий, материалов открытого банка заданий ГВЭ: http://fipi.ru.
2. Усиление разъяснительной работы среди учащихся и родителей, тесное сотрудничество с родителями.
3. Систематическое проведение диагностических работ, постоянный контроль, анализ результатов, коррекция деятельности обучающихся.
4.Наличие индивидуальных планов коррекции учащихся «группы риска»
5.Психологическая подготовка учащихся
6. Работа учителя и учащихся при повторении должна проходить в режиме объяснения (учитель показывает образец выполнения и рассуждения, затем требует от учеников).
7. Включать в учебный процесс на уроках русского языка устные упражнения.
8. Обучать чтению заданий.
9. Для отработки базовых знаний широко использовать электронные тренажеры, ресурсы Интернет.
Слайд 22
Успеха вашим ученикам на экзаменах!