Презентация, доклад Обучение чтению обучающихся с ОВЗ

Содержание

При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи:-фонетико-фонематическая сторона-лексика- грамматический строй

Слайд 1Обучение чтению детей с ОВЗ в коррекционной школе 8 вида

Выполнила :

Учитель-олигофренопедагог
КГКОУ «Школа 1» Щетинина С.И.
Обучение чтению детей с ОВЗ в коррекционной школе 8 видаВыполнила : Учитель-олигофренопедагогКГКОУ «Школа 1» Щетинина С.И.

Слайд 2При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи:
-фонетико-фонематическая сторона
-лексика
- грамматический строй

При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи:-фонетико-фонематическая сторона-лексика- грамматический строй

Слайд 3Речевые нарушения детей с ОВЗ носят системный характер, т.е. страдает речь

как целостная функциональная система
Речевые нарушения детей с ОВЗ носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система

Слайд 4
Чтение и развитие речи

1.Обучение правильному, беглому, выразительному и осознанному чтению;

2.

Развитие связной речи
и коррекция речевых недостатков



Чтение и развитие речи 1.Обучение правильному, беглому, выразительному и осознанному чтению;2. Развитие связной речи   и

Слайд 5
Этапы становления навыка чтения







1 этап
аналитический
единица –
буква, слог

2 этап
синтетический
единица –
слово
3

этап
автоматизированный
единица –
предложе-
ние

Этапы становления навыка   чтения1 этапаналитическийединица –буква, слог2 этапсинтетическийединица –слово3 этапавтоматизированныйединица –предложе-ние

Слайд 6



Умение говорить умение понимать
Экспрессивная

импрессивная
речь речь

диалог монолог

связная устная речь – двусторонний процесс

Умение говорить  умение пониматьЭкспрессивная        импрессивная

Слайд 7 Виды работ по развитию связной речи на уроках чтения:

- упражнения в диалоге; - ответы на вопросы и постановка вопросов самими учениками; - пересказ прочитанного; - устное словесное рисование; - отзыв о прочитанной книге; - составление рассказа с опорой на иллюстрацию, по опорным словам, на заданную тему, по картине; - рассказ с изменением лица;
Виды работ по развитию связной речи на уроках чтения:

Слайд 8 - соотнесение заглавия и содержания; о – озаглавить текст;

- деление текста на части, соотнесение вступления, основной части и заключения; - моделирование, обыгрывание речевых ситуаций; - - работа со словарями по уточнению лексического значения слова и др.
- соотнесение заглавия и содержания;  о – озаглавить текст;  - деление текста на части,

Слайд 9Методика улучшения устной речи, письма, чтения и восприятия текста на слух

с помощью упражнения для мозга (Н.И. Хромов)



Данные упражнения дают возможность объединить работу полушарий мозга и улучшить процесс восприятия.
Методика улучшения устной речи, письма, чтения и восприятия текста на слух с помощью упражнения для мозга (Н.И.

Слайд 10 Упражнение 1. Встаньте прямо и поднимите колено правой ноги

под прямым углом и оттянутым носком, а левой рукой хлопните по правому колену, при этом глаза смотрят вправо -вверх. Упражнение повторить для левой ноги и правой руки, при движении глаз влево - вверх. Упражнение проводится 15 раз. Действие выполняется на вдохе, а счёт на выдохе, в момент хлопка рукой по колену. Сначала упражнение выполняется с открытыми глазами, а по мере усвоения – с закрытыми. Упражнение повторяется при устойчивом наблюдении предмета вдали.

Упражнение 1. Встаньте прямо и поднимите колено правой ноги под прямым углом и оттянутым носком,

Слайд 11 Упражнение 2. Поднять колено под прямым углом и оттянутым носком,

коснуться его локтем противоположной руки, при этом глаза смотрят влево -вверх и вправо - вверх, противоположно поднятому колену. Упражнение повторить 15 раз, счёт на выдохе. Упражнение повторить при наблюдении предмета вдали и вблизи на выдохе.
Упражнение 3. Махи ногами назад с одновременным касанием ступни противоположной рукой – 15 раз.
Упражнение 2. Поднять колено под прямым углом и оттянутым носком, коснуться его локтем противоположной руки, при

Слайд 12Игровые упражнения на уроках чтения
Упражнения на развитие речевого дыхания
«Насос» - встаньте

прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого насоса. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делаем вдох, а наклоняясь, - выдох. А теперь, то же самое, но со звуком: наклоняясь, выбрасывайте очередную порцию «воды» - «фффффуу!..». Соберите губы как для свиста, с силой выдыхайте воздух: «фффффу!.. фффффу!». Не торопитесь, распрямляясь, успевайте сделать полный глубокий вдох. Проделайте наклоны 4-5 раз. В дальнейшем можно увеличивать количество наклонов.
Игровые упражнения на уроках чтенияУпражнения на развитие речевого дыхания«Насос» - встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь

Слайд 13«Пильщики» - упражнение выполняется парами.
Возьмитесь за руки крест-накрест. Правые руки –

ваша пила, левые – бревно. Первый из участников тянет на себя «пилу», имитируя на активном вдохе звук: «з-з-з-з-з» (счёт «раз»), второй берёт пилу на себя: «с-с-с-с-с» (счёт «два»). Пилить надо энергично, весело. Дыхание должно быть равномерным, ритмичным.
«Пильщики» - упражнение выполняется парами.Возьмитесь за руки крест-накрест. Правые руки – ваша пила, левые – бревно. Первый

Слайд 14«Вежливый поклон» - 1позиция – поднимитесь на носки, руки в стороны

(вдох). 2позиция – медленно склоняйтесь вперёд, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. На поклоне произносите растянутое на звуке «с» слово «зздрас-ссссссссссте». Следите за тем, чтобы последний слог «те» прозвучал громко, отчётливо, сохраните для него полную порцию воздуха.
«Вежливый поклон» - 1позиция – поднимитесь на носки, руки в стороны (вдох). 2позиция – медленно склоняйтесь вперёд,

Слайд 15Работа над речевым голосом
1.Упражнение «Скакалка»- (текст З.В. Савковой) Чтение вслух стихотворения,

скандируя по слогам, в ритме человека, прыгающего со скакалкой:
Со скакалкой я скачу, научиться я хочу
Так владеть дыханьем, чтобы звук держать оно могло бы
Глубоко, ритмично было
И меня не подводило.
Я скачу без передышки
И не чувствую одышки.
Голос звучен, льётся ровно
И не прыгаю я словно.
Раз! – два! Раз! – два! Раз! – два! Раз!
Можно
Прыгать
Целый
Час!
Работа над речевым голосом1.Упражнение «Скакалка»- (текст З.В. Савковой) Чтение вслух стихотворения, скандируя по слогам, в ритме человека,

Слайд 162. «Барабанщик» - барабанщик отбивает походный марш:
Пам – пара –

па – памм – памм!
Пам – пара – па – памм – памм!
Пам – пара – па – памм – памм!
Пам!
Памм!
Паммм!
Продолжите упражнение словами стихотворения А. Барто
Левой, правой, левой, правой,
На парад идёт отряд. На парад идёт отряд.
Барабанщик очень рад: Барабанит,
Барабанит полтора часа подряд

2. «Барабанщик» - барабанщик отбивает походный марш: Пам – пара – па – памм – памм!Пам –

Слайд 17 ( текст читается ритмично, скандировано, имитируя барабанный бой) Закончите упражнение

словами стихотворения
И. Сельвинского:
Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бурю!
Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бой!

3. «Книжки» - Прочтите отрывок из стихотворения С.Маршака «Книжки про книжки».
Распределите звуковое нарастание в соответствии с нарастанием по смыслу

( текст читается ритмично, скандировано, имитируя барабанный бой) Закончите упражнение словами стихотворенияИ. Сельвинского:Пара барабанов, пара барабанов,

Слайд 18Повышайте звук от строчки к строчке постепенно, по полутонам. Зато понижение

должно быть тремя резкими ступенями:
Книжки горько плакали!
У Скворцова и без начала
Гришки переплёты
Жили – были как мочала
Книжки на листах
Грязные каракули
Лохматые книжки
Рваные горько
Горбатые плакали!
Без конца


Повышайте звук от строчки к строчке постепенно, по полутонам. Зато понижение должно быть тремя резкими ступенями:Книжки

Слайд 194.Сценки с междометиями

Класс разбивается на пары или группы. Каждая группа вытаскивает

билетик с междометием. Например: ах, ох, а-а-а, о-о-о, мгм, у-у-у. Учитель напоминает, что каждому восклицанию предшествует событие, происшествие, которое произвело на человека какое – то впечатление. Правдивое обыгрывание междометий связано с аритмией дыхания и особой активизацией голоса.
4.Сценки с междометиямиКласс разбивается на пары или группы. Каждая группа вытаскивает билетик с междометием. Например: ах, ох,

Слайд 205.«Знаки препинания»
Озвучивание знаков препинания позволяет детям отличить и указать какую именно

строчку, из написанных на доске, прочёл учитель (ученик).

Татьяна Юрьевна. или 1. В лесу родилась ёлочка.
Татьяна Юрьевна? 2. В лесу родилась ёлочка?
Татьяна Юрьевна, 3. В лесу родилась ёлочка,
Татьяна Юрьевна… 4. В лесу родилась ёлочка…
Татьяна Юрьевна! 5. В лесу родилась ёлочка!

Возможен обратный вариант задания: записать знак, услышанный в речи исполнителя.
5.«Знаки препинания»Озвучивание знаков препинания позволяет детям отличить и указать какую именно строчку, из написанных на доске, прочёл

Слайд 21Игра «Шапка вопросов»

Вид работы по литературному тексту, требующий взаимосвязи детей друг

с другом. Каждый участвующий должен бросить в «шапку» два вопроса по тексту: 1. Вопрос, проверяющий знание текста; 2.Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту). Смысл игры в постановке ученика в разные позиции: проверяющего, не знающего. На вопросы отвечают все ученики. Они подходят к «шапке» и вынимают одну из бумажек. Во время выполнения задания хорошо раскрывается понятие «интересного» и «неинтересного» вопроса.
Игра «Шапка вопросов»Вид работы по литературному тексту, требующий взаимосвязи детей друг с другом. Каждый участвующий должен бросить

Слайд 22Игры –разминки
( социо – игровой подход)
1.«Встать по пальцам» - Все

дети сидят, педагог, отвернувшись или закрыв глаза, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает до 3, после чего произносит: «Замри!». Он открывает глаза и поворачивается к ученикам. В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько было показано пальцев. Каждому из учащихся нужно быстро сориентироваться и, если количество стоящих меньше заданного, встать самому.
Игры –разминки( социо – игровой подход) 1.«Встать по пальцам» - Все дети сидят, педагог, отвернувшись или закрыв

Слайд 23
Или сесть, если количество стоящих, больше заданного числа. Это упражнение помогает

активизировать ученическую позицию на занятии. Упражнение хорошо выполняется только при условии нацеленности каждого на общий результат. Если в группе уч-ся встают каждый раз 2-3 ученика, а остальные сидят, можно самых активных попросить быть судьями, которые будут наблюдать за точностью выполнения команды «замри».
Или сесть, если количество стоящих, больше заданного числа. Это упражнение помогает активизировать ученическую позицию на занятии. Упражнение

Слайд 242.«Эстафета» - коллективное упражнение, в котором у каждого есть своя обязанность,

выполняемая вовремя. Это «вовремя» является большой трудностью. Участники эстафеты по одному встают и садятся друг за другом в едином ритме, так, чтобы, как только сел предыдущий, встаёт следующий.

Порядок вставания можно менять – по рядам, от парты к парте, змейкой, через одного, одновременно по одному с каждого ряда и т.п.

2.«Эстафета» - коллективное упражнение, в котором у каждого есть своя обязанность, выполняемая вовремя. Это «вовремя» является большой

Слайд 25Задача каждого ученика – вовремя определить момент, когда нужно встать или

сесть, а задача всего коллектива – терпеливо ждать, не торопить, не подталкивать, не останавливать. Особо полезна игра для детей эгоцентрического склада, не умеющих дослушивать, уступать.

3.«Стою, на кого-то смотрю» - задача в том, чтобы тот, на кого смотрит учитель (ведущий), встаёт. Элементарное задание завершается словами: «Спасибо, садись». Встать в ответ на взгляд может каждый, если он захочет признать, что смотрят на него.

Задача каждого ученика – вовремя определить момент, когда нужно встать или сесть, а задача всего коллектива –

Слайд 26Полезно предложить кому-то из детей встать на место учителя. Задание можно

использовать как образец вежливого общения. Дети не всегда говорят слова «спасибо, садись» и если это правило нарушается, учитель не спешит объяснять причину, вызывает нового ведущего, просит его работать более точно. Пока дети сами не начинают понимать, что нужно говорить ведущему. Игра - обучение действию строго по инструкции.

Полезно предложить кому-то из детей встать на место учителя. Задание можно использовать как образец вежливого общения. Дети

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть