Слайд 1Алгоритм выполнения
заданий 1-3
ЕГЭ 2018.
Мамаева Муминат Абдулвагабовна,
Учитель русского языка и литературы
МБОУ
«Уллубийаульская СОШ»
Слайд 2Алгоритм выполнения заданий 1-3
ЕГЭ-2018
Задания 1-3 ЕГЭ по русскому языку тесно взаимосвязаны
и представляют информационную обработку текста. Здесь проверяется ваше умение определять главную информацию, содержащуюся в тексте научного стиля, устанавливать логическую связь между частями высказывания, выбирать слово с нужным лексическим значением.
Слайд 3Прочитайте текст и выполните задание 1 – 3
(1)Диалектология теснейшим образом связана
с такими науками, как история языка, этнография. (2)Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков. (3) этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, так как в основных тематических группах диалектной лексики выражены народные представления о мире.
Слайд 4Как работать с текстом?
Прочитайте только исходный текст и проанализируйте его. Не
читайте сразу же предложения, помещенные после текста. Это запутает вас. Начните работу в таком порядке:
1. Подчеркните в каждом предложении ключевые слова, словосочетания.
2. Определите логические и смысловые отношения между предложениями. Например, в данном тексте в предложении 1 содержится тезис: диалектология связана с историей языка и этнографией. Предложения 2 и 3 поясняют мысль, выраженную в предложении 1. Это аргументы, доказательства тезиса: что связывает историю языка с диалектологией (2), а что интересует этнографов (3).
3. Перескажите сжато главную информацию, соблюдая логику развития мысли.
Слайд 5Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите
номера этих предложений.
Тесная связь диалектологии с историей языка и этнографией обусловлена тем, что сохраняющиеся архаичные элементы помогают историкам языка объяснить происхождение тех или иных звуков, а диалектная лексика, раскрывающая народные представления о мире, интересует этнографов и историков народной культуры.
2) Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка и этнография, ведь современные границы диалектов позволяют с большей или меньшей степенью вероятности восстановить границы, разделявшие древние племена, а затем различные феодальные области.
3) Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них сохраняются архаичные лексические элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков.
4) Этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, поскольку в ней в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя.
5) В современных диалектах сохраняются архаичные элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков, а диалектная лексика помогает понять народные представления о мире, чем и объясняется теснейшая связь диалектологии с историей языка и этнографией.
Слайд 6В процессе выполнения этой работы вы сделаете задание 2, так как слово,
которое надо выбрать из списка и вставить на место пропуска, как раз и помогает установить эти смысловые связи. Например, уточняющая информация потребует слов так, то есть, именно, например; вывод из сказанного – поэтому, так что, итак, таким образом; противопоставление – наоборот, но, зато, однако; порядок изложения фактов – во-первых, с одной стороны; причина описываемых явлений – потому что, так как, поскольку и т. д. Вставьте выбранное слово и прочитайте текст. Оно должно прояснить смысловые отношения между предложениями.
Формулировка задания:
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Например,
А
Тем самым
Несмотря на это,
Если
Слайд 7(В данном тексте это противительный союз а: историков интересует одно, а этнографов другое.)
4. Сравните
свой сжатый текст с предложенными вариантами ответов. Выберите 2 ответа, в которых содержится ВСЯ главная информация.
Что могут содержать отвергнутые варианты?
1.Вся информация правильная, но неполная, только частичная.
2.Наряду с правильной использована неверная информация.
3.Иногда может быть допущена незаметная фактическая ошибка. (Например, на территории России вместо на территории Европейской части России.)
4.Приведены детали, подробности, примеры, которые мешают увидеть, что главная информация представлена не целиком.
(В данном задании предложение 2 содержит неверную информацию, предложения 3, 4 только частично передают главную информацию,
в них допущено искажение фактов.)
Что нужно помнить?
В правильном варианте информация может быть изложена не в том порядке, в каком она расположена в исходном тексте (см. предложение 5).
Слайд 8Задание 3.
Формулировка задания:
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова
ОБРАТИТЬСЯ (ОБРАЩАТЬСЯ). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОБРАТИТЬСЯ, -ащусь, -атишься; сов.
1) вокруг чего. Совершить кругообразное движение вокруг чего-н. О. вокруг своей оси.
2) к кому-чему. Повернуться в направлении кого-чего-н. О. лицом к окну.
3) к чему. Направить на что-л. свою деятельность, приняться, взяться за что-н. О. к первоисточникам. О. к занятиям.
4) к кому. Направиться к кому-н. с просьбой или отнестись к кому-н. с какими-н. словами, с речью. О. к врачу. О. с вопросом, за советом к кому-н.
5) в кого-что. То же, что превратиться. Вода обратилась в пар. Разговор обратился в шутку. О. в слух (перен.: начать внимательно слушать).
Слайд 9Подставляйте каждое лексическое толкование слова взамен слова, указанного в исходном тексте,
а также сравнивайте примеры использования данного значения слова. Подставленное лексическое толкование не должно исказить смысла предложения и его грамматический строй. Перечитывайте то, что каждый раз получается, слушайте себя, делайте вывод:
Историки языка всегда обращались «поворачивались в направлении» к данным современных диалектов…
Обращаться к данным современных диалектов = обращаться к первоисточникам.
Слайд 101)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор
– процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Слайд 12Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте
пропуска в третьем (3) предложении текста?
Выпишите это слово (сочетание слов).
С другой стороны,
Ведь
Напротив,
Хотя
Несмотря на это,
Слайд 13Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ. Определите
значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ, -я, м.
1.Лицо, которое действует по чьему-н. поручению, выражает чьи-н. интересы, взгляды. П. завода. Полномочный п.
2.Человек, представляющий в своём лице какой-н. разряд, группу людей или какую-н. область деятельности. Лучшие представители офицерства.
3.Выразитель чьих-л. интересов, мнений, взглядов и т.п. П. потребностей народа. Быть представителем чьих-л. интересов.
4.Типичный образец того или иного разряда животных, растений и т.п. Этот цветок – п. северной флоры