Слайд 1Проверка домашнего задания
Упр.31(индивид)Курбанов, Максуров, Кадыров
Слайд 2Прочитайте текст
Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не
совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.
Из рассказа В.П. Астафьева
О чём рассказывает автор?
Слайд 3В каждом предложении автор говорит о тайге, но употребляет это слово
только один раз.
Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению. Общее его название – это лес.
Слайд 4Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю,
что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.
Какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»?
Каково лексическое значение слова «кедрач»?
Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину:
тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая.
Найдите синонимы в последнем предложении.
Слайд 5Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие
синонимы называются стилистическими?
Задание. Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:
1.лицо, лик, рожа;
2.ныть, жаловаться, стенать;
3.идти, шествовать, брести;
4.идти, шествовать, брести;
5.постичь, понять, уразуметь.
Слайд 6В дверь диетической столовой
Вошёл дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» сказал
И, улыбаясь,
заказал:
- Для этой головы,
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти –
Прочие сласти.
Для этой головки – перловки.
Для этой глотки – селёдки.
Для этой башки – пирожки.
Для этой рожи – то же.
Для этого личика –
Два сдобных куличика.
Что ещё? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.
В. Берестов.
Какие ряды синонимов в нём встретились? Выпишите их
голова- головка – башка; пасть – глотка; рожа – личико.
Можно ли назвать синонимами слова: голова, пасть, личико?
В тексте все они называют головы дракона: 1 – голова, 2 - пасть, 3 – головка, 4 – глотка, 5 – башка, 6 - рожа, 7 – личико. В данном контексте они называют один и тот же предмет – голову. Следовательно, это синонимы.
Такие синонимы и стали называть контекстуальными, а некоторые лингвисты – контекстными. Слова синонимичны только в данном тексте.
Слайд 7В какой строке слова близки по своему лексическому значению?
карандаш, стол, лампа
ученик,
школа, портфель
сад, лес, берёза
дом, изба, лачуга
Какие слова НЕ являются синонимами?
печально – грустно
советовать – рекомендовать
эффектный – эффективный
отличный – великолепный
Слайд 8Подберите синонимы к словам
Абориген –
авеню –
аромат –
тинэйджер –
вердикт –
гламурный –
гипотеза
–
кутюрье –
корректный –
апатия –
полемика –
миниатюрный –
Слайд 9Проверьте !
Абориген – старожил
авеню – улица
аромат – запах
тинэйджер – подросток
вердикт – приговор, решение
гламурный – модный, роскошный
гипотеза – предположение
кутюрье – модельер
корректный – вежливый, тактичный
апатия – безразличие
полемика – спор
миниатюрный – маленький
Слайд 10Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
Слайд 12«Вот что однажды случилось с Андрюшей. Жил он на Севере, в
тундре. Отец его был оленеводом.
Как-то летом приехал Андрюша в деревню к бабушке. А деревня эта находилась где-то под Воронежем.
Утром бабушка затопила печь и говорит Андрюше:
– Внучек, возьми там под загнеткой рогач и подай мне.
Долго ломал внук голову и наконец, спросил:
– Бабушка! А что это такое – загнетка и рогач? Я знаю, у нас на Севере рогачами оленей-самцов называют. А вот слова загнетка я вообще никогда не слышал.
– Чудак человек, – сказала бабушка, – да вот же он, рогач. – И подала Андрюше ухват.
– А загнетка вот она, – прибавила бабушка и указала на шесток».
После прочтения учащиеся отвечают на вопросы:
– Почему Андрюша не сразу понял бабушку? (Бабушка употребила непонятные для него слова рогач и загнетка).
– Объясните значение выделенных в тексте слов (Это фразеологизм, который обозначает «долго думать над чем-то»).
– Как она объяснила внуку значения этих слов? (Бабушка показала Андрюше рогач и загнетку).
– Посмотрите и вы на рисунки, изображающие эти предметы.(На доске фотографии этих предметов).
