Слайд 1Литературно- музыкальная композиция
«Песни, опаленные войной»
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «
Маджалисская СОШ имени Темирханова Э.Д.»
Исмаилова Ума Мугитдиновна
Слайд 2Ежегодно 9 мая наша страна и весь мир отдают
дань Великой Победе. Пройдут праздники, концерты, встречи с ветеранами , гремят салюты. И конечно, на каждой такой встрече будут звучать песни военных лет. Их знают все, они любимы людьми самых разных возрастов.
Ведь творчество композиторов в военные годы – одна из самых замечательных страниц нашей музыки. Песни тогда рождались в боях, с ними шли на подвиг, они вселяли силы и уверенность в победе над врагом.
Слайд 4Одна из самых лирических песен Великой Отечественной войны "Тёмная ночь" была
написана для фильма "Два бойца" поэтом Владимиром Агатовым и композитором Никитой Богословским в 1943 году. Идея написания проникновенной лирической композиции для своего фильма посетила режиссёра Леонида Лукова.
Фильм снимался в Ташкенте, в который была эвакуирована Киевская киностудия. Как вспоминает композитор, однажды его на ночь глядя посетил Луков, который посетовал, что сцена в землянке "без песни никак" и попросил помочь с музыкой. У Богословского получилось "угодить" режиссёру с первой попытки. Затем оба буквально растормошили Агатова, который тут же то ли спросонья, то ли от неожиданности написал на листке тетради нужные слова.
Слайд 6В эту ночь поспать не довелось и Марку Бернесу, которого возбуждённая
троица вытащила из постели. Последней "жертвой" той ночи стал гитарист, которому творческий порыв "квартета" также не позволил выспаться... Целую ночь почти вся съёмочная группа ублажала музу, и результат в виде песни, покорившей несколько поколений жителей огромной страны, появился к утру.
Слайд 9«Землянке» суждено было стать одной из первых лирической песен, рожденной в
пламени Великой Отечественной войны.
«Возникло стихотворение случайно, - вспоминал впоследствии его автор Алексей Александрович Сурков. – Это было шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября 1941 года, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробираться из окружения.
Слайд 12Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы уже
где-то в феврале 1942 года не приехал… композитор Константин Листов… Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить что-нибудь на что можно написать песню. Чего-нибудь не оказалось. И тут я на счастье вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову… Через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил гитару и спел песню «В землянке».
Слова и мелодическая строчка «Землянки» были опубликованы в «Комсомольской правде» 25 марта 1942 года.
Слайд 15 Поистине необычна история и другой замечательной военной песни «Синий платочек».
В 1940 году в московском саду «Эрмитаж» выступал польский оркестр «Голубой джаз» под управлением Генриха Гольда. Тогда композитор Ежи Петерсбурский исполнил свою новую мелодию. После концерта к Петерсбурскому подошел поэт и драматург Яков Галицкий, который выразил свое восхищение творчеством оркестра и предложил написать слова к той новой красивой мелодии.
Слайд 16Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилось стихотворение «Синий платочек».
Впервые песню «Синий платочек» исполнил солист «Голубого джаза» Станислав Ландау, после чего она стала постоянной в репертуаре оркестра. Любопытно, что в Польше к тому времени уже была песня на мелодию Ежи Петерсбурского. «Синий платочек» пели Изабелла Юрьева и Вадим Козин, но до войны эта песня не получила широкой известности.
Слайд 17 «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия
Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты «В решающий бой!» Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике. «Синий платочек» навсегда остался в числе лучших военных песен. Красивое концертное платье и туфли на высоких каблуках — обязательный атрибут Клавдии Ивановны. На кузовах машин, в блиндажах и землянках, сквозь «огонь пожарищ» и грохот войны она появлялась будто бы из другой, мирной жизни.
Слайд 18Песня появилась в 1943 году. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть
окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу композитору Матвею Блантеру . Спустя несколько месяцев услышал по радио, как “В лесу прифронтовом” исполняет Ефрем Флакс”.Композитор Матвей Блантер намеренно стилизовал песню под упомянутый в стихах Исаковского вальс «Осенний сон» (автор вальса – А. Джойс). Вместе с тем, музыка Блантера наполнена особой атмосферой военной поры, в ней отразились и тоска мирной жизни, и несгибаемая воля к победе над ненавистным врагом.
Слайд 21Композитор Матвей Блантер намеренно стилизовал песню под упомянутый в стихах Исаковского
вальс «Осенний сон» (автор вальса – А. Джойс). Чудесная мелодия звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни. К оригинальным мотивам композитор “пристраивает” хорошо знакомые каждому интонации старинного вальса “Осенний сон”, и это связывает песню с чем-то очень дорогим, не омраченным в памяти никакими тяготами войны. Но “В лесу прифронтовом” - не только лирика. Эта поистине удивительная песня написана с высоким гражданским чувством и мужественной силой. Ее мелодия звучит как призыв к борьбе, она зовет на бой с ненавистным врагом.
Слайд 23Сюжет этой всенародно известной, любимой песни времен Великой Отечественной войны бесхитростен
и прост. Но стоит ей прозвучать в наши дни, как в памяти тех, кто ее слышал и пел в военные годы, проносятся волнующие страницы далеких лет…. Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл».
Слайд 25
Песня Яна Френкеля на стихи Гамзатова «Журавли» появилась спустя
двадцать с лишним лет после Дня победы: не исчезает, не тускнеет с годами наша память о Великой Отечественной войне.
«Журавли» - это нерукотворный памятник всем тем безвестным героям, кто жил и умер ради славы, а ради жизни на земле.
И живет песня, утешает, сочувствует, будит нашу совесть, не дает застыть памяти. И мы гордимся тем, что есть у нас песня, которой жить и жить , волновать сердца поколений и оставлять в памяти народной подвиг всех тех, кто защищал свое отечество в дни суровых испытаний…
Я думаю, что все вы догадались, кому Гамзатов посвятил эту песню.
Каждый погибший солдат превращается в журавля, и журавлиная стая печальным криком оповещает нас о том, что они живы, они нас видят, они рады за нас.
Слайд 31И в наше время композиторы создают замечательные произвеления, проникнутые горечью войны
и душевным лиризмом.Именно такой стала песня «Ах, эти тучи в голубом»
Песня «Ах, эти тучи в голубом» сразу приобрела огромную популярность
в народе. В ней удачно совместились лирика и драматизм. Кроме того,
песня «Ах, эти тучи в голубом» проникнута той особой задушевностью,которая звучала в песнях композиторов 40-х годов.
Слайд 3422 июня 1941 года… Пройдут десятилетия и века, но человечество всегда
будет помнить эту горькую дату начала самой страшной из войн. Она унесла 20 млн. жизней советских людей. 1710 наших городов, полностью разрушенных, оставили, уходя, фашисты. В народной памяти, литературе, музыке остались запечатленными 1418 военных дней и ночей.