Презентация, доклад по теме Текст. Идея текста

Содержание

Текст. Идея текста (5 класс)

Слайд 1Титульный слайд
Презентацию выполнила: Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и

литературы

Учебное заведение: МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края

Урок развития речи в 5 классе по теме «Текст. Идея текста»

Цель урока:
Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении;
Ознакомиться с понятием идея текста:
Воспитывать у учащихся трудолюбие и желание «творить» добро

Титульный слайд Презентацию выполнила: Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ «Павловская СОШ»

Слайд 2Текст. Идея текста (5 класс)

Текст. Идея текста (5 класс)

Слайд 3Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Много предстоит узнать.
Постарайтесь всё понять.

Начинается урок,Он пойдёт ребятам впрок.Много предстоит узнать. Постарайтесь всё понять.

Слайд 4Е Пермяк. Волшебные краски
Один раз в сто лет самый

добрый из всех самых добрых стариков – Дед Мороз – в ночь под Новый год приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать всё, что захочешь, и нарисованное оживёт.
Хочешь – нарисуй стадо коров и потом паси их. Хочешь – нарисуй корабль и плыви на нём… Или звездолёт – и лети к звёздам. А если тебе нужно нарисовать что-нибудь попроще, например стул, - пожалуйста.. Нарисуй и садись на него. Волшебными красками можно нарисовать что угодно, даже мыло, и оно будет мылиться. Поэтому Дед Мороз приносит волшебные краски самому доброму из всех самых добрых детей.
Е Пермяк. Волшебные краски  Один раз в сто лет самый добрый из всех самых добрых стариков

Слайд 5 И это понятно… Если такие краски попадут в руки

злому мальчику или девочке – они могут натворить много бед. Стоит, скажем, этими красками пририсовать человеку второй нос, он будет двуносым. Стоит пририсовать собаке рога, курице – усы, а кошке –горб, будет собака –рогатой, курица усатой, а кошка – горбатой.

Поэтому Дед Мороз очень долго проверяет сердца детей, а потом уж выбирает, кому из них подарить волшебные краски.

В последний раз Дед Мороз подарил волшебные краски одному самому из всех самых добрых мальчиков.

И это понятно… Если такие краски попадут в руки злому мальчику или девочке – они

Слайд 6 Мальчик очень обрадовался краскам и тут же принялся

рисовать. Рисовать для других. Потому что он был самый добрый из всех добрых мальчиков. Он нарисовал бабушке тёплый платок, маме – нарядное платье, а отцу – новое охотничье ружьё. Слепому старику мальчик нарисовал глаза, а своим товарищам большую-пребольшую школу…

Он рисовал, не разгибаясь, весь день и весь вечер… Он рисовал на другой, и на третий, и на четвёртый день… Он рисовал , желая людям добра. Рисовал до тех пор, пока не кончились краски. Но…

Мальчик очень обрадовался краскам и тут же принялся рисовать. Рисовать для других. Потому что

Слайд 7 Но никто не мог воспользоваться нарисованным. Платок, нарисованный бабушке,

был похож на тряпицу для мытья полов, а платье, нарисованное матери, оказалось таким кособоким, пёстрым и мешковатым, что она его не захотела даже примерить. Ружьё ничем не отличалось от дубины. Глаза для слепого напоминали две голубые кляксы, и он не мог ими видеть. А школа, которую очень усердно рисовал мальчик, получилась до того ужасной, что к ней даже боялись подходить близко. Падающие стены. Крыша набекрень. Косые двери… Страшилище, а не дом. Уродливое здание не захотели взять даже для склада.
Но никто не мог воспользоваться нарисованным. Платок, нарисованный бабушке, был похож на тряпицу для мытья

Слайд 8 Так на улице появились деревья, похожие на старые

метёлки. Появились лошади с проволочными ногами, автомобили с какими-то странными кругляшками вместо колёс, самолёты с тяжёлыми крыльями, электрические провода толщиной в бревно, шубы и пальто, у которых один рукав длиннее другого… так появились тысячи вещей, которыми нельзя было воспользоваться, и люди ужаснулись.