– А как мы можем узнать значения слов, если перед нами нет ни самих предметов, ни их изображения?
– Мы должны обратиться к словарю.
Слайд 13УХВАТ - рогач, кухонная утварь, предмет для постановки в русскую печь
и вынимания из нее горшков и чугунов: железные двузубые вилы с плоскими, плавно изогнутыми зубьями на длинной деревянной рукояти.
Загнетка
1) Место на шестке русской печи (обычно в левой его части), куда сгребаются горячие угли.
2) Площадка перед устьем русской печи; шесток.
Шесток - часть русской печи, представляющая собой открытую площадку перед устьем (Всяк сверчок знай свой шесток).
Диалектизмы используют в художественной литературе для передачи местного колорита, речевой характеристики героев.
Слайд 14Прочтите текст. Найдите диалектизмы. Попробуйте их объяснить.
Мелкая скотина загнана во дворы.
Коров подоили и отпустили в ночное, чтоб овод не одолевал. За поскотиной слышалось грубое бряканье ботал и тилилюканье колокольцев. За заплотом нашего двора, под навесом зашевелились куры, одна упала с насеста, пробовала закудахтать, но петух угрюмо на нее прорычал, и сонная курица, не решаясь взлететь, присела на землю. Не загнал я куриц в стайку, пробегал, завтра гляди да гляди - в огород заберутся, яйца в жалице снесут.
Слайд 15Поскотина – это “место, где пасется скот”;
Бо'тало – “большой колокольчик,
привязанный к шее пасущихся коров”;
тилилюканье – «звон, бренчание»;
заплот – “забор возле дома”;
стайка – “хлев для мелкого скота и птицы”;
жалица – “крапи’ва”.
Это говор сибирских деревень, а в центре внимания творчества Виктора Петровича Астафьева как раз и была жизнь современной сибирской деревни.
Слайд 17Продолжите фразу (устно).
Если человек употребляет слова:
а) фара, кабина, бампер, двигатель, переключатель
скоростей, зажигание, он — ...
Шофёр
б) локомотив, рельсы, шпалы, платформа, кабина, он — ...
машинист
в) каюта, якорь, корма, иллюминатор, он — ...
Моряк
г) трос, кран, блок, кирпич, мастерок, арматура, он — ... .
строитель
Слайд 18Определите, к какой сфере деятельности принадлежат слова.
Опера, кларнет, артиллерия, кросс,
соната, десант, слалом, регби, батальон, аут, зенитка, хоккей, спринтер, кантата, вокал, взвод, атлет, оратория.
Слайд 19С.А.Есенин Стихотворение «В хате»
Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога в дёжке квас,
Над
печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьётся сажа над заслонкою,
В печке нитки пепелиц,
А на лавке за заслонкою-
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
драчёны –лепешки, дёжка- кадка, паз- щель, заслонка- железный лист с ручкой, пепелица-зола, махотка – вид горшка, скатые – с наклоном.
УСТАРЕВШАЯ ЛЕКСИКА
Слайд 21Наибольшее распространение в наше время получил молодежный жаргон, популярный у студентов,
учащейся молодежи. Жаргонизмы, как правило, имеют эквиваленты в общенародном языке: общага - общежитие, стипуха - стипендия, шпоры - шпаргалки, хвост - академическая задолженность.
Лагерный жаргон, которым пользовались люди, поставленные в особые условия жизни, отразил страшный быт в местах заключения: зек (заключенный), шмон (обыск), баланда (похлебка), вышка (расстрел), стукач (доносчик), стучать (доносить).
Речь определенных социально замкнутых групп (воров, бродяг и т. д.) называется арго (фр. argot - замкнутый, недеятельный). Это засекреченный, искусственный язык преступного мира, известный лишь посвященным и бытующий также лишь в устной форме. Отдельные арготизмы получают распространение за пределами арго: перо (нож), малина (притон), расколоться, шухер, фраер.
Слайд 22Творческая работа в парах.
