Слайд 2Б.Пастернак «Зимняя ночь», 1946 г.)
Мело, мело по всей земле И падали
два башмачка
Во все пределы. Со стуком на пол.
Свеча горела на столе, И воск слезами с ночника
Свеча горела. На платье капал.
Как летом роем мошкара И всё терялось в снежной мгле,
Летит на пламя, Седой и белой.
Слетались хлопья со двора Свеча горела на столе,
К оконной раме. Свеча горела.
Метель лепила на стекле На свечку дуло из угла,
Кружки и стрелы. И жар соблазна
Свеча горела на столе, Вздымал, как ангел, два крыла
Свеча горела. Крестообразно.
На озарённый потолок Мело весь месяц в феврале,
Ложились тени, И то и дело
Скрещенья рук, скрещенья ног, Свеча горела на столе,
Судьбы скрещенья. Свеча горела.
Слайд 3Анна Ахматова, отрывок «Путь»
…Он поведал мне, что перед ним
Вьётся путь
золотой и крылатый,
Где он вышнею волей храним…
Слайд 4 ( «Быть знаменитым некрасиво», 1956 г.)
Быть знаменитым некрасиво. И надо оставлять
пробелы
Но это подымает ввысь. В судьбе, а не среди бумаг
Не надо заводить архива, Места и главы жизни целой
Над рукописями трястись. Отчёркивая на полях.
Цель творчества – самоотдача, И окунать в неизвестность,
А не шумиха, не успех. И прятать в ней свои шаги,
Позорно, ничего не знача, Как прячется в тумане местность,
Быть притчей на устах у всех. Когда в ней не видать ни зги.
Но надо жить без самозванства, Другие по живому следу
Так жить, чтобы в конце концов Пройдут твой путь за пядью
Привлечь к себе любовь пространства, Но пораженья от победы
Услышать будущего зов. Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Слайд 5Музыкальные и философские идеи Скрябина, его поиски, эксперименты захватили всё существо
юного Пастернака, серьёзно занимавшегося музыкой и мечтавшего стать композитором. Для него великий импровизатор и мечтатель стал настоящим кумиром.
Чтец. Как-то раз,
Когда шум за стеной,
Как прибой, неослабен,
Омут комнат недвижен
И улица газом жива, -
Раздаётся звонок,
Голоса приближаются:
Скрябин.
О, куда мне бежать
От шагов моего божества!
( «Девятьсот пятый год», 1925 г.)
Слайд 6 Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною
чёрною горит.
Достать пролётку. За шесть гривен
Чрез благовест, чрез клик колёс
Перенестись туда, где ливень
Ещё шумней чернил и слёз.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер ериками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Весной 1913 года Пастернак блестяще окончил университет. Одновременно в издательстве «Лирика» вышел альманах, в котором были напечатаны 5 его стихотворений. Среди них стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!»,написанное в 1912 году.
Слайд 7 Так начинают. Года в два
От мамки рвутся в тьму мелодий,
Щебечут, свищут,
- а слова
Являются о третьем годе.
Так начинают понимать.
И в шуме пущенной турбины
Мерещится, что – не мать.
Что ты - не ты, что дом - чужбина…
Так открываются, паря
Поверх плетней, где быть домам бы,
Внезапные, как вздох, моря.
Так будут начинаться ямбы.
Так ночи летние, ничком
Упав в овсы с мольбой: исполнься,
Грозят заре твоим зрачком,
Так затевают ссоры с солнцем.
Так начинают жить стихом.
( «Так начинают», 1921 г.)
Весной 1914 года Пастернак встречается с Владимиром Маяковским, и с этого времени начинается для него поиск самостоятельного пути в литературе.
Слайд 8 Напрасно в годы хаоса
Искать конца благого.
Одним карать и каяться,
Другим – кончать
Голгофой.
Как вы, я – часть великого
Перемещенья сроков,
И я приму ваш приговор
Без гнева и упрёка.
Я тридцать лет вынашивал
Любовь к родному краю
И снисхожденья вашего
Не жду и не теряю.
К концу 1916 года вышла в свет книга стихотворений Пастернака «Поверх барьеров». А книга лирики «Сестра моя – жизнь», написанная революционным летом 1917 года, поставила поэта в число первых литературных идеологов своего времени.
Слайд 9Но лишь сейчас сказать пора,
Величьем дня сравненье розня;
Начало славных дней
Петра
Мрачили мятежи и казни.
Итак, вперёд, не трепеща
И утешаясь параллелью,
Пока ты жив, и не моща,
И о тебе не пожалели.
