Слайд 1«Жизнь, отданная искусству»
Устный журнал, посвященный жизни и деятельности
Марии Клавдиевны Тенишевой
Слайд 2Страницы устного журнала
Страница 1. «Впечатления моей жизни»
Страница 2. Приглашение в Талашкино
Страница
3. Народное творчество
Страница 4. Музей русской старины
Слайд 3… Моя же цель была ясна: оставить Родине серьезное собрание, могущее
послужить и науке, и истории русского искусства, собрание, могущее быть гордостью русского народа…
Слайд 4Страница 1.
«Впечатления моей жизни»
«Жизнь,
отданная искусству»
О книге воспоминаний княгини
Марии
Слайд 5«Впечатления моей жизни» –
книга-исповедь.
Воспоминания охватывают почти полувековой период –
с середины 60-х гг 19 века до новогодней ночи 1917 г. Места действия: Петербург, Москва, Париж, Брянск, Хотылево, Бежец, Смоленск, Талашкино, Флёново, русский Север. Герои книги – светлейшие умы эпохи: Репин, Тургенев, Чайковский, Мамонтов, Врубель, Коровин, Бенуа, Рерих, Дягилев, Святополк-Четвертинская, Серов, Малютин и др.
Слайд 6И.Е. Репин
«Это редкий документ…, написанный по следам событий, которые резко меняли
жизнь и самой Тенишевой.»
Главная тема – преодоление: самой себя, собственной семьи, окружения, стереотипа светской жизни, «темноты» народной, «унылости российской жизни»…
Основной конфликт книги – конфликт между созиданием и разрушением.
Слайд 7«Жизнь,
отданная искусству»
Страница 2.
Приглашение в Талашкино
О художественном центре Талашкино –
смоленском имении
М.К. Тенишевой
Слайд 8Талашкино – уникальный духовно-культурный центр России рубежа эпох, где возрождалась и
развивалась традиционная русская культура.
Роскошная природа, полная свобода действий, веселье, шум – всё дышало жизнью и при том не могло не отразиться на настроении.
Слайд 9 «Всё в Талашкине было приурочено к художественному, духовному и
вместе с тем практическому развитию деревенского молодого поколения».
Уникальность опыта Талашкина проявляется в собственных путях развития всех видов народного художественного творчества.
Слайд 10«Жизнь,
отданная искусству»
Страница 3.
Народное творчество
О возрождении традиционной народной художественной культуры
Слайд 11 Высоко ценя русское народное искусство, М.К. Тенишева создает мастерские
кустарных промыслов: резьба по дереву, керамика, вышивка.
Слайд 12 «У священного очага, вдали от городской заразы, творит народ
вновь обдуманные предметы, без рабского угодства, без фабричного клейма, творит любовно и досужно. Снова вспоминаются заветы дедов, красота и прочность старинной работы».
Слайд 13«Жизнь,
отданная искусству»
Страница 4.
Музей русской старины
«Придите и владейте, мудрые. Влагаю
дар мой в руцы ваша. Блюдите скрыню сию и да пребудут вовеки сокровища ея во граде Смоленске на служение народа русского»
Слайд 14В 1911 г. М.К. Тенишева передала в дар Смоленску созданный ею
музей «Русская старина» с уникальной коллекцией русских древностей.
Она оставила три коллекции:
русской графики (Государственный Русский музей), декоративно-прикладного и народного искусства, эмалей и инкрустаций (обе в Смоленском музее-заповеднике).
Слайд 15 Здание музея сохранилось, но тенишевских коллекций, к сожалению,
в нем нет. Сегодня Смоленский государственный музей-заповедник – крупное отечественное собрание русской и западноевропейской живописи, памятников истории, предметов декоративно-прикладного искусства.
Слайд 16 Все тенишевские начинания не потеряли своей актуальности в настоящее
время. И от нашего понимания смысла деятельности выдающихся русских просветителей-меценатов, каким была М.К. Тенишева, которую современники называли «гордостью всей России», зависит главное – возможность продолжения начатого ими дела.
Слайд 17Используемая литература
1. Княгиня М. К.Тенишева. «Воспоминания моей жизни»
2. Л.Журавлёва. «Княгиня Мария
Тенишева»
3. Русское искусство 18 – 19 веков. Путеводитель по художественной галерее смоленского музея – заповедника.