Прочтите отрывок из сказки. Дайте «литературное» определение жаргонизмам.
Слайд 23Через минуту великан был уже на месте. Джек едва доходил ему
до колен. Великан был бос, одет в рваные штаны, какую-то безрукавку, а выражение лица имел наитупейшее.
– Ага! Попались! – Голос великана был хриплый и глухой. – Хана вам всем!
– Че надо? – невозмутимо ответил Джек.– Че? Борзеете, кузнечики?
– Не, каков хам, а?! – возмутился колдун. – Пришел, нашумел, распугал всю… компанию.
– А может, ему напинать куда следует? – предложил Сэм.
– О! Собака и кобыла разговаривают?! – поразился великан.
– Я тебе не кобыла! – взревел обиженный до глубины души Лагун-Сумасброд. – Я – конь!
–А кто ты такой? – Джек вдруг стал суровым и подозрительным.
– А? Я – Дибилмэн. Меня так зовут.
– Тьфу, постыдился бы жить с таким именем, – фыркнул Сэм.
– Иди на фиг, – обиделся Дибилмэн. – Ты мне обоснуй. Обоснуй! Не можешь? Значит, ты не прав!
– Кончай базар! – прикрикнул Джек. – Давай лучше выпьем.
– А ты кто такой? – присел великан.
– Я – Джек Сумасшедший король!
– Ха, псих, что ли?
– Кто псих? Сказано тебе – сумасшедший! Иногда у меня… бывают эти… припадки… И вообще, че ты меня злишь?
– Ты мне здесь его не зли, – влез Сэм. – Я и так злой… тут!
(А. Белянин «Джек Сумасшедший король»)
Слайд 24Хана - плохо, конец.
Борзеть - ругаться, наглеть.
Кузнечики – мелкие, ничтожные люди.
Напинать –
избить, наказать.
Нафиг – уйди, отстань.
Обоснуй – объясни, докажи.
Кончай базар – перестань тратить слова в пустую.
Псих – психически неуравновешенный, сумасшедший
- Почему автор использовал в данном отрывке столько жаргонизмов?
- Как вы думаете, допустимо ли использование необщеупотребительной лексики в произведениях художественной литературы?
- Допустимо, чтобы передать наиболее ярко какую-то ситуацию, сделать образ героя более ярким и колоритным.
Слайд 25Вывод
Необщеупотребительная лексика при умелом использовании в речи является яркой, экспрессивной,
эмоциональной, а иногда и входит с течением времени в общеупотребительную лексику.
Слайд 26 Укажите общеупотребительные слова.
Диагноз, квадрат, тусовка, помидор, кросс, кантата, связист,
ноктюрн,
доказательство, производство, вертолет, космос, скорость, универсам,
выпендреж, хвост, голбец, окружение, спринтер, террористы, автор.
Слайд 28Прочитайте предложение из словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН.
Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. (1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПЛАН, -а, муж.
1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).
2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
3) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.
4) Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п. (также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение).
5) Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино-или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).
6) Область проявления чего-н. или способ рассмотрения чего-н., точка зрения
(книжн.). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане.
ЕГЭ, задание 3
Слайд 29ЕГЭ. Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Ишь какие ногти ОТРАСТИЛА, белоручка!
Многие родители стремятся ОГОРОДИТЬ своих детей от материальных проблем.
Людей жалко: они оказались в самом БЕДСТВЕННОМ положении.
В воскресенье состоится БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ концерт. Средства от него пойдут на поддержку деятельности фонда «Вера».
Упорная работа плохо сочетается с КОМФОРТНЫМ жизненным стилем, это стоит осознать.
Слайд 30Задание5.В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте
лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Великая Победа 1945 года в немалой степени обусловлена нравственными качествами русского человека.
Зверёк сидит на сосне, с деловитым хрустом грызёт гостинец.
Участники конкурса – обычные школьники, которые прошли в своих городах отборные туры и приехали на финал.
Гринин друг, француз, утверждает, что от этих картин исходит живительная сила.