Сложившуюся обстановку в конце 20-х и начале 30-х годов в России Пастернак принимал с тревогой. И он стремился «заговорить» эту тревогу, овладевшую умами наиболее проницательных современников. Даже после гибели Николая Гумилёва, крестьянского поэта Алексея Ганина, гибели Сергея Есенина и Владимира Маяковского Пастернак бил эту тревогу:
Слайд 10 Рубеж сороковых годов разделяет два периода творческого пути Пастернака: раннего
и позднего. Позднему Пастернаку присуща простота и ясность. Ото всего, что написано до сборника 1941 года «Ранние поезда», автор отрёкся бесповоротно. И это после слов Андре Мальро, произнесённых на парижском конгрессе 1935 года
Слайд 11В годы войны и сталинского террора «вечным спутником», духовным примером и
собеседником Пастернака был Шекспир. Переводы из Шекспира были не только источником заработка, но давали ему нравственную опору. Было переведено 8 трагедий и несколько десятков сонетов Шекспира. В этой работе он чувствовал неистребимость гениального живого слова. Мог вернуться к свободе, жить реальной жизнью. Особенно интересно Пастернаку было работать с драмой Шекспира «Гамлет».
Слайд 12Гул затих. Я вышел на подмостки. Я люблю твой замысел упрямый
Прислоняясь к дверному косяку, И играть согласен эту роль.
Я ловлю в далёком отголоске Но сейчас идёт другая драма,
Что случится на моём веку. И на этот раз меня у
На меня наставлен сумрак ночи Но продуман распорядок действий,
Тысячью биноклей на оси. И неотвратим конец пути.
Если только можно, Авве Отче, Я один, всё тонет в фарисействе.
Чашу эту мимо пронеси. Жизнь прожить – не поле перейти.
Слайд 13.Радость победы в Великой Отечественной войне возрождала надежды на долгожданное обновление
общества. Но всё оказалось ложным. Идеологический погром, начавшийся постановлением с августа 1946 года, сопровождался волнами новых репрессий. Пастернак постоянно жил в сознании, что его с минуты на минуту могут арестовать, говоря: « Разумеется, я всегда ко всему готов. Почему со всеми могло быть, а со мной не будет».
Слайд 14Именно почти в это время Пастернак начал писать роман «Доктор Живаго»,
работа над которым затянулась и заняла целое десятилетие. Произведение стало итогом творческих поисков писателя в области художественной прозы, попыткой воплотить своё понимание времени и жизни в большой прозаической форме. Сам Пастернак признавался, что хочет дать в романе исторический образ России за последнее сорокапятилетие.
Слайд 15 Работая над романом, Пастернак пережил творческий взлёт, подобный тому, какой он
испытал летом 1917 года, когда писал первую свою поэтическую книгу «Сестра моя – жизнь». 10 декабря 1955 года роман был закончен. Вот что написал Пастернак В.Т.Шаламову:
« Я окончил роман, исполнил свой долг, завещанный от Бога».
Роман «Доктор Живаго» был издан за границей и переведён на 24 языка. А ждановско-сусловская критика приняла его в штыки. И издание на Родине было запрещено более чем на 30 лет. Пастернак понимал, что его двойственное положение становится всё более угрожающим. Он писал:
«…Мне посчастливилось высказаться полностью, и то самое, чем мы привыкли жертвовать и что есть самое лучшее в нас, художник оказался в моём случае незатёртым и нерастоптанным».
Слайд 16С 1946 года Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по
литературе. И только в 1958 году она была присуждена ему «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы».
Слайд 17 Началась открытая травля Пастернака. И опальный поэт, опасаясь продолжения репрессий, отказался
от премии. Но эта жертва уже никому не была нужна. Об этом старались везде умалчивать. А московские писатели обратились к правительству с просьбой лишить Пастернака гражданства. Высылка не замедлила бы последовать, если бы не телефонный разговор Хрущёва с Джавахарлала Неру, согласившегося возглавить комитет защиты Пастернака.
Слайд 18Я пропал, как зверь в загоне. Что же сделал я за
пакость,
Где-то люди, воля, свет, Я убийца и злодей?
А за мною шум погони, Я весь мир заставил плакать
Мне наружу ходу нет. Над красой земли моей.
Тёмный лес и берег пруда, Но и так, почти у гроба,
Ели сваленной бревно. Верю я, придёт пора –
Путь отрезан отовсюду. Силу подлости и злобы
Будь что будет, всё равно. Одолеет дух добра.
Слайд 19Горечь обиды, боль души вылились вскоре в стихи.
Слайд 20Прошли годы двусмысленного замалчивания творчества Пастернака. Издан наконец роман «Доктор Живаго»,
печатаются массовыми тиражами, о которых автор не мог и мечтать, стихи и проза. Его читают, о нём много говорят и пишут. Справедливость восторжествовала: 9 декабря 1989 года на торжественном приёме в Шведской Академии в присутствии нобелевских лауреатов, послов Швеции и нашей страны, многочисленных гостей секретарь Академии, профессор Сторе Аллен передал сыну поэта – Евгению Борисовичу Пастернаку – Нобелевскую медаль Бориса Пастернака. Всё это заставляет с горькой радостью вспомнить слова поэта, обращённые к нам:
Чтец. «Вероятнее всего, через много лет после того, как я умру, выяснится, какими широкими, широчайшими основаниями направлялась моя деятельность…чем она дышала и питалась, чему служила».