- Как ты мог сделать столько зла, самый добрый из всех самых добрых мальчиков?

Так на улице появились деревья, похожие на старые метёлки. Появились лошади с проволочными ногами,

Слайд 9 И мальчик заплакал. Ему так хотелось сделать счастливыми

людей, но, не умея рисовать, он зря извёл краски. Мальчик плакал так громко и безутешно, что его услышал самый добрый из всех самых добрых стариков – Дед Мороз. Услышал и вернулся к нему. Вернулся и положил перед мальчиком краски.

- Только это, мой друг, простые краски… Но они могут стать волшебными, если ты этого захочешь…

И мальчик заплакал. Ему так хотелось сделать счастливыми людей, но, не умея рисовать, он

Слайд 10 Так сказал Дед Мороз и удалился… Прошёл год.

Прошло два года… прошло много и очень много лет. Мальчик стал юношей, потом взрослым человеком, а потом стариком… Он всю жизнь рисовал простыми красками. Рисовал дома. Рисовал лица людей. Одежду. Самолёты. Мосты. Железнодорожные станции. Дворцы… И пришло время, настали счастливые дни, когда нарисованное им на бумаге стало переходить в жизнь..

Появилось множество прекрасных зданий, построенных по его рисунка. Полетели чудесные самолёты. С берега на берег перекинулись незнаемые мосты… И никто не хотел верить, что все это было нарисовано простыми красками. Все их называли волшебными.

Так сказал Дед Мороз и удалился… Прошёл год. Прошло два года… прошло много и

Слайд 11 Так случается на белом свете… Так случается не

только с красками, но и с обыкновенным топором или швейной иглой и даже с простой глиной… Так случается со всем тем, к чему прикасаются руки самого великого волшебника из всех самых великих волшебников – руки трудолюбивого, настойчивого человека…
Так случается на белом свете… Так случается не только с красками, но и с

Слайд 12Рассуждаем!
Как вы поняли притчу?
Что такое притча?
Притча –

небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. (По школьному «Словарю литературоведческих терминов»)

У Ожегова притча – иносказательный рассказ с поучением.

Рассуждаем!  Как вы поняли притчу?  Что такое притча?Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной,

Слайд 13Наблюдаем и размышляем!
Когда мы прибегаем к иносказанию?
Иносказание, аллегория –

изображение отвлечённого нравственного понятия или явления через конкретный образ. (По школьному «Словарю литературоведческих терминов»)

Какие конкретные, наглядно представляемые предметы названы в тексте? Автор выносит название этих предметов в заглавие.

(Краски для рисования)

Наблюдаем и размышляем! Когда мы прибегаем к иносказанию? Иносказание, аллегория – изображение отвлечённого нравственного понятия или явления

Слайд 14Наблюдаем и размышляем!
Кто их вводит в ситуацию?
(Рассказчик)
Почему в

его речи возникает эпитет волшебные?

(Сначала он имеет в виду именно волшебные, сказочные краски, а потом говорит, что и обычные краски могут стать волшебными)

Наблюдаем и размышляем! Кто их вводит в ситуацию? (Рассказчик) Почему в его речи возникает эпитет волшебные?(Сначала он

Слайд 15Наблюдаем и размышляем!
О чем этот текст?
Как бы вы

сформулировали его тему?

(О том, как добрый мальчик учился рисовать)

Почему именно добрый ребёнок получает в подарок волшебные краски?
В чём выразилась доброта мальчика?

(Злой человек, получив большую власть, может захотеть использовать её во вред окружающим. Мальчик же хотел сделать приятное другим людям, принести им пользу)

Наблюдаем и размышляем! О чем этот текст? Как бы вы сформулировали его тему? (О том, как добрый

Слайд 16Наблюдаем и размышляем!
Как отреагировали люди на его подарки? Прочитайте.

Почему они ужаснулись и сказали, что он причинил много зла?

(Он не умел рисовать, поэтому всё получилось плохо.

Почему Дед Мороз, дав мальчику простые краски, сказал: «Они могут стать волшебным, если ты этого захочешь»?
Как нужно понимать сказанное?