Слайд 31ЕГЭ. Задание 20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово.
Многие современные авторы пробуют объяснить загадки древней истории с помощью предположительной гипотезы о космических пришельцах.
Задание 23. Из предложений 16—18 выпишите антонимы.
(16)Процесс познания начинается с прошлого, он не может быть отъединён от настоящего и локализован. (17)И я думаю, что такой памятью-ответственностью и памятью познания были наделены и Михаил Шолохов, и Леонид Леонов, и Алексей Толстой, когда в тридцатых годах писали свои знаменитейшие романы. (18)Это было глубочайшее проникновение в прошлое, а следовательно, никогда не терявшее своей новизны открытие.
Слайд 32Задание 23.Среди предложений 27−34 найдите предложение, которое связано с предыдущим при
помощи лексического повтора и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
(27)Я поставил ногу на табурет и начал обматывать ею ногу, но продолжал говорить:
(28)— И этому научу вас!
(29)Слушатели задохнулись от смеха.
(30)«Всё погибло!» — подумал я с отчаянием.
(31)Но отступать некуда. (32)Делая вид, что не слышу смеха, я приказал:
(33)— Раскрыть любой устав на любом месте!
(34)Дежурный поспешил раскрыть одну из синих книжек.
Слайд 33Задание 23. Среди предложений 1−5 найдите такое, которое связано с предыдущим
предложением с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
(1)3а несколько дней до войны Академия архитектуры в Москве решила реставрировать редкие и наиболее ценные издания своей библиотеки.
(2)Огромные тома Витрувия или Палладио, источенные червями или обветшавшие от времени, требовали тончайшего мастерства переплётчика, который должен был вернуть им первоначальный вид.
(З)Такие золотые руки нашлись в Москве. (4)Это был старый переплётчик Эльяшев, родом из Николаева, человек, тонко чувствовавший эпоху, бескорыстно влюблённый в своё дело, виртуозный переплётчик и футлярщик.
(5)Его пригласили в библиотеку Академии архитектуры, и Эльяшев реставрировал там или, вернее, воссоздал ряд замечательных книг, так что даже самый опытный взгляд не обнаружил бы изъянов.
Слайд 34ЕГЭ.Задание 25. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Называя причины, которые, по его мнению, отвлекают людей от истинной красоты, Ю. Бондарев использует синтаксическое средство выразительности — (А)___(в предложении 1). Говоря о главной ценности в нашем мире, писатель использует троп — (Б)__(«истины на нашей ладони» в предложении 6). Охарактеризовать роль литературы тридцатых годов Ю. Бондареву помогает троп — (В)__(«богатый опыт» в предложении 21), а также синтаксическое средство выразительности — (Г)__(предложение 24)».
(1)Ускоренный темп современного мира, материальные богатства, накопленные в нём, машины, сумасшедшие скорости, перенаселённые города с их новой архитектурой, непрерывное движение, наконец, власть телевизора и кинематографа — всё это порой создаёт ощущение подмены истинной красоты, замены сущности прекрасного и в реальном мире, и в человеке.
(6)Мы уверены: истины на нашей ладони, они вроде бы так отчётливо видны, так привычны, что мы устали от них.
(21)Накоплен богатый жизненный и душевный опыт, связанный с этой эпохой. (24)Литература не может быть не социальной!
Список терминов:
1) риторическое обращение
2)восклицательное предложение
3) ряды однородных членов
4) контекстные синонимы
5) контекстные антонимы
6) метафора
7) парцелляция
8) эпитет
9) диалектизм
Слайд 35Ответы
1.2
2.Отгородить, уберечь
3.Отборочные
4. Предположительной
5. прошлого -настоящего.
6.34
7.5
8.3,6,8,2
Слайд 36Домашнее задание
Прочитать п.9, кпр.37 устно,
П.10 изучить самостоятельно, упр.39(сочинение- миниатюра)
Подготовиться
к контрольной работе
Лексический анализ текста с решением тестовых задач.