Чему на самом деле научился мальчик?

(Трудолюбию и настойчивости)

Наблюдаем и размышляем! Как отреагировали люди на его подарки? Прочитайте. Почему они ужаснулись и сказали, что он

Слайд 17Наблюдаем и размышляем!
Как понимать последний абзац?
Почему мудрый рассказчик

хочет нас научить?

Нельзя быть эгоистом, думать только о себе, но и недостаточно одного желания делать добро другим. Нужно смотреть на людей, на мир, доверять миру, быть открытым ему и утверждать себя в нём. Для этого нужно много и хорошо трудиться

Вот в чём смысл поучения притчи, нравственной идеи, которую хочет донести до нас автор.

Наблюдаем и размышляем! Как понимать последний абзац?  Почему мудрый рассказчик хочет нас научить?Нельзя быть эгоистом, думать

Слайд 18Размышляем и предполагаем!
Какой заголовок вы предложите, чтобы он отражал не

тему («Волшебные краски»), а идею текста?

«Самый великий волшебник из всех великих волшебников – руки трудолюбивого, настойчивого человека»

Выбранный заголовок записывается на первой пропущенной после темы строке.

Размышляем и предполагаем! Какой заголовок вы предложите, чтобы он отражал не тему («Волшебные краски»), а идею текста?«Самый

Слайд 19Составьте план текста, по возможности используя цитаты, так, чтобы он отражал

развитие идеи.

Красками можно нарисовать всё, что захочешь, и нарисованное оживает.

2. Если такие краски попадут в руки злому мальчику или злой девочке – они могут натворить много бед.

3. Самый добрый мальчик тут же принялся рисовать для других, желая людям добра.

4. Никто не мог воспользоваться
нарисованным: не умея рисовать, мальчик
зря извёл краски.

Составьте план текста, по возможности используя цитаты, так, чтобы он отражал развитие идеи. Красками можно нарисовать всё,

Слайд 20Примерный план (продолжение)
5. Пришло время, настали счастливые дни, когда нарисованное

им на бумаге стало переходить в жизнь.

6. Так случается со всем тем, к чему прикасаются руки самого великого волшебника из всех самых великих волшебников – руки трудолюбивого, настойчивого человека.

Примерный план (продолжение) 5. Пришло время, настали счастливые дни, когда нарисованное им на бумаге стало переходить в

Слайд 21Сжатое изложение текста
А теперь мы закроем текст и попробуем коротко

(10 предложений) отразить его содержание, пользуясь планом и записями в тетради.

Удалось ли нам в нескольких предложениях передать основное содержание текста?
Что нам помогло?

Какова роль идеи текста?

(Это главная мысль текста, без неё текста не получится)

Сжатое изложение текста А теперь мы закроем текст и попробуем коротко (10 предложений) отразить его содержание, пользуясь

Слайд 22Рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Какие трудности у вас

появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас сейчас?

Рефлексия Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их

Слайд 23http://img-fotki.yandex.ru/get/5009/ladyo2004.231/0_5db6c_5111fbeb_S.jpg -мольберт
http://img-fotki.yandex.ru/get/4408/ladyo2004.231/0_5db6b_be0a10ae_S.jpg - красочки
http://img-fotki.yandex.ru/get/5506/ladyo2004.22f/0_5db11_716e93bd_S.jpg -красный залп
1 Русский язык. 5 класс. Полугодие:

технологические карты уроков УМК В.В.Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной и др. / автор-сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2012
http://img-fotki.yandex.ru/get/5009/ladyo2004.231/0_5db6c_5111fbeb_S.jpg -мольбертhttp://img-fotki.yandex.ru/get/4408/ladyo2004.231/0_5db6b_be0a10ae_S.jpg - красочкиhttp://img-fotki.yandex.ru/get/5506/ladyo2004.22f/0_5db11_716e93bd_S.jpg -красный залп1 Русский язык. 5 класс. Полугодие: технологические карты уроков УМК В.В.Бабайцевой, Л.Д